Правовая политика в сфере сохранения национального достояния России

(Бибаров-Государев А. П.) ("Культура: управление, экономика, право", 2013, N 1) Текст документа

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ <*>

А. П. БИБАРОВ-ГОСУДАРЕВ

Бибаров-Государев Антон Петрович, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

В статье дается краткая характеристика правовой политики как самостоятельного правового института, а также правовой политики в сфере сохранения национального достояния как актуального направления государственной политики в целом. Автор делает акцент на современных проблемах российского природоохранного законодательства и законодательства в сфере культуры, а также предлагает развивать новые направления правовой политики в этой сфере.

Ключевые слова: правовая политика, национальное достояние, природоохранное законодательство, культура, национальное богатство.

The article contains short characteristics of legal policy as an independent legal institute, and also legal policy in the field of preservation of national treasure as a topical direction of state policy as a whole. The author draws attention to the contemporary problems of the Russian environmental legislation and legislation in the sphere of culture as well as proposes to develop new directions of legal policy in this field.

Key words: legal policy, national treasure, environmental legislation, culture, national wealth.

Правовая политика представляет собой системную деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности. Правовая политика как бы ориентирует общество и соответствующие органы государства и органы местного самоуправления на решение актуальных проблем - на защиту прав и законных интересов субъектов, развитие тех или иных правоотношений и совершенствование ее правового регулирования. В связи с проводимыми в России политико-правовыми преобразованиями выработка научно обоснованной и эффективной правовой политики становится первоочередной задачей современной юридической науки и практики. От степени решения этой задачи зависит легитимный характер реформ и их проведение в правовом русле <1>. -------------------------------- <1> Скурко Е. В. Правовая политика и эффективность правовой системы России в условиях глобализации: постановка проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. N 2. С. 43.

Одной из наиболее существенных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение сохранности материальных и нематериальных объектов российских территорий, представляющих наибольшую ценность для государства, а в большей степени для общества, именуемых в литературе (и не только юридической) национальным достоянием. Не менее значимой в этой связи является охрана окружающей природной среды и ее рациональное использование. Наиболее значимые и уникальные объекты России, на наш взгляд, образуют важную часть ее национального богатства - национальное достояние России. Национальное достояние предусматривает принадлежащую народу универсальную совокупность определенных неотчуждаемых материальных, духовных и интеллектуальных ресурсов и ценностей, имеющих общенациональное значение, признанных обществом уникальными. Это, прежде всего, интеллектуальные, художественные и духовные блага, созданные и накопленные народами России за все время их культурно-исторического развития, представляющие наибольшую ценность, в том числе памятники истории и культуры, уникальные научные коллекции, фонды научной и научно-технической информации, исследовательские и экспериментальные установки и их комплексы, научно-испытательные полигоны. Также к национальному достоянию, по нашему мнению, следует относить уникальные объекты природной среды, в том числе особо охраняемые природные территории и другие уникальные объекты общенациональной значимости. Данный тезис предполагает наличие в теории права собственности особенного вида публичной собственности. Детальный анализ этой конструкции позволяет утверждать, что выявленный вид публичной собственности при всем многообразии своего внутреннего содержания может претендовать на особенный статус в системе российского права, на свой собственный правовой режим. Отсюда появляется необходимость разработки собственных постулатов правовой политики в сфере охраны национального достояния и дальнейшей ее реализации. Правовая политика в сфере сохранения национального достояния имеет два уровня организации элементов, задействованных в ней. Первый уровень - это группа элементов правовой политики, анализируя которые мы получим представление о глобальных взаимодействиях правовой политики с другими подсистемами социального целого. Здесь мы должны подвергнуть анализу несколько структурных элементов правовой политики в сфере сохранения национального достояния. К ним мы относим государство в целом, его органы, иные политические организации (партии), правовые интересы и ценности, правовую деятельность, правовые отношения и политические (правовые) нормы <2>. Особенность этих элементов в том, что они в совокупности составляют движущий механизм правовой деятельности субъектов правовой политики. -------------------------------- <2> Юмадилов Б. Г. К вопросу о структуре правовой политики (теоретико-методологический аспект) // Юридический мир. 2009. N 8. С. 76.

Второй уровень элементов правовой политики состоит из простейших элементов правовой политики, в котором задействовано простейшее взаимодействие объекта и процесса <3>. С нашей точки зрения, простейшим элементом правовой политики в сфере сохранения национального достояния является акт компетентного органа правовой политики. При этом следует отметить, что речь идет только о тех актах, которые облекаются в правовую форму. Из ряда последовательных решений (актов) складываются тенденции в политике, направленность, соответствующая "политическая линия". -------------------------------- <3> Там же. С. 77.

Из этого положения вытекает закономерная особенность - в формировании и реализации правовой политики особая роль отводится правотворческим и правоприменительным органам, которые создают правовые предписания и методами убеждения и принуждения добиваются их претворения в жизнь. Обеспечение сохранности объектов национального достояния требует детального правового регламентирования, достаточного, но умеренного финансирования, а также коренных изменений в сознании каждого российского гражданина, выработки у них уважения и бережливости к своему национальному богатству. Следует признать, что современная правовая политика России в сфере сохранения культурного и природного наследия зачастую опирается на принятые, но недействующие нормы закона, заведомо обреченные на постоянные коллизии и противоречия. Это состояние дел может быть исправлено только после детального анализа законодательства в этой сфере и выработки новых направлений ее развития. Мы предлагаем выделить следующие направления в правовой политике в сфере сохранения национального достояния: - сохранение и воссоздание исторических традиций; - повышение духовного и нравственного состояния общества; - сохранение и воссоздание культурного достояния; - восстановление общенационального единства - преодоление разобщения власти и общества, интеллигенции и власти, элиты и общества, преодоление идейного антагонизма и корпоративных противоречий в элите и в среде интеллигенции путем распространения общенациональных идей и объединяющих идеалов; - формирование стратегического ресурса общества. Мобилизация активной части граждан на осуществление жизненно важных национальных проектов, что создает возможность воспитания новой национальной элиты. Должна быть выделена программа формирования нового поколения России, свободного и ответственного, динамичного и духовного, глобально мыслящего и патриотически ориентированного. Данные направления должны найти свое отражение не только в правовой политике в отдельно обозначенной нами сфере, но и в стратегии развития всего государства, а регулирование таких сфер, как духовное и нравственное развитие общества, восстановление общенационального единства, безусловно, может быть положено в основу отдельных государственных программ и проектов федерального значения. Действия по данным направлениям позволят восстановить социально-экономический и политический потенциал России, выведут ее на лидирующие позиции в современном мире. За длительный период деятельности государства по охране природы, культуры, интеллектуального потенциала страны накоплен достаточно богатый опыт, который сейчас нуждается в обобщении. Необходимость его исследования диктуется проблемой совершенствования государственного управления национальными богатствами страны в целом, проблемой создания, функционирования и контроля в этой сфере. Таким образом, анализ теоретического и практического материала по данному вопросу дает право увязать его с актуальными проблемами совершенствования правовой политики в сфере обеспечения сохранности национального достояния, сделать необходимые выводы о необходимости улучшения структуры управления в этой сфере, а также совершенствования системы природоохранного законодательства и законодательства в сфере культуры.

Список источников

1. Скурко Е. В. Правовая политика и эффективность правовой системы России в условиях глобализации: постановка проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. N 2. С. 43 - 50. 2. Юмадилов Б. Г. К вопросу о структуре правовой политики (теоретико-методологический аспект) // Юридический мир. 2009. N 8. С. 74 - 80.

Название документа