Развитие наследственного права в бывших республиках СССР

(Блинков О. Е.) ("Нотариус", 2009, N 4) Текст документа

РАЗВИТИЕ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В БЫВШИХ РЕСПУБЛИКАХ СССР <*>

О. Е. БЛИНКОВ

Блинков О. Е., главный редактор журнала "Наследственное право", кандидат юридических наук, доцент.

Часть VII. Литва

После принятия в 1990 г. Акта Верховного Совета Литвы о восстановлении Литовского государства и Декларации о государственном суверенитете в Литве началась правовая реформа, которая имела своей целью привести всю систему законодательства в соответствие с нормами новой Конституции, международными стандартами и европейской правовой традицией. Литва в отличие от Латвии отказалась от реставрации досоветского законодательства и прямой имплементации актов иностранного законодательства. Советские кодексы, в том числе Гражданский кодекс Литовской ССР 1964 г., действовали около десяти лет, правда, с существенными изменениями, ориентированными на западноевропейские образцы. Гражданский кодекс Литовской Республики (далее - ГК ЛР), принятый 18 июля 2000 г. <1>, архитектонически отвечает пандектной системе, включает книги, нормы которых посвящены основным подотраслям гражданского права. Пятая книга Кодекса, именуемая "Наследственное право", состоит из восьми глав ("Общие положения", "Наследники", "Наследование по закону", "Наследование по завещанию, "Совместное завещание супругов", "Принятие наследства и ответственность по долгам наследодателя", "Взаимоотношения между наследниками" и "Особенности в наследовании отдельных видов имущества"), объединяющих 76 статей. -------------------------------- <1> Ведомости Литовской Республики. 2000. N 74-2262.

