Психологические и организационные составляющие образования заключенных в Скандинавских странах

(Багреева Е. В.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 3) Текст документа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ

Е. В. БАГРЕЕВА

Багреева Е. В., научный сотрудник НИИ ФСИН России.

Опыт Скандинавских стран в области психологических и организационных составляющих обеспечения права заключенных на образование имеет ряд интересных и полезных для нашей практики УИС аспектов. На четвертой Международной конференции ЮНЕСКО, посвященной вопросам образования взрослых (1985), важнейшее "право на знание" рассматривалось как предпосылка становления человека в качестве индивида и гражданина. Права заключенных на получение образования регулируются международными соглашениями и рекомендациями. Страны, входящие в Организацию Объединенных Наций и Совет Европы, следуют соглашениям и рекомендациям этих организаций. Скандинавские страны ратифицировали Европейскую конвенцию о правах человека и внесли соответствующие изменения в свои законодательные акты. Таким образом, Скандинавские страны согласились, в частности, и со ст. 2 данной Конвенции, касающейся образования в тюрьмах: "Ни одному заключенному не должно быть отказано в праве на образование". Целый ряд документов, регулирующих организацию образования в тюрьмах, был разработан в процессе сотрудничества с Советом Европы. Так, согласно Европейским тюремным правилам (1987) в каждой тюрьме должна быть организована целостная программа образования, чтобы дать заключенным возможность хотя бы частично реализовать свои потребности и желания. Администрация тюрем должна уделять особое внимание образованию молодых заключенных наряду с заключенными иностранцами и заключенными с особыми культурными или этническими потребностями. Кроме того, специальная программа обучения должна быть разработана для заключенных с определенными проблемами, например в области письма или счета. В дополнение к этому Совет Европы поддержал еще 17 Рекомендаций "Об обучении в тюрьмах" (Recommendation no. R (89) 12, 1989), в которых уделяется особое внимание рассмотрению целей образования в тюрьмах, месту образования в тюремной системе, методам образования взрослых, творческим, спортивным и культурным мероприятиям и связи процесса образования как внутри тюрьмы, так и вне ее. В Рекомендациях Совета Европы "Об обучении в тюрьмах" изложены основные принципы организации образовательной деятельности в местах лишения свободы: - все заключенные должны иметь доступ к обучению, которое состоит из аудиторных занятий, профессионально-технической подготовки, творческого и культурного развития личности, физической и спортивной подготовки, обучения специальным навыкам; - обучение заключенных должно быть таким же, как и обучение соответствующих возрастных групп граждан за пределами тюрем, и им должны быть предоставлены все возможности для обучения; - целью обучения должно стать всестороннее развитие личности; - руководители тюремных ведомств, а также руководители учреждений должны всячески способствовать и поддерживать систему образования заключенных; - обучению должно придаваться такое же важное значение, как и труду, а заключенные не должны нести материальных или иных потерь, в случае выбора; - необходимо всячески поощрять желание получения образования заключенными; - следует готовить педагогический персонал к работе с заключенным на основе специальных методик обучения взрослых; - необходимо уделять особое внимание проблемным заключенным, особенно не имеющим навыков чтения и письма; - профессиональное образование должно быть направлено на образование личности с учетом потребностей рынка труда; - заключенным должна быть предоставлена возможность пользоваться библиотекой не менее одного раза в неделю; - следует развивать и поощрять занятия заключенных спортом; - творческая деятельность должна поощряться особо, поскольку она способствует развитию личности и ее самовыражению; - социальное обучение должно прививать жизненно важные навыки, которые помогут заключенным после освобождения; - по возможности следует разрешать заключенным получать образование за пределами тюрьмы; - следует привлекать общественные институты к организации образования заключенных в тюрьмах; - следует предпринимать меры для того, чтобы заключенные продолжали обучение после освобождения; - система обучения заключенных должна располагать необходимыми средствами, оборудованием, штатами преподавателей. Скандинавские тюрьмы часто рассматриваются в качестве эталона пенитенциарной системы. Однако даже в таких образцовых тюрьмах, как норвежские, когда дело касается образования заключенных, есть свои проблемы. Фундаментальные принципы норвежской тюремной системы предполагают создание условий для соблюдения заключенными своих социальных прав, в том числе и на получение качественного образования, не отличающегося от образования других граждан страны. В реализацию данного принципа в отношении заключенных вовлечены не только сотрудники тюрем, но и социальные образовательные институты. Кроме того, это хороший способ напомнить различным социальным институтам об их ответственности и необходимости оказывать помощь бывшим заключенным в их адаптации и ресоциализации. В Норвегии согласно Закону об образовании все имеют право на начальное образование. Кроме этого, все граждане, рожденные до 1 января 1978 г. и имеющие начальное образование, могли продолжить обучение в гимназии. 1 августа 2002 г. была законодательно закреплена поправка к Акту об образовании, которая дала взрослым возможность получить начальное и специальное образование. Данная поправка особенно важна в контексте проблем образования заключенных в условиях тюремной системы, так как среди самой большой группы заключенных - людей в возрасте от 21 до 41 года - гораздо больший процент людей, не имеющих даже законченного среднего. То есть заключенные получили возможность, находясь в изоляции от общества, восполнить образовательный пробел и получить профессиональное образование более высокого уровня. Говоря о получении высшего образования заключенными, необходимо отметить, что к заключенным предъявляются те же высокие требования для поступления в вуз, как и к другим абитуриентам. Но поскольку основной контингент тюрем не имеет даже законченного среднего образования, немногие могут претендовать на продолжение обучения. Кроме того, тюремный режим, нехватка материальных и технических средств не позволяют тюремной администрации предоставить возможность всем желающим получить высшее образование. По официальным данным, в 47 тюрьмах Норвегии в 2005 г. находилось порядка 3 тысяч заключенных, кроме того, более 2 тысяч человек ожидало начало срока отбывания наказания. В этом году 34 из 47 тюрем предоставляли заключенным возможность получения образования во время отбывания наказания. По данным Управления образованием заключенных, в 2005 г. более 4 тысяч заключенных прошли обучение по той или иной форме, включая и краткосрочные профессиональные курсы. Из них более полутора тысяч заключенных прервали свое образование в связи с освобождением или переводом в другую тюрьму. Таким образом, несмотря на имеющуюся правовую основу, на практике существует ряд нерешенных вопросов относительно образования в тюрьмах. Многие проблемы решаются на местном уровне. Так, региональные представительства Управления образованием заключенных Норвегии организуют необходимое сотрудничество с образовательными учреждениями и тюрьмами региона. По запросу Парламента Норвегии и под патронажем целого ряда организаций, в том числе Министерства образования Норвегии, с 1999 по 2003 г. было организовано масштабное исследование состояния образования в норвежских тюрьмах. Было уделено особое внимание роли образования в ресоциализации заключенных. Получение заключенными образования в тюрьме можно рассматривать как детерминанту последующей адаптации и ресоциализации в открытом обществе, а также как один из гарантов предупреждения повторной преступности. С точки зрения норвежского ученого Skalvik <*>, необходимо разработать расширенную программу прежде всего профессионального образования в тюрьмах. Ученый предлагает набирать преподавателей, основываясь в большей степени на запросы и потребности студентов-заключенных. -------------------------------- <*> Skalvik 2002: Begrunnelse og formal med fengselsundervisning. Delrapport. Rapport 2/02 NTNU.

