О проблемах развития отечественной эстрады

(Шаболтай П. М.)

("Культура: управление, экономика, право", 2007, N 4)

Текст документа

О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭСТРАДЫ

П. М. ШАБОЛТАЙ

Шаболтай П. М., генеральный директор, художественный руководитель Государственного Кремлевского дворца, народный артист РФ.

Будучи практиком эстрады, полагаю, что уроки, которые можно извлечь из исследования эстрадной жизни, касающиеся, в частности, проблемы соотношения художественной и коммерческой сторон эстрадного искусства, имеют очевидное значение для современного образовательного процесса.

Работа в качестве генерального директора и художественного руководителя Кремлевского дворца позволяет, с одной стороны, осмыслить обширный фактологический материал, а с другой - предложить новый относительно прежних трудов по истории эстрады ракурс его изучения.

На основной сцене Дворца проводятся различные мероприятия: классические и эстрадные концерты, балетные и оперные спектакли, общественно-политические мероприятия. Кроме большого зрительного зала на шесть тысяч человек ГКД располагает: залом приемов на 2000 человек, в котором, в свою очередь, могут проводиться камерные концерты, вечера классической музыки и выступления джазовых исполнителей; просторными фойе: "Зеркальным", "Гербовым", "Паркетным", а также зимним садом. Государственный Кремлевский дворец обладает уникальной трехмерной акустической системой зрительного зала. Характеристики этого звукового комплекса обеспечивают высочайшее качество звучания в соответствии с мировыми стандартами, позволяют реализовать самые разнообразные проекты и творческие замыслы.

В эстрадном искусстве всегда сосуществуют и борются совершенно разные явления, выражающие пестроту массовых вкусов и художественных предпочтений. На эстрадные подмостки постоянно выходит много замечательных талантливых артистов, работающих в самых разных жанрах.

Прежде всего отметим, что изучение достижений второстепенных полузабытых артистов иногда способно дать для понимания сути историко-художественного процесса и стоящей за ним исторической реальности больше, чем творчество эстрадных знаменитостей, к тому же чаще всего досконально изученное.

Эстрада, рекреационная по духу и функции, родилась и естественным образом развивалась в условиях частных антреприз. Одаренный человек не желал больше петь в хоре любителей. Он хотел, чтобы его талант и умения заметили и оценили. Эстрадник по природе своего искусства - всегда частник, индивидуалист. Принципы и мера театрального ансамбля только в особых случаях и с большими оговорками могут быть применены к эстрадному творчеству.

На наш взгляд, прямую пользу современной эстрадной практике может принести, например, специальное исследование организационных форм функционирования частных предприятий эстрады - здесь нам часто приходится заново открывать то, что было досконально разработано нашими предшественниками, мы повторяем их ошибки, избежать которых нам помогло бы знание фактов прошлого. Развитие эстрады, одного из самых массовых видов искусства, непосредственно отражающего действительность, в данном случае - стремительно меняющуюся жизнь, дает историку и искусствоведу уникальный материал для решения задач, поставленных нашим временем. Надо, не поддаваясь новейшим поверхностно-публицистическим схемам, объективно и всесторонне изучать закономерности историко-культурных процессов.

Название документа