О роли России в утверждении норм международного права

(Кокорев Р. С.) ("Журнал российского права", 2010, N 6) Текст документа

О РОЛИ РОССИИ В УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА <*>

Р. С. КОКОРЕВ

Кокорев Р. С., старший научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Книга доктора юридических наук, профессора В. Н. Лихачева представляет собой сборник статей, в которых на основе глубокого анализа взаимодействия факторов политики, дипломатии и права исследуются важнейшие аспекты современных проблем управления международными процессами в эпоху глобализации. Особый акцент автором делается на важности и усилении роли и значения России в сложной системе современных международных отношений, а также ее существенном вкладе в прогрессивное развитие международного права. В. Н. Лихачев справедливо отмечает, что происходящая на современном этапе глобализация международной жизни требует достаточно эффективного управления международными процессами на базе императивных принципов и норм сложившегося и постоянно обновляющегося международного права. Причем в этом управлении призваны участвовать все государства мирового сообщества. Не случайно Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000 г., закрепила обязанность по управлению глобальным развитием и обеспечению международной безопасности за всеми народами мира при координирующей роли самой ООН. Именно такого принципа придерживается Россия в процессе осуществления своей внешней политики, что верно отмечено автором книги. Кроме того, справедливо признается, что Россия является не только одним из главных творцов современного международного правопорядка, но и активно действующим субъектом управления международными отношениями. В книге В. Н. Лихачева органически, во взаимосвязи международного права, международных отношений и внешней политики России прослежены современные проблемы мирового управления и российские подходы к их решению. Издание снабжено разнообразными ссылками на российские и международные документы. Работа состоит из введения, четырех частей и заключения. Первая часть (с. 7 - 74) посвящена насущному вопросу о необходимости повышения роли международного права как глобального императива и приоритета современной международной жизни. Автор пишет об актуальности проблемы разработки национальных, двусторонних и многосторонних программ дальнейшего совершенствования и имплементации международного права. Деятельность государств в этой области должна рассматриваться в качестве важнейшего направления национальной внешней политики и дипломатии современных государств. Вместе с тем В. Н. Лихачев обращает внимание на ряд фактов, препятствующих полноценному развитию международного права в условиях глобализации, в частности на замену компетенции международных органов односторонними решениями США и их союзников по военным коалициям, отказ США от участия в ряде важных универсальных международных договоров, появление ущербных в правовом смысле концепций "ограниченного суверенитета" и "гуманитарной интервенции" и др. Совместными усилиями государств эти явления, несомненно, должны быть исключены из международной жизни. В. Н. Лихачев пишет о важности взаимодействия и дальнейшего активного сближения России с Советом Европы и Европейским союзом, что составляет автономную нишу во всемирной нормативной системе и в европейском правопорядке. Перспективными инструментами интеграции здесь являются гармонизация законодательств, сближение правовых систем, согласование международного права и национальных правопорядков и др. Специальные разделы автор отвел рассмотрению роли российского парламента как весьма эффективного действующего участника международных отношений. Среди основных принципов, которыми руководствуется парламент в своей деятельности, следует назвать уважительное отношение к международному праву, его императивным нормам, их эффективной имплементации, обеспечение оптимизации взаимодействия национального и международного правопорядков, содействие росту в стране международно-правовой культуры и правосознания. На основе указанных положений В. Н. Лихачев предлагает разработать обладающую политической новизной парламентскую Программу совершенствования и развития международного права, что, несомненно, положительно отразится на дальнейшем юридическом реформировании России, направлении ее внешнеполитического курса. Значительное внимание автор уделяет проблеме Косова, которая требует решения исключительно в правовой плоскости, на основе строгого соблюдения принципов международного права. Свой вклад, по мнению В. Н. Лихачева, должна внести парламентская дипломатия Федерального Собрания РФ, главным направлением которой могла бы стать разработка проекта декларации о критериях международно-правового признания государств в условиях XXI в. с последующей международной презентацией. Во второй части книги (с. 75 - 212) говорится об усиливающейся роли современной России в мировом сообществе. Автор верно замечает, что усиление ее политической и экономической мощи, повышение конкурентоспособности, реальная самоидентификация с опорой на духовные, исторические и культурные традиции, современный промышленный, научный и технологический ресурс, увеличение влияния на принятие стратегических решений в рамках международного сообщества делают бессмысленными всевозможные разговоры о России как о неком зависимом государстве. В свой работе В. Н. Лихачев доказал, что Россия, как и прежде, является самостоятельным и независимым субъектом международного права, действующим по его правилам. В третьей части (с. 213 - 308) речь идет о роли парламентаризма в мире дипломатии, тенденциях и перспективах его развития. Следует согласиться с автором, что за последнее время роль российского парламента значительно усилилась в сфере внешней политики и международного общения. Накопленный опыт парламентской дипломатии России характеризуется такими качествами, как наличие солидной нормативно-правовой базы, ориентация на решение актуальных вопросов международной жизни. В своей деятельности российские парламентарии, пишет В. Н. Лихачев, прагматичны, следят, чтобы национальные интересы страны соответствовали запросам зарубежных государств и потребностям международного сообщества в целом, поэтому их деятельность пользуется международным авторитетом и, безусловно, востребована на практике. Интересной представляется предлагаемая автором программа парламентской деятельности России на ближайшую перспективу. В четвертой части книги (с. 309 - 391) автор рассматривает современные международные вызовы и риски, перед которыми стоит мировое сообщество, а также дает ответ на вопрос: как на них необходимо реагировать? Так, В. Н. Лихачев подчеркивает важность эффективного участия России в обеспечении всемирной безопасности. Речь идет о международном миротворчестве нашей страны как действенном инструменте разрешения вооруженных конфликтов. В настоящее время такая деятельность осуществляется по двум направлениям: операции по поддержанию мира ООН и миротворческие операции в рамках соглашений СНГ. Несомненное достоинство российского опыта миротворчества, по мнению автора, - это опора на фундаментальные принципы действующего международного права: уважение суверенитета государств, территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела, обеспечение основных прав человека и др. Именно такой подход гарантирует подлинный правопорядок в международном сообществе государств. Таким образом, в книге В. Н. Лихачева комплексно исследованы сложные проблемы международного права, международных отношений и внешней политики нашей страны. Идеи и предложения, высказанные автором, безусловно, могут быть приняты во внимание при разработке законодательных актов России, особенно касающихся регулирования вопросов международной жизни. Издание будет полезно юристам, политологам, специалистам в области международных отношений, аспирантам и студентам, обучающимся по таким специальностям, как "мировая экономика", "международное и европейское право", "международные отношения", а также всем, кто интересуется проблемами современных международных отношений, внешнеполитической деятельностью Российского государства, актуальными проблемами международного права.

Название документа