К вопросу о "черном ящике" на транспорте

(Газизов В. А.) ("Транспортное право", 2012, N 3) Текст документа

К ВОПРОСУ О "ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ" НА ТРАНСПОРТЕ

В. А. ГАЗИЗОВ

Газизов В. А., доцент, Московский университет МВД России.

Термин "черный ящик" часто используют специалисты, когда говорят о кибернетическом устройстве, которое может быть очень сложным регулятором, подключенным к очень сложному процессу <1>. Средства массовой информации называют "черным ящиком" <2> аварийные бортовые самописцы транспортных средств. Например, "черный ящик" рассказал, из-за кого утонули люди в Италии 14 января 2012 г. Обнародованы первые результаты расшифровки самописцев с борта потерпевшего крушение круизного теплохода Costa Concordia <3>. Устоявшееся неправильное название в основном относят к авиационным бортовым регистраторам. -------------------------------- <1> Лем С. Сумма технологий. М., 1968. <2> Большая иллюстрированная энциклопедия. Т. 30. М., 2010. С. 273. <3> Прибыловский М. "Черный ящик" рассказал, из-за кого утонули люди // URL: www. gudok. ru/transport/?pub_id=423115.

Бортовые самописцы, или бортовые регистраторы, используются для записи основных параметров состояния материальной части, навигационных данных маршрута, действий экипажа и других сведений, являясь, таким образом, частью системы объективного контроля транспортного средства. Современные авиалайнеры имеют два комплекта регистраторов. Первый комплект - эксплуатационный, предназначенный для контроля работы систем и экипажа после полета. Второй комплект - аварийный, в прочном герметичном корпусе. Сведения, полученные с бортовых регистраторов, как правило, используются для выяснения причин транспортных происшествий. Например, при осмотре места происшествия по делам об авиационных катастрофах <4> рекомендуется особое внимание уделять обнаружению, осмотру и изъятию средств объективного контроля, бортовых аварийных самописцев. При осмотре наземных объектов управления воздушным движением подлежат осмотру и фоторегистраторы с целью определения его исправности, факта его включения в момент происшествия, места нахождения фотопленки и т. д. Материалы изымаются и приобщаются к делу в качестве вещественного доказательства. Носители информации расшифровываются, назначаются, и проводятся необходимые судебные экспертизы, что позволяет установить причины происшедшего и восстановить объективную картину события. -------------------------------- <4> Осмотр места происшествия: Практ. пособие / Под ред. А. И. Дворкина. М., 2000.

В том или ином виде самописцы или регистраторы в настоящее время применяются на многих видах транспортных средств: пассажирский и грузовой автотранспорт; легковой автотранспорт организаций и частных лиц; сельскохозяйственная и строительная техника; такси и службы инкассации; спецтехника; городские коммунальные службы; малая авиация (вертолеты, самолеты, сельхозавиация); речной транспорт; железнодорожный транспорт и др. Например, на железнодорожном транспорте используется локомотивный скоростемер (прибор фиксирует скорость, время, расстояние и т. д.) <5>. -------------------------------- <5> URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/.

На автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок, в Российской Федерации применяются тахографы <6>. Тахографы должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, иметь сертификат об утверждении типа средств измерений, допускающий тахографы к применению в Российской Федерации, а также действующее свидетельство о проведении их государственного метрологического контроля (поверки) или поверительное клеймо <7>. Кроме того, предписано оснащать тахографами вновь изготовленные автобусы с числом мест более 20 и грузовые автотранспортные средства разрешенным максимальным весом более 15 т, предназначенные для междугородных перевозок <8>. После принятия в России нового техрегламента стала обязательной установка тахографов на коммерческий грузовой и пассажирский транспорт. Расширен перечень параметров контроля и регистрации работы транспортного средства, указаны требования к тахографу, перечислено, что должен фиксировать прибор: "Показания: скорости движения, пройденного пути, текущего времени, сигнала о превышении заданной скорости, сигнала о нарушениях в работе тахографа; регистрацию: скорости движения, пройденного пути, времени управления транспортным средством, времени нахождения на рабочем месте и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения" <9>. -------------------------------- <6> Тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. <7> Приказ Минтранса России от 07.07.1998 N 86 "Об утверждении Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации". <8> Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N 922. <9> См.: Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств".

