Современная концепция государственного налогового регулирования инновационной деятельности в РФ

(Витковская Н. Н.)

("Налоги" (газета), 2008, N 46)

Текст документа

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Н. Н. ВИТКОВСКАЯ

Витковская Н. Н., аспирантка кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства СПбГИЭУ.

Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет четкой концепции развития. Не существует единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг). Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, принципы ее регулирования, формирование и порядок реализации государственной научно-технической политики.

Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Вместе с тем специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Следует иметь в виду, что государством по-разному решен вопрос о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Очень сложно обстоит дело с правовым регулированием передачи, внедрения инноваций для получения нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Как уже отмечалось, единого законодательного акта в данной сфере пока не существует. Вместе с тем прослеживается стыковка правового регулирования инновационной деятельности с гражданским законодательством, поскольку в стадии реализации исключительных прав гражданско-правовые отношения переходят в коммерческую сферу. Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.

На современном этапе одной из основных проблем, требующих решения, является преодоление тенденции технологического отставания российской экономики, что в настоящее время выражается в:

а) низкой инновационной активности предприятий, в том числе в отраслях высоких переделов;

б) неразвитости части элементов инновационной инфраструктуры, результатом чего является низкая эффективность механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и глобальный рынки;

в) низком уровне капитализации интеллектуального потенциала и, следовательно, недостаточной инвестиционной привлекательности научных организаций;

г) недостаточном развитии экономических механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

Такое положение сохраняется на фоне того, что к настоящему времени основные элементы инфраструктуры национальной инновационной системы уже сформированы: в России функционирует более 60 инновационно-технологических центров и 40 технопарков, 20 центров трансфера технологий, два территориальных отраслевых высокотехнологичных кластера в области микро - и оптоэлектроники, в основном создана система государственных научных и научно-технических фондов, внебюджетных фондов НИОКР, формируется сеть региональных и отраслевых венчурных фондов (которых уже более 40).

В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. Одним из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий является формирование и развитие национальной инновационной системы.

1. Принципиальные подходы к решению задач развития инновационной деятельности определены разработанным Минобрнауки России проектом "Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года". Этим документом впервые предлагается для реализации система взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам программ и внепрограммных мероприятий, нацеленных на обеспечение расширенного воспроизводства интеллектуального потенциала нации, формирование условий развития конкурентоспособной на мировом уровне среды "генерации знаний" и технологического переоснащения российской экономики в целях достижения заданных темпов экономического роста.

2. Важнейшим шагом в отношении государственной поддержки инновационной деятельности стали утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.

Существенным моментом данного документа является в том числе легитимизация в системе нормативного правового регулирования таких понятий, как "инновационная деятельность", "наукоемкие высокотехнологичные отрасли", "инновационная инфраструктура" и др.

Комплекс мероприятий на 2005 - 2006 гг. в рамках реализации данных Основных направлений предусматривал конкретные меры, обеспечивающие поэтапное многостороннее решение проблемы повышения активности инновационной деятельности на ближайшие два года.

Эффективная система государственного регулирования инновационной деятельности, на наш взгляд, должна учитывать:

- отношения в сфере использования объектов интеллектуальной собственности и научно-технической информации, включая вопросы конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

- бюджетные отношения и отношения, связанные с государственным заказом в научно-технической сфере;

- отношения в сферах инвестирования в инновационный бизнес (в том числе венчурный), малого предпринимательства, государственного регулирования научной и образовательной деятельности, государственного прогнозирования;

- таможенные (связанные с экспортом высокотехнологичной продукции) и налоговые отношения;

- отношения, возникающие при приватизации научных организаций, и др.

Механизмы практической реализации приоритетной поддержки инновационной сферы были заложены в Федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 гг. (далее - ФЦНТП), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 540, существенно переориентировавшим ее на финансирование потенциально коммерциализуемых НИОКР и создание инновационной инфраструктуры.

Одним из существенных результатов реализации ФЦНТП стало формирование системы важнейших инновационных проектов государственного значения, основанной на долевом финансировании федерального бюджета (финансирование стадии НИОКР) и внебюджетных источников (освоение в производстве и организация выпуска продукции). В рамках каждого проекта, период реализации которого составляет в среднем 3 - 5 лет, осуществляется полный инновационный цикл.

В настоящее время Минобрнауки России организовано финансирование девяти таких "мегапроектов", реализуемых в рамках утвержденных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным критических технологий федерального уровня. Шесть таких проектов на основе конкурсного отбора выполняются с 2003 г., остальные - с конца 2004 г. Объем их финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 2760 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 939 млн. руб., за счет внебюджетного финансирования - 3310 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 1172,5 млн. руб. По некоторым проектам уже сейчас достигнуты существенные объемы продаж инновационной продукции самого высокого технологического уровня.

Одним из важнейших элементов инновационной системы России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета (1,5 процента ассигнований, выделяемых на финансирование науки).

Эффективным механизмом стимулирования инновационного развития России должна стать активизация деятельности Венчурного инновационного фонда (ВИФ), созданного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. N 362-р с целью формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования. До настоящего времени ВИФ является единственным российским "фондом фондов", который призван участвовать в построении системы венчурного инвестирования и инвестиционных институтов с российским и зарубежным частным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес.

Ставившаяся ранее в программах развития наукоградов цель достижения бездотационного развития муниципальных образований, созданных в свое время с целью аккумулирования интеллектуальных ресурсов страны (включая формирование соответствующих градообразующих предприятий), сейчас рассматривается лишь как задача первого этапа их развития.

В результате комплексного развития таких городов в последние годы в них создан благоприятный инвестиционный климат, сформированы необходимые условия для реализации крупных инновационных проектов. Поэтому возникла необходимость в корректировке целей их государственной поддержки, прежде всего в части обеспечения развития наукоградов как инвестиционно-привлекательных территорий (создания режима наибольшего благоприятствования для привлечения частных инвестиций и развития инновационного предпринимательства, передачи части полномочий федерального центра на уровень субъекта Российской Федерации и т. п.).

Название документа