Интеграция в Европе

(Бороздина Я. А.) ("Юридический мир", 2009, N 9) Текст документа

ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРОПЕ

Я. А. БОРОЗДИНА

Бороздина Я. А., доцент кафедры международного и конституционного права ПетрГУ, начальник административно-правового управления Министерства культуры и по связям с общественностью РК, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются такие понятия, как "интеграция", "глобализация" и "регионализация", а также их соотношения друг с другом. Кроме этого, автор выявляет предпосылки интеграционных процессов в Европе. Ключевые слова: Европа, интеграция, глобализация, объединение, Европейский союз.

The article considers such terms as integration, globalization, regionalization, as well as their interrelations. Furthermore, the author exposes the preconditions of integration processes in Europe <*>. -------------------------------- <*> Borozdina Ya. A. Integration in Europe.

Key words: Europe, integration, globalisation, association, the European Union.

Европейские государства и их интеграционные объединения осуществляют определенную политику в сфере научно-технического и культурного сотрудничества, создавая тем самым необходимые условия и механизмы для наиболее эффективного взаимодействия европейских государств в этой важнейшей области международного сотрудничества <1>. -------------------------------- <1> Европейское международное право. М., 2005. С. 286 - 287.

Что же такое интеграция? Термин "интеграция" происходит от латинского integration - воссоздание целого, воссоединение. Интеграция в международной жизни означает объединение группы государств в интеграционный комплекс, который берет на себя в той или иной степени управление процессом функционирования в различных областях составляющих его частей - государств <2>. -------------------------------- <2> Матвеевский Ю. А. Интеграционные процессы в Западной Европе. М., 2001. С. 4.

Теория интеграции, развитая на основе постулата о соединении различных частей в новое целое с собственной, внутренней динамикой развития, с точки зрения политических отношений выражается в идеях (нео)функционализма, федерализма и коммуникативной теории, а с точки зрения экономических отношений - в идеях либерализма и институционализма <3>. -------------------------------- <3> Арах М. Европейский союз: видение политического объединения. М., 1998. С. 16 - 17.

При анализе состояния современного мира и его перспектив часто используется не только термин "интеграция", но и термин "глобализация" <4>. -------------------------------- <4> Подробнее о глобализации см.: Лазарева О. В. Глобализация и юридическая процедура охраны прав человека // Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов Круглого стола. М., 2005; Орлов А. А. Вызовы глобализации и ООН // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире: Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2001; Поленина С. В. Право и глобализация // Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов Круглого стола. М., 2005; Сеидов А. В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. М., 2005.

По мнению Ю. А. Матвеевского, глобализация и интеграция - явления одного порядка. И глобализация, и интеграция являются проявлениями на современном этапе процесса интернационализации общественной жизни человечества, т. е. выхода общественных отношений прежде всего за рамки отдельных государств. Сопоставляя глобализацию и интеграцию, уместно также напомнить, что в геополитическом плане глобализация в настоящее время воспринимается зачастую как американская политика. Интеграция же ассоциируется с Европой и в этой связи рассматривается отдельными исследователями как попытка западноевропейских стран объединить свои усилия, в том числе и для того, чтобы противостоять нежелательным воздействиям глобализации <5>. При этом можно согласиться с А. В. Сеидовым, что региональная интеграция совместима с глобализацией, она является неотъемлемым признаком, следствием глобализации. Более того, распространено мнение, что рост региональных интеграционных процессов является эффективным способом смягчения негативных последствий глобализации <6>. Можно сказать, что интеграция - специфический вид регионализации. Регионализация выражается в сближении нескольких близко расположенных стран с возможным их объединением в отдельную группировку. -------------------------------- <5> Матвеевский Ю. А. Глобализация и интеграция. Позиция России // Правовые аспекты европейской интеграции: Материалы международных научно-практических конференций. М., 2002. С. 87. <6> Сеидов А. В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. М., 2005. С. 43.

