Рецензия на учебное пособие А. А. Демина "Субъекты административного права Российской Федерации"

(Масленников М. Я.) ("Административное право и процесс", 2011, N 2) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ А. А. ДЕМИНА "СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" <*>, <**>

М. Я. МАСЛЕННИКОВ

Масленников Михаил Яковлевич, заслуженный юрист Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук.

Обилие учебников по всем учебным курсам для студентов-юристов давно стало привычным явлением. Они, как и сопутствующие им учебные пособия, воспринимаются в качестве "очередных" изданий, в большинстве своем давно известных и многих авторов, и принимаются не очень-то охотно не только студентами, но и преподавателями ввиду их стереотипности. Названное учебное пособие ученого-административиста, широко известного, активно и много издающегося, доцента МГУ им. М. В. Ломоносова Алексея Афанасьевича Демина привлекает к себе внимание и побуждает к прочтению неординарностью формы и содержания. А главное - новизной материала и особой, живой экспрессивностью подачи материала, базирующегося на современных социально-правовых и политических доктринах и концепциях, новейших нормативных правовых актах и авторитетных источниках правоприменительной практики, в том числе Верховного Суда Российской Федерации. И наряду с этим автор А. А. Демин известен как знаток зарубежных правовых систем, зарубежного законодательства и "их" стабильно сложившихся и эффективно действующих механизмов правореализации <1>. Уместно принять во внимание, что из 70-летнего жизненного опыта А. А. Демин посвятил преподаванию в вузах 30 лет, в которых "спрессованы" в единый монолит знания и достижения многих поколений ученых-административистов, их научных школ и научных направлений. -------------------------------- <1> См., например: Демин А. А. Административный процесс в развивающихся странах: Учеб. пособие. М.: УДН, 1987; Государственная служба в странах основных правовых систем мира. 2-е изд. / Под ред. А. А. Демина. М.: Книгодел, 2010. Т. 1. 358 с.; т. 2. 427 с.; Ло Хаоцай. Очерки современного административного права Китая / Под ред. к. ю.н. А. А. Демина. М.: Книгодел, 2010. 345 с.

Рецензируемое издание примечательно тем, что в нем убедительно представлены отдельные руководители и коллективные образования, ежедневно и непрерывно управляющие делами российского общества, государства и каждого гражданина. Убедительно это потому, что сам вузовский учебный курс административного права, один из наиболее объемных основных курсов, составляет 188 часов и, конечно же, может быть постигнут не только в рамках аудиторных занятий и не только с помощью учебников - самых выверенных и стереотипных. Учебно-познавательный материал в рецензируемом издании огромный и значительный. Здесь дана обширная информация обо всех активных субъектах административного права Российской Федерации, об управляющих и управляемых, которых в совокупности, собирательно рискну назвать "управленческим менеджментом". Ценно в книге раскрытие понятия субъекта административного права и его содержательной сущности через классификацию и полную систему. Такой методологический подход к освещению проблемы социально-правового статуса субъектов административного права использовал автор для их всесторонней характеристики в двух частях книги: в первой - единоличные субъекты административного права (Президент РФ, государственный служащий (должностное лицо), гражданин, иностранный гражданин (апатрид); во второй - коллективные субъекты административного права (Правительство РФ, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительный орган местного самоуправления, общественное объединение). Безусловно, нужно было и кстати раскрыть понятие и сущность органа исполнительной власти (с. 104 - 135). Примечательным и характерным достоинством издания является утверждение автора о том, что юридическая ответственность субъекта административного права является естественным проявлением его правосубъектности (с. 20, 147 - 148). В этой связи правомерен акцент на то, что субъект административного права должен не только обладать дееспособностью и правоспособностью, но и обеспечивать реальность смысла административного управления, обеспечивать соответствующее поведение управляемых участников управленческого процесса посредством выражения воли, мышления, взаимной коммуникации, полномочий, отсутствие одного из элементов статуса приводит к отсутствию правосубъектности (с. 21). Уместно здесь заметить, что было бы целесообразно автору определенным образом интегрировать приведенные им легальные определения понятия должностного лица, содержащиеся в КоАП РФ, УК РФ и в ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" (с. 52 - 53). Как компетентный знаток международных правовых традиций, законов и действительности автор приводит убедительные аргументы в плане сравнительного правоведения и оценки зарубежной специфики в части правовой регламентации и правового регулирования многих правовых и организационных установлений (с. 87, 89). Достаточно основательные и убедительные доводы в своих суждениях автор наглядно подтверждает многими ссылками на опубликованную практику Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и выражает в четких схемах и диаграммах (с. 30, 114, 115, 133, 134, 169, 193). На мой взгляд, восприятию материала студентами и другими читателями будет благоприятствовать чистый литературный язык изложения материала и безупречная редактура текста, а также умелая и тонкая научная полемика автора с другими учеными-административистами (с. 122 - 124, 126, 130) и в целом подача учебно-научного материала в духе проводимой в нашей стране административной реформы. Все это не только обогащает студентов знаниями, но и пробуждает интерес и меру вкуса к самостоятельным суждениям. Полезна для многих авторов и юридических вузов будет авторская программа спецкурса "Субъекты административного права Российской Федерации" (с. 227 - 231). По научной и информационной насыщенности, богатству и обширности научно-справочного аппарата, научной полемики, обилию наблюдений и выводов многоопытного специалиста-административиста рецензируемое издание вполне может претендовать на статус не только научного издания, но и монографии. Замечания по книге есть. Говоря об административно-правовом статусе органов исполнительной власти субъектов РФ, следовало бы использовать фактический материал не только по Москве и Московской области, но и по другим субъектам Российской Федерации, во всяком случае тем, где есть и где нет их правительств (с. 180, 186). Так, остается загадкой, что такое "администрация области" - реальная она или виртуальная, чем она "рулит" и что исполняет как государственная власть. Автор пишет о правовом статусе апатридов, но их логично бы указать и в названии параграфа 6 части 1 учебного пособия. Автор как бы мимоходом упоминает идеологию хозрасчетного государственного органа (с. 116 - 117). Были бы практически удобнее более системные списки литературы и нормативных правовых актов (с. 236 - 248). Отмеченные недочеты несущественны. Нет сомнения в том, что книга Алексея Афанасьевича Демина будет интересна и полезна для всех читателей, для кого она создавалась, и всех, кто желает лучше познать проблемы российского административного права.

Название документа