Однако законодательная база в этой области не успевает своевременно отвечать на транспортные проблемы глобального мира. Это и террористическая угроза, и безопасность движения, и преступность на транспорте, преступления и правонарушения, связанные с общественным транспортом. В этих условиях широкое распространение получило использование глобальных навигационных систем (GPS/ГЛОНАСС) и систем видеорегистрации, использование которых в комплексе с тахографом (тахограф + ГЛОНАСС + видеорегистратор), безусловно, является одним из способов повышения безопасности на транспорте. Различные фирмы, инициативные изобретатели по всей стране пытаются изобрести и установить на разные транспортные средства "черные ящики". Например, по информации Управления транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ 12 сентября 2011 г. в целях повышения безопасности дорожного движения принято решение оборудовать трамвайные вагоны видеорегистраторами, которые позволят штрафовать нарушителей и предъявлять им иски о компенсации нанесенного ущерба. Они помогут зафиксировать и собрать необходимые для этого доказательства. Такое же интересное сообщение появилось в прессе Екатеринбурга. В автобусах будут установлены "черные ящики". В случае необходимости можно будет проследить, как передвигалась машина, но, чтобы начать ими пользоваться, шофера придется учить. Кто-то за два часа это все поймет и разберется. На наш взгляд, это главное во внедрении современных технологий в обеспечении безопасности на транспорте. В этой сфере деятельности в настоящее время предлагаются разнообразные решения: от тахографов, внесенных в Государственный реестр средств измерений, - это Kienzle 1318 и Kienzle 1324, бортовых электронных самописцев типа "АвтоГРАФ-WiFi", системы мониторинга транспорта "АвтоСкан GPS", систем видеонаблюдения и мониторинга, на транспорте, в реальном времени, например, на базе полнофункционального четырехканального видеорегистратора EMV-400, до китайских автомобильных видеорегистраторов, которые установили на трамвайных вагонах в г. Улан-Удэ. В некоторых случаях такие видеорегистраторы имеют сертификат соответствия. Например, видеорегистратор "HD17-LCD" имеет сертификат соответствия N РОСС CN AB52 B53172 и соответствует ГОСТ Р МЭК 60065, который говорит о том, что применение настоящего стандарта предназначено для предотвращения травм или повреждений из-за следующих опасных факторов: - поражения электрическим током; - воздействия высоких температур; - излучения; - последствия взрыва; - механических опасностей; - воспламеняемости. В данной области действуют следующие ГОСТы: - ГОСТ 22505-97 - определяет электромагнитную совместимость технических средств, индустриальные радиопомехи от радиовещательных приемников, телевизоров и другой бытовой радиоэлектронной аппаратуры; - ГОСТ Р 51515-99 - определяет электромагнитную совместимость технических средств, помехоустойчивость радиовещательных приемников, телевизоров и другой бытовой радиоэлектронной аппаратуры; - ГОСТ Р 51317.3.2-2006 - определяет электромагнитную совместимость технических средств; - ГОСТ Р 51317.3.3-2008 - определяет электромагнитную совместимость технических средств. Таким образом, испытуемый видеорегистратор соответствует установленным нормам: не имеет опасных факторов и совместим с различными техническими средствами. Однако сертификация вышеуказанного видеорегистратора не ответила на главные вопросы: - насколько данный видеорегистратор защищен от несанкционированного вмешательства в видеоизображение. Другими словами, как легко можно удалить или добавить изображение, т. е. фальсифицировать доказательства; - насколько оптическая система видеорегистратора отображает адекватно геометрические формы снимаемых объектов; - насколько формат записи видеорегистратора соответствует установленному стандарту <10> формата обмена биометрическими данными изображения лица; -------------------------------- <10> ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2006.