Огромную роль в вовлечении заключенных в учебный процесс играет их информированность о правах и возможностях получения образования в пенитенциарных учреждениях. Крайне важно, чтобы с первых дней отбывания наказания заключенный имел систематизированную информацию о доступных курсах, образовательных программах, возможностях, предоставляемых учащимся заключенным, и мог спланировать свою учебу. Такой подход позволяет создать скоординированную со сроком отбывания наказания программу обучения, позволяющую максимально использовать возможности образования, а значит, способствовать скорейшей последующей адаптации и ресоциализации заключенных. В этой связи необходимо рассматривать образование в тюрьмах как важное звено социальной работы, направленной на подготовку заключенного к выходу на свободу. Однако для повышения шансов успешной адаптации и предупреждения повторной преступности необходимо создать группы сопровождения/поддержки, куда бывшие заключенные могли бы обращаться по вопросам посещения учебных заведений, жилищного устройства и проблем с алкоголем. Для успешного функционирования образовательной системы в тюрьмах норвежский исследователь пенитенциарных проблем Finbak <*> считает необходимым осуществить целый ряд организационных и структурных изменений. В дополнение к центральному офису Управления образованием заключенных необходимо создать региональные центры образования, которые бы расширили свои обязанности и взяли на себя профессиональную, экономическую и административную ответственность за образование заключенных в конкретном регионе. Руководитель образовательного отдела каждой тюрьмы должен поддерживать тесный контакт с администрацией тюрьмы и региональным образовательным центром. -------------------------------- <*> Finbak 2002: Delrapport. Rapport 2/02 NTNU og VOX.

