Азарт в рамках закона

(Иванова Е.)

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 10)

Текст документа

АЗАРТ В РАМКАХ ЗАКОНА

Е. ИВАНОВА

Елена Иванова, газета "ЭЖ-Юрист".

За последнюю неделю сразу три региональных парламента выступили с поправками к различным правовым актам, касающимся индустрии азарта.

Правовые основы деятельности данной индустрии сегодня определены известным "антиазартным" законом - Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". При этом статьей Закона под симптоматичным номером "13" определено, что осуществлять такую деятельность можно только после получения разрешения на осуществление данного вида деятельности в игорной зоне. Исключение из данного правила установлено до 30 июня 2009 года для игорных заведений, имеющих соответствующие лицензии.

Следовательно, тот, кто занимается подобной деятельностью без лицензии (когда последняя строго обязательна) либо без соответствующего разрешения, будет привлечен к ответственности. Конкретизировать наказания предлагает Московская городская Дума, которая внесла на суд федеральных коллег проект изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В частности, депутаты считают необходимым дополнить УК РФ новой статьей 172.1 "Незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр", определяющей наказания за нелицензионную деятельность. В первую очередь это штраф в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 4 лет с одновременным штрафом (или без) в размере до 80 тысяч рублей. Впрочем, штраф может быть определен и в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев. Если же данное преступление совершено организованной группой или же связано с извлечением дохода в особо крупном размере, то тогда преступник априори отправляется на нары (сроком от 3 до 7 лет) со штрафом в размере до 1 млн. рублей (или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 5 лет).

Кроме того, предлагается установить и административную ответственность - за нарушение требований к организаторам азартных игр и игорным заведениям, а также за участие в азартных играх, заведомо организованных и проводимых без соответствующего разрешения. А для этого дополнить Особенную часть КоАП РФ двумя новыми статьями, где и изложены соответствующие составы административных правонарушений и определены повышенные размеры административных штрафов.

На ужесточении антиазартного законодательства настаивает также Законодательное Собрание Пензенской области. Их поправки в КоАП РФ, в частности, устанавливают ответственность за организацию и осуществление азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также других средств связи. За такую незаконную деятельность с использованием передовых технологий прямая административная ответственность пока не определена. Поэтому пензенские законодатели и предлагают внести новую статью в Кодекс, определяющую размер штрафа за подобный нездоровый азарт - на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и на юридических лиц - 500 тысяч рублей.

Почти аналогичные поправки в КоАП РФ внес и Государственный Совет Республики Татарстан. Его депутаты хотят конкретизировать азартные интернет-нарушения, в частности, широко практикующиеся в активно развивающейся сети "Интернет-кафе". Таких бизнесменов предлагается карать штрафом от 30 тысяч до 50 тысяч рублей (для должностных лиц), от 300 тысяч до 500 тысяч (для юридических лиц) или же административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

В Госдуму РФ внесены также и поправки в КоАП РФ, предусматривающие дополнение перечня административных наказаний, которые могут устанавливаться законами субъектов Федерации. В частности, конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения. При этом авторы проекта - Законодательное Собрание Омской области - ссылаются на практику реализации "антиазартного" Закона, показавшую, что в большинстве случаев штрафы весьма неэффективны и не позволяют действенно пресекать данные правонарушения. Хотя бы потому, что доходы индустрии незаконного азарта в тех же залах игровых автоматов существенно превышают максимальные штрафы. Депутаты уверены, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (тех же игровых автоматов) может стать эффективным наказанием. Кстати, и в отношении некоторых иных правонарушений.

------------------------------------------------------------------

Название документа