По мнению Л. Г. Клюкановой, на основе принципа международного сотрудничества государств в некоторых регионах начал формироваться принцип региональной международной интеграции, т. е. происходит слияние политических, правовых, общественных и экономических внутригосударственных структур в рамках государства или в более широкое межгосударственное объединение. Межгосударственная интеграция идет по пути юридического оформления новых институтов власти с передачей им некоторых суверенных прав, традиционно осуществляемых национальными политическими органами <7>. -------------------------------- <7> Клюканова Л. Г. Экологический аспект интеграционных процессов в ГС и СНГ (международно-правовой анализ). СПб., 2001. С. 10.

Наиболее комплексный и управляемый характер интеграция приобретает на региональном уровне, но проявляется и на глобальном уровне. Процесс идет по двум направлениям: через создание международно-правовых связей между интеграционными объединениями; через создание, функционирование и развитие транснациональных рынков товаров и услуг <8>. По мнению В. Б. Рыжова, интеграция как направляемый государствами процесс ведет к двоякому результату: -------------------------------- <8> Шинкарецкая Г. Г. Глобализация мировой экономики и региональная интеграция // Московский юридический форум "Глобализация, государство, право, XXI век": По материалам выступлений. М., 2004. С. 200.

- создается определенное пространство, в пределах которого действуют единые правовые нормы, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц в отношениях между собой и в отношениях с иностранными гражданами и юридическими лицами; - создается определенная институционная система, приспособленная для управления процессом интеграции в данном регионе <9>. -------------------------------- <9> Рыжов В. Б. Понятие регионального интеграционного объединения // Российский ежегодник международного права. 2005. СПб., 2006. С. 161.

Развитие регионализма привело к созданию региональных интеграционных объединений. В интеграционном объединении для достижения поставленных целей создается система соответствующих властных органов, которым государства-участники передают часть своих суверенных полномочий. При этом особое значение имеют региональные интересы, объединившие определенную группу государств, осуществляемые в рамках комплекса регуляции внутренних отношений и внешних сношений его участников. В современном развитии интеграционных процессов можно выделить две ступени - политико-правовую и институциональную <10>. -------------------------------- <10> Клюканова Л. Г. Экологический аспект интеграционных процессов в ГС и СНГ (международно-правовой анализ). СПб., 2001. С. 10.

Органы в интеграционном объединении действуют не только на основе принципа межгосударственного сотрудничества, но и на основе принципа наднациональности, когда принятое большинством стран решение становится обязательным для всех участников. Формируется постепенно собственная система права, которая имеет приоритет перед национальным законодательством, а также прямое действие в странах-участницах. В связи с этим интеграцию можно рассматривать как наиболее продвинутый вид регионализации <11>. -------------------------------- <11> Матвеевский Ю. А. Глобализация и интеграция. Позиция России // Правовые аспекты европейской интеграции: Материалы международных научно-практических конференций. М., 2002. С. 84.

