Коммерческие организации как субъекты финансового контроля: международно-правовой аспект

(Рукавишникова И. В.) ("Финансовое право", 2010, N 6) Текст документа

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ <1>, <*>

И. В. РУКАВИШНИКОВА

Рукавишникова И. В., заведующая кафедрой финансового и административного права, декан юридического факультета Ростовского государственного экономического университета "РИНХ" (Ростов-на-Дону), профессор, доктор юридических наук.

В статье рассматриваются основные виды коммерческих организаций, на которые возлагаются функции по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Ключевые слова: коммерческие организации, финансовый контроль, противодействие легализации преступных доходов.

The article considers basic types of commercial organizations which functions are counteraction of legalization of criminal revenues and financing terrorism.

Key words: commercial organizations, financial control, counteraction of legalization of criminal revenues.

Современное финансовое законодательство в некоторых случаях обязывает коммерческие организации, занимающиеся определенными видами деятельности, осуществлять финансово-контрольные мероприятия. В большинстве случаев коммерческие организации реализуют финансово-контрольные полномочия в сфере денежного обращения (обращения российской и иностранной валюты), где участие государственных органов в условиях либеральной экономики ограничено. В силу особенностей профессиональной деятельности, коммерческие организации являются единственными субъектами, имеющими доступ к информации о движении денежных средств своих клиентов (контрагентов). В частности, речь идет о коммерческих банках, осуществляющих функции агентов валютного контроля <2>, выполняющих обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков <3>, осуществляющих оперативный контроль за совершением хозяйствующими субъектами кассовых операций <4>, а также контроль, предусмотренный законодательством о противодействии легализации преступных доходов <5>. -------------------------------- <2> См.: Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859. <3> Ст. 86 Налогового кодекса РФ. <4> Положение ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" // Вестник Банка России. 1998. N 1. <5> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Российская газета. 09.08.2001.

Практика возложения полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма на коммерческие организации согласуется с требованиями международного права <6>. -------------------------------- <6> К основным источникам международного права в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма следует отнести Венскую конвенцию ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (ратифицированную Постановлением Верховного Совета СССР от 09.10.1990 N 1711-1); Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ратифицированную Федеральным законом от 10.07.2002 N 88-ФЗ); Палермскую конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (ратифицированную Федеральным законом от 26.04.2004 N 26-ФЗ); Меридскую конвенцию ООН против коррупции 2003 г. (ратифицированную Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ); Страсбургскую конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. (ратифицированную Федеральным законом от 28.05.2001 N 62-ФЗ); Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. (участниками которой являются Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан (ратифицированную Федеральным законом от 10.01.2003 N 3-ФЗ)); Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г. (ратифицированный Федеральным законом от 28.12.2004 N 176-ФЗ); Соглашение о партнерстве и сотрудничестве - между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами от 24.06.1994; Соглашение между Федеральной службой по финансовому мониторингу (Российская Федерация) и Центром финансового мониторинга (Республика Армения) о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем от 22.01.2008; а также более 20 двусторонних межправительственных соглашений, в том числе с Болгарией, Беларусью, Казахстаном, Нигерией, Узбекистаном, Хорватией, Италией, Грузией, Кипром, ЮАР, Мексикой, Боливией, Индией, Македонией, Венесуэлой и т. д.

Помимо кредитных организаций к числу субъектов, обязанных осуществлять внутренний финансовый контроль в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы. С 1 января 2010 г. вместо организаций, осуществляющих прием от физических лиц наличных денежных средств, финансово-контрольные полномочия будут выполнять операторы по приему платежей <7>. -------------------------------- <7> См.: Федеральный закон от 03.06.2009 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 23. Ст. 2776.

Операторы по приему платежей физических лиц являются относительно новыми участниками финансово-контрольных отношений, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <8>. -------------------------------- <8> Собрание законодательства РФ. 2009. N 23. Ст. 2758.

Внимательное изучение данного Закона позволяет выявить некоторые несоответствия требованиям российского законодательства и нормам международного права в части регулирования финансово-контрольных полномочий операторов по приему платежей физических лиц. В соответствии с названным Законом, оператор по приему платежей представляет собой разновидность платежного агента, который может осуществлять деятельность по приему платежей физических лиц либо с использованием платежных терминалов, либо без таковых - через уполномоченных лиц. Обязанность проводить процедуру идентификации <9> плательщика - физического лица Закон N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" возлагает только на операторов по приему платежей, осуществляющих данные операции через уполномоченных лиц <10>. -------------------------------- <9> В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", идентификация физического лица предполагает установление следующих сведений: фамилии, имени, а также отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданства, реквизитов документа, удостоверяющего личность, данных миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, адреса места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии). <10> Названный Закон обозначает данную обязанность лишь косвенно, через неудачно сформулированный запрет. В соответствии с п. 7 ст. 6 Закона, оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы. Учитывая то, что оператор по приему платежей осуществляет свою деятельность либо через уполномоченных лиц, либо с использованием платежных терминалов, более корректно выглядела бы формулировка о запрете использовать в указанных случаях платежный терминал, поскольку без терминалов или уполномоченных лиц деятельность оператора по приему платежей невозможна.

Платежные агенты, являющиеся субагентами, а также операторы по приему платежей, использующие платежные терминалы, от указанной обязанности освобождены, поскольку не вправе принимать платежи, сумма которых автоматически требует проведения внутреннего контроля. Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2010) идентификация физического лица не проводится, если сумма операций с наличными денежными средствами не превышает 15000 руб. В то же время указанная статья содержит требование об обязательном проведении идентификации плательщика при совершении платежа на сумму менее 15000 руб., если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Учитывая то, что платежные субагенты не обязаны становиться на учет в органах Федеральной службы по финансовому мониторингу <11>, а платежные агенты, принимающие платежи физических лиц через платежные терминалы, фактически лишены возможности прямого контакта с плательщиками, законодательное требование о проведении идентификации клиентов в случаях возникновения подозрений в легализации (отмывании) ими доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выполнено не будет. В данном случае положения рассмотренного Закона требуют более тщательной проработки и координации с иными действующими правовыми актами. -------------------------------- <11> См.: Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 26. Ст. 2676.

Достаточно обширный круг субъектов - коммерческих организаций, уполномоченных осуществлять финансово-контрольные мероприятия, позволяет говорить об усиливающейся тенденции перенесения части властных полномочий государственных органов на иных хозяйствующих субъектов. Специфика участия коммерческих организаций в финансовых отношениях в качестве субъектов, осуществляющих контрольные полномочия, требует дальнейшего исследования и адекватного отражения в учебной и научной литературе.

Название документа