Платные дороги в России: миф или реальность

(Апарышев И.)

("ЭЖ-Юрист", 2012, N 27)

Текст документа

ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ В РОССИИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

И. АПАРЫШЕВ

Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса, г. Москва.

У отечественных владельцев автотранспорта платные дороги вызывают негативную реакцию. Зачем тогда платить транспортный налог, средства от которого идут на ремонт и развитие системы дорог? Ответ прост: транспортный налог платят абсолютно все граждане, которые ездят по бесплатным дорогам. Но чтобы проехать с ветерком и по удобной дороге, придется выбрать трассу и заплатить.

Эх, дороги...

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" управление платными дорогами в РФ осуществляет "ГК Автодор".

На сегодняшний день в РФ платные дороги есть в Псковской области, где функционируют четыре платных участка: Остров - Вышгородок (62 км), Печоры - Старый Изборск (23 км), Опочка - Дубровка (82 км) и Усвяты - Невель (58 км). В зависимости от грузоподъемности транспорта средняя стоимость колеблется от 1 до 15 руб. за км.

Федеральные трассы исключения не составляют. В мае 2012 года в Московской области заработал 23-километровый платный участок на трассе "Дон", соединяющей Москву и Новороссийск. Этот участок расширен до шести полос в каждую сторону, сделано комплексное освещение, реконструированы все развязки, которые стали многоуровневыми, установлены отбойники и убраны светофоры. Максимальная разрешенная скорость на этом участке - 120 км/ч. Для обеспечения безопасности на участках, пересекающих населенные пункты, смонтированы шумозащитные экраны, а через каждые 300 м по трассе стоят автоматы связи с экстренными службами.

В настоящее время трасса работает в тестовом режиме и за проезд плату не берут. Но исходя из европейского опыта оплата станет разовой. Въезд на трассу будет оборудован кассой со шлагбаумом. После оплаты оператор выдаст чек, который нужно предъявить на выезде с платного участка.

Кроме того, до 2020 года в Московской области откроется еще четыре платных участка: трасса Москва - Санкт-Петербург, Центральная кольцевая автодорога, а также два участка трассы М-1 "Беларусь".

Первые шаги по введению платных дорог в России показали недостаточный уровень логистики. В связи с установкой точек оплаты многие населенные пункты оказываются отрезанными от платных участков.

Правовые основы

Правовой механизм реализации платных дорог в РФ существует сравнительно недавно. В апреле 2007 года Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму проект Федерального закона "О платных автомобильных дорогах". В результате было принято решение включить нормы, касающиеся правового режима платных дорог, в Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": они нашли свое отражение в главе 7 "Использование платных автомобильных дорог" данного Закона.

Законом N 257-ФЗ предусмотрены две категории "дорогих" трасс:

- полностью платные дороги;

- дороги с платным участком.

Платными могут стать как дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального или местного значения, так и частные дороги общего пользования. При этом решение об использовании дороги на платной основе может быть принято:

1. Правительством РФ в отношении дороги федерального значения.

2. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении дороги регионального или межмуниципального значения.

3. Органом местного самоуправления в отношении дороги местного значения.

4. Собственником частной дороги общего пользования.

Немаловажным элементом реализации механизма платных дорог является обеспечение альтернативного бесплатного проезда всех категорий транспортных средств. Согласно п. 1 ст. 37 Закона N 257-ФЗ решение об использовании дороги на платной основе может быть принято только при наличии альтернативной бесплатной трассы. При этом общая протяженность дорог, обеспечивающих альтернативный бесплатный проезд, не должна превышать более чем в три раза протяженность платной.

Льготы

В соответствии со ст. 41 Закона N 257-ФЗ для ряда категорий автомобильного транспорта предусмотрено льготное или бесплатное пользование такими дорогами. Среди них - общественный транспорт, автомобили пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств.

При этом обычные маршрутные такси и автобусы, осуществляющие перевозки в междугородном и международном сообщении, в категорию общественного транспорта не попадают.

Кроме того, собственники платных дорог вправе самостоятельно выделять дополнительные категории пользователей, для которых будут предусмотрены льготы.

Порядок оказания услуг

Порядок оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (далее - Порядок) утвержден Постановлением Правительства от 19.01.2010 N 18.

Согласно Порядку пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между водителем и собственником дороги, именуемым оператором. По договору оператор обязан предоставить право проезда и организовать дорожное движение в соответствии с требованиями Закона N 257-ФЗ и Порядка, а водитель в свою очередь обязуется оплатить оказанную услугу.

Предусмотрено несколько способов заключения такого договора:

- въезд на платную автомобильную дорогу;

- оплата проезда в пункте взимания платы;

- оплата проездного талона;

- покупка технического средства автоматической электронной оплаты.

Особое внимание уделено правам и обязанностям оператора и пользователя платной дороги. В соответствии с разделом 3 Порядка оператор обязан устранять все неисправности дорожного полотна, информировать пользователей об аварийной или чрезвычайной ситуации, своевременно оповещать пользователей об изменении стоимости услуги и порядке ее оплаты.

Таким образом, сегодня на территории РФ платные дороги функционируют в большей степени на региональном уровне с невысоким уровнем трафика. Как только начнут свою работу платные федеральные трассы с большим потоком автомобилей, встанут реальные правовые и организационные проблемы.

Название документа