Целый ряд соглашений должен быть заключен со школами и учреждениями среднего образования по оказанию услуг в связи с проведением экзаменов и выпиской сертификатов. В самих тюрьмах предписывается наряду с постоянно там работающими преподавателями приглашать для ведения семинаров или решения других временных задач других преподавателей. Разработкой вопроса об образовании в тюрьмах на системном уровне занимается Rognaldsen <*>. С его точки зрения, необходимо уделить внимание следующим аспектам. Задачи, цели, фундаментальные концепции и теоретические основы образования в тюрьме должны быть известны и понятны всем служащим, так или иначе связанным с процессом образования в тюрьме. Центральный профессионально компетентный орган, например университет, должен принять активное участие и в разработке новых программ образования заключенных в тюрьме и обеспечить основу их профессионального развития в условиях лишения свободы. -------------------------------- <*> Rognaldsen, Svein 2003: Evaluering av fengselsundervisning. Rapport 2/03 Institutt for praktisk pedagogikk. Universitet I Bergen.

Рассматривая вопрос о том, что и каким образом должно преподаваться в тюрьмах, Ravneberg <*> отмечает, что акцент в преподавании должен быть сделан на непродолжительных, краткосрочных курсах, по окончании которых студент приобретал бы навыки той или иной профессии, а также предоставлять возможность обучаться тем или иным "новым" профессиям, актуальным на рынке труда. -------------------------------- <*> Ravneberg, Bodil 2003: Undervisning og opplaering i det modernet fengslet. Rapport 5/03. Universitet I Bergen.