Интеграционные процессы, подталкивающие государства к сближению, проявились в Западной Европе в послевоенный период, в середине XX в. В 1947 г. в Париже был сформирован Международный координационный комитет Движения за объединение Европы. Координационный комитет подготовил Европейский конгресс, который открылся 8 мая 1948 г. в Гааге. На конгрессе было принято Послание к европейцам. В нем говорилось о необходимости: - создания объединенной Европы со свободным передвижением людей, идей и ценностей; - принятия Декларации прав человека, гарантирующей свободу мысли, мнений, собраний, а также свободу выражения оппозиционных идей; - создания суда, призванного обеспечить соблюдение положений Декларации прав человека; - созыва Европейской ассамблеи, в которой были бы представлены "живые силы", отражающие европейские позиции. На основе доклада Координационного комитета было принято несколько резолюций. Их главное содержание сводилось к следующим моментам: - не может быть успешным восстановление Европы на базе жестокого сохранения национальных суверенитетов; - европейские нации должны создать экономический и политический союз в целях обеспечения безопасности, экономической независимости и социального прогресса. Ради этого они должны быть готовы поступиться некоторыми своими суверенными правами; - без промедления должна быть созвана Европейская парламентская ассамблея, в которую бы вошли представители парламентов заинтересованных государств; - создаваемый Европейский союз или Федерация должны быть открыты для участия всех стран, где соблюдаются основные права человека; - должен быть создан Европейский суд, обладающий необходимыми правами для принятия санкций при нарушении прав человека; - создание объединенной Европы является важнейшим этапом на пути к "единому миру". Сформулированные на конгрессе основополагающие идеи определили в дальнейшем развитие интеграционных процессов в Европе <12>. В результате в мае 1949 г. подписан Договор о создании Совета Европы, а в августе того же года он вступил в силу <13>. А в 1951 г. создано на основе международного права Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) путем подписания 18 апреля 1951 г. Договора в Париже <14>. Договор об учреждении ЕОУС вступил в силу 23 июля 1952 г. <15>. 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны Договор об учреждении Европейского сообщества, известный как Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, которые вступили в силу 1 января 1958 г. Три Договора содержат много общих черт, однако существуют и значительные различия. Одно из них в том, что Договор об учреждении ЕОУС более конкретно закрепляет положения о политике Сообщества; с другой стороны, Договор об учреждении ЕС фиксирует общие основные положения, относя формирование политики к компетенции органов Сообщества. Таким образом, в ЕС баланс полномочий смещен в пользу ЕС <16>. -------------------------------- <12> Матвеевский Ю. А. Интеграционные процессы в Западной Европе. М., 2001. С. 16 - 17. <13> Матвеевский Ю. А. Интеграционные процессы в Западной Европе. М., 2001. С. 18. <14> Kantaria S. Can the EU Draft Constitution be Considered a Constitution by the People and for the People? // European Law Journal Reform. 2004. Vol. VI, no. 1/2. P. 231. <15> Капустин А. Я. Европейский союз: интеграция и право. М., 2000. С. 9 - 10. <16> Хартли Т. К. Основы права Европейского сообщества / Пер. с англ. М., 1998. С. 3 - 4.

7 февраля 1992 г. в Маастрихте был подписан Договор о Европейском союзе, который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Европейский союз создан на основе Европейских сообществ с учетом политики и форм сотрудничества, предусмотренных Маастрихтским договором. Политика и формы сотрудничества можно подразделить на "общую внешнюю политику и политику безопасности" и "сотрудничество в области правосудия и внутренних дел". Таким образом, Европейский союз означает три юридических субъекта - ЕС, ЕОУС и Евратом и две формы - "политики и сотрудничества" <17>. -------------------------------- <17> Хартли Т. К. Основы права Европейского сообщества / Пер. с англ. М., 1998. С. 8.

Наиболее прочным и развитым региональным интеграционным образованием оказался Европейский союз, поскольку именно в Западной Европе созрели в полной мере необходимые для начала интеграционного процесса материальные (экономические и географические), цивилизационные и политические предпосылки <18>. Можно согласиться с Ю. А. Матвеевским в том, что практика Европейского союза, а также других интеграционных объединений доказывает, что реальное, прочное региональное интегрирование возможно лишь при наличии ряда основных объективных условий: достаточно высокий уровень развития промышленности и диверсификации производства, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими и все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом; экономика интегрируемых стран должна быть рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами выступают частные предприниматели; и наконец, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом лишь при наличии в государствах-партнерах развитой и прочно укоренившейся демократии <19>. -------------------------------- <18> Матвеевский Ю. А. Глобализация и интеграция. Позиция России // Правовые аспекты европейской интеграции: Материалы международных научно-практических конференций. М., 2002. С. 85. <19> Матвеевский Ю. А. Глобализация и интеграция. Позиция России // Правовые аспекты европейской интеграции: Материалы международных научно-практических конференций. М., 2002. С. 85 - 86.

Следовательно, процессы интеграции наиболее заметно и, самое главное, успешно развиваются в тех регионах, где для этого есть необходимые предпосылки или же их последовательно формируют.

Название документа