- сможет ли видеорегистратор качественно и без пропусков записать быстро протекающее событие, например, дорожно-транспортное происшествие, длящееся несколько секунд. В начале 2000-х гг. ГУ НПО "Спецтехника и связь" МВД России для сотрудников подразделений МВД России, занимающихся расследованием дорожно-транспортных происшествий, подготовила обзорную информацию <11> по использованию "черных ящиков" на автотранспортных средствах, где приведены сведения о новых разработках в этой области ведущих стран мира. Авторы почти 20 лет назад обратили внимание на то, что во многих зарубежных странах уже осознали важность данной проблемы и приступили к ее практическому решению, а именно к внедрению объективной бортовой системы сбора информации о параметрах работы транспортного средства. -------------------------------- <11> Автомобильный "черный ящик": Обзорная информация / Ю. Б. Зонов и др. М., 2003.

В нашей стране в 2001 г. были предприняты робкие шаги по созданию опытных образцов "черных ящиков" для спецавтомобилей МВД России. Эти устройства должны были пройти сертификацию в качестве средства измерения, без чего данные, полученные с "черного ящика", не могут быть рассмотрены судебными органами в качестве доказательства. На наш взгляд, основным разработчиком такого "черного ящика", базового устройства, как тахограф + ГЛОНАСС + видеорегистратор, для всех видов транспортных средств, и ГОСТа для него, в России должен быть Минтранс России. Естественно, для разных видов транспорта, железнодорожного, водного, колесного и других, должны быть разработаны свои виды "черных ящиков", но на основе базовых требований, разработанных для всех транспортных средств. Системы видеорегистрации и навигационные системы должны являться составной частью тахографа. Видеорегистратор записывает аудио - и видеосигналы, а также данные от приемника GPS. Система устанавливается в салоне транспортного средства и должна состоять как из двух, так и из большего количества видеокамер. Запись включается автоматически, или при срабатывании специальных датчиков, либо при нажатии "тревожной кнопки". Такие же системы должны устанавливаться в поездах, автобусах, метрополитене и других видах общественного и специального транспорта. Они помогут контролировать работу персонала, обеспечивать безопасность пассажиров при чрезвычайных ситуациях. Видеозапись должна являться одним из объективных доказательств в расследовании происшествий. Тахограф с расширенными функциями (тахограф + ГЛОНАСС + видеорегистратор) станет одним из самых эффективных средств обеспечения безопасности на транспорте. На наш взгляд, немаловажную роль по внедрению "черных ящиков" должна сыграть система обязательного страхования в России. Страховая фирма может обеспечить решение задач проверки подлинности, целостности информации, получаемой в оговоренных нормативными актами случаях с тахограф + ГЛОНАСС + видеорегистратор, установленных в транспортном средстве. Получаемая цифровая информация с таких устройств должна быть защищена криптографическим алгоритмом <12> как владельца транспортного средства, так и страховой фирмы, записанным на индивидуальной карточке водителя, открывающей доступ к транспортному средству. Кроме этого, фото - и видеоизображения, получаемые с таких устройств, должны отвечать требованиям процессуального законодательства. Один из путей обеспечения достоверности полученных с таких устройств цифровых изображений на современном этапе - это подготовленные аппаратным способом параметры работы транспортного средства и изображения, имеющие отношение к чрезвычайному событию, записанные на отдельных файлах, по команде датчика удара или другого устройства на отдельный "аварийный" носитель цифровой информации с указанием имени файлов, физического объема в байтах и хеш-суммы файлов. Один из этих файлов остается в устройстве, а копия этого файла, записанная на "аварийный носитель", может быть извлечена из устройства с соблюдением законодательно установленных процедур и использоваться при осмотре места происшествия с участием транспортного средства. -------------------------------- <12> Шнайер Б. Прикладная криптография. М., 2002. С. 17.

Название документа