Возможна и учеба заключенного, организованная частным образом. Вместе с тем она должна быть доступной формой заочного образования с применением разнообразных технических средств. Образовательный отдел тюрем должен стимулировать интерес заключенных к продолжению обучения и сдаче экзаменов. Будущее заключенных будет в большей степени обеспечено, если заключенные получили профессиональные навыки в период отбывания наказания и продолжат образование и после освобождения. Полученный документ об образовании в значительной степени придаст заключенным веру в свои силы и самостоятельность. В этой связи важны поддержка и тесное сотрудничество разных отделов тюрем, в том числе образовательного отдела и отдела, отвечающего за занятость. Однако для оптимизации процесса образования заключенных необходимо исследовать и психологическую составляющую процесса. Очень важно понять, насколько сами заключенные готовы к получению образования, какими мотивами руководствуются и какие цели ставят перед собой после получения образования. Исследовав мотивы заключенных в получении образования, Ravneberg разделила таких студентов на четыре категории. 1-я категория - "Прирожденные победители" - для данной группы самостоятельность и вера в собственные силы означает возможность позаботиться о своем будущем и будущем своей семьи. Целью для них является возможность заработать на жизнь и обеспечить всем необходимым свою семью. Для этой категории студентов важно получение образования, пользующегося спросом на рынке труда, ведущего к скорейшей профессиональной занятости, а также заручиться поддержкой преподавателей и персонала тюрьмы. 2-я категория - "Уверенные в себе" - для данной группы студентов самостоятельность и вера в собственные силы представляются ступенькой на пути развития характера. Они ищут возможность свободно принимать нетрадиционные решения, делать свой выбор и быть ответственными за него; чутко реагируют на вопросы, касающиеся чувства собственного достоинства и уважения. В образовательном процессе, по мнению ученого, имеет смысл предоставлять им больше свободы выбора и эксперимента. 3-я категория - "Надеющаяся личность" - для данной категории студентов очень важно не впадать в панику при изменении жизненной ситуации: самостоятельность и вера в собственные силы в данном случае тесно связаны с самомотивацией и умением преодолеть каждодневную рутину, когда студенту удается вставать каждое утро и идти в школу. В данном случае учителя должны мотивировать студентов быть последовательными, настойчивыми и не терять надежду и веру в собственные силы. 4-я категория - "Ищущая личность" - самостоятельность и вера в собственные силы для данной категории означают действовать здесь и сейчас, использовать возможность образования для повышения самооценки. Для данной группы студентов доверие и поддержка преподавателей также необходимы для повышения уверенности в себе, в собственные силы. Таким образом, по мнению Ravneberg, для оптимизации образовательного процесса в тюрьмах необходимо выяснить, к какому типу относится тот или иной студент. С другой стороны, образовательный процесс в тюрьмах имеет свою специфику, так как проходит в условиях ограниченной свободы. В этой связи важно отметить, что учебные занятия часто прерываются из-за перевода заключенного в другую тюрьму и невозможности организации продолжения обучения. Аналогичные проблемы в области образования заключенных характерны и для других северных стран Европы. В Дании право на образование заключенных сформулировано предельно ясно - заключенный имеет право на образование, как и любой другой гражданин страны. Большая часть преподавателей тюрем работают на постоянной основе по соглашению с Министерством юстиции. Больше половины лекций и семинаров проводится преподавателями тюрем, для проведения остальной части занятий приглашаются преподаватели из образовательных учреждений региона на почасовой основе. В открытых тюрьмах заключенные, получающие образование, могут воспользоваться обучающими компьютерными программами, а также могут воспользоваться Internet и e-mail. В Финляндии тюрьмы имеют возможность давать разностороннее профессионально-техническое и общее образование. За организацию занятий отвечает помощник начальника тюрьмы или сотрудник, ведающий делами по обучению заключенных. Десять процентов заключенных ежедневно проходят обучение. Основной целью образования является получение или улучшение профессионально-технических навыков. Часть заключенных получает общее образование. Наиболее популярные области профессионального обучения - строительство, управление автоматизированными механизмами, ремесла и индустриальное искусство. Профессиональное обучение разделено на модули, что дает возможность планирования в процессе обучения и после освобождения. Обучение проходит главным образом в тюрьме и осуществляется преподавателями профессионально-технических образовательных учреждений, а также тюремным персоналом. Затраты гражданских профессионально-технических учреждений покрываются государством. Остальные затраты на обучение оплачиваются исправительным учреждением. Тюремная служба оплачивает все затраты на общее образование заключенных. В тюрьме можно подготовиться к сдаче экзаменов для поступления в университет и продолжить в нем образование. В некоторых случаях заключенному дается разрешение получать образование или работать вне учреждения без надзора. Также возможно предоставление заключенным отпуска для решения каких-либо проблем на свободе и поддержания контакта с семьей. За выполнение работ, получение образования или участие в других видах деятельности заключенные в закрытых учреждениях получают сумму, эквивалентную пачке сигарет; лица, не участвующие в этих мероприятиях, получают половину этой суммы. В свободное время заключенные также имеют право учиться, выполнять физические упражнения или заниматься своим хобби. Каждая тюрьма имеет свою библиотеку, кроме того, у заключенных есть возможность заимствовать книги у образовательных учреждений или общественных библиотек. Особенностью пенитенциарного законодательства Финляндии является обязанность властей независимо от экономической ситуации в стране обеспечить всем равные права в получении образования, не исключая такую категорию граждан, как заключенные. В Швеции подход к образованию заключенных отличается от других Скандинавских стран. До 1990 г. образование в тюрьмах было частью системы образования взрослых, рассчитанной на граждан, не получивших образования в молодые годы. Заключенные имели те же права, что и обычные граждане. Однако в 1990 г. ответственность за организацию образования заключенных была передана из Департамента образования в Департамент юстиции, и перестал действовать Закон о школьном образовании в отношении заключенных. В настоящий момент у заключенных в тюрьмах Швеции нет права на получение образования, но им предоставляется возможность для его получения. Традиционно за образование заключенных несет ответственность целый ряд образовательных учреждений (администрация тюрем заключает с ними контракт о предоставлении образовательных услуг сроком на один год с правом продления контракта на один или два года). Кроме того, 14 тюрем Швеции участвуют сегодня в проекте Национального центра обучения, в рамках которого в каждой из этих тюрем весь объем необходимых образовательных услуг предоставлялся преподавателями тюрем, работающими на постоянной основе. В ближайшее время этот опыт предполагается распространить на все пенитенциарные учреждения Швеции. Как и в других странах, в Швеции достаточно широко используются возможности Internet в образовании заключенных. Вместе с тем возникает ряд проблем, которые были поставлены в задачи проекта перед руководителями шести тюрем. Проект направлен на исследование технических и педагогических возможностей использования Internet в образовании заключенных, а также связанные с этим проблемы безопасности. Проанализировав выполнение Рекомендаций Совета Европы "Об обучении в тюрьмах" в пенитенциарных системах Скандинавских стран, можно отметить, что социально-психологические проблемы препятствуют оптимальной организации образования заключенных, которое следует рассматривать как одно из средств их ресоциализации.

Название документа