Традиционно регулирование наследственных отношений начинается с нормы, определяющей наследование, под которым понимается переход имущественных прав, обязанностей и некоторых других личных неимущественных прав умершего лица его наследникам в соответствии с законом или/и наследникам по завещанию (ст. 5.1.1 ГК ЛР). Объектами наследственного правопреемства могут быть материальные объекты (движимые и недвижимые вещи) и нематериальные объекты (ценные бумаги, патенты, торговые марки и т. д.), имущественные права (требования) и обязанности наследодателя, а в случаях, предусмотренных законом, и интеллектуальная собственность (авторские имущественные права на произведения литературы, науки и искусства, смежные имущественные права и права на промышленную собственность), так же как и другие имущественные права и обязанности наследодателя, переход которых предусмотрен законом (ст. 5.1.2 ГК ЛР). В порядке наследования не переходят личные неимущественные и имущественные права, неразрывно связанные с личностью наследодателя (право на честь и достоинство, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и т. п.), право на алименты и выплаты по содержанию наследодателя, право на пенсию и иные, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 5.1.3 ГК ЛР). Наследование осуществляется в соответствии с законом и завещанием (основания наследования). Наследование по закону имеет место, насколько оно не изменено завещанием (ст. 5.2 ГК ЛР). В случаях, когда нет никаких наследников по закону или завещанию, либо никто из наследников не принял наследство, либо все они лишены завещанием наследодателя права наследования, наследство переходит государству по праву наследования (ст. 5.2.3 ГК ЛР). Следует указать, что в отличие от двух других прибалтийских стран (Латвия, Эстония) Литва не реставрировала такое основание наследования, как наследственный договор. Временем открытия наследства считается момент смерти наследодателя, а в случае объявления его умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо день предполагаемой смерти, обозначенный в решении суда. Если невозможно определить, кто из двух или более лиц пережил друг друга, все они будут считаться умершими в одно время, без возникновения у них права наследования (ст. 5.3 ГК ЛР). Местом открытия наследства считается последнее место постоянного жительства наследодателя (ст. 2.12 ГК ЛР). В случае если наследодатель не имел никакого постоянного места жительства, местом открытия наследства будет место, где наследодатель преимущественно жил в течение шести месяцев перед своей смертью, а если наследодатель проживал в нескольких местах, местом открытия наследства будет место преобладающих экономических или личных интересов завещателя (место расположения имущества или его основной части, когда имущество расположено в нескольких местах; место жительства супруга, с которым наследодатель поддержал супружеские отношения в течение шести месяцев перед своей смертью, или место жительства ребенка, который проживал вместе с наследодателем) (ст. 5.4.2 ГК ЛР). Если в соответствии с вышеуказанными правилами место жительства наследодателя невозможно определить, место открытия наследства может быть определено в соответствии с гражданством наследодателя, его регистрацией, местом регистрации транспортных средств, принадлежащих ему, и другими обстоятельствами. В случае спора место открытия наследства по запросу заинтересованных лиц может быть определено судом, учитывающим все обстоятельства (ст. 5.4.3, 5.4.4 ГК ЛР). Наследовать по закону могут физические лица, которые пережили наследодателя в момент его смерти, дети завещателя, которые родились после его смерти, а также само государство Литва (абз. 1 ст. 5.5.1 ГК ЛР). По завещанию могут наследовать: 1) физические лица, которые пережили наследодателя в момент его смерти, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после его смерти. Примечательно, что завещанием можно в качестве наследника назначить лицо, еще не зачатое (абз. 2 ст. 5.5.1 ГК ЛР); 2) юридические лица, которые существовали в момент смерти наследодателя или были созданы в соответствии с волей наследодателя (абз. 3 ст. 5.5.1 ГК ЛР); 3) государство или муниципалитеты (ст. 5.5.2 ГК ЛР). Определяя круг наследников по закону и завещанию, ГК ЛР устанавливает и тех, кто не имеет права наследовать ни по закону, ни по завещанию, в том числе утрачивает право на завещательный отказ (ст. 5.10). К таковым отнесены лица, которые противоправными умышленными действиями против наследодателя, или против любого из его наследников, или против последней воли наследодателя, выраженной в его завещании, способствовали призванию себя к наследованию, если в судебном порядке установлено, что они: 1) умышленно лишили завещателя или его наследников жизни или совершили покушение на их жизнь; 2) преднамеренно создали обстоятельства, которые препятствовали завещателю до его смерти составить, изменить или отменить завещание; 3) посредством обмана, запугивания или принуждения заставили завещателя составить, изменить или отменить сделанное завещание или заставили наследника отказаться от наследования; 4) скрыли, подделали или уничтожили завещание (ст. 5.6.1 ГК ЛР). В отношении двух последних оснований следует указать, что если перед открытием наследства завещание или его часть, ранее совершенные посредством обмана, запугивания, принуждения или подделки, утратят силу, то наследник не может считаться недостойным (ст. 5.6.2 ГК ЛР). Родители будут недостойны наследования после смерти их детей по закону, если они были лишены родительских прав по решению суда, которое не было отменено к моменту открытия наследства (п. 3 ст. 5.6.3 Гражданского кодекса ЛР). В отличие от латвийского и эстонского наследственного законодательства Гражданский кодекс Республики Литва устанавливает специальные правила об отстранении супруга от наследования. Так, переживший супруг утрачивает право наследования по закону, если перед открытием наследства наследодатель обратился в суд с требованием о расторжении брака вследствие виновного поведения пережившего супруга, и суд установил основания для расторжения брака, либо раздельное проживание супругов было установлено судом, либо было основание для признания брака недействительным, при условии, что был подан иск о признании брака недействительным (ст. 5.7 ГК ЛР). Последнее основание отстранения супруга от наследования не применяется относительно супруга, который не был виновен в недействительности брака (например, не знал, что заключает брак с лицом, уже состоящим в браке). ГК ЛР установлен годичный срок для предъявления иска об отстранении от наследования со дня открытия наследства или со дня, когда он узнал или должен был узнать, что наследство было принято другим лицом (ст. 5.8). С иском об отстранении лицо может обратиться и после выдачи свидетельства о праве на наследство. После вступления в законную силу решения суда об отстранении недостойного наследника последний считается не принявшим наследство (ст. 5.9.1 ГК ЛР). Лицо, предъявившее иск об отстранении и одновременно являющееся наследником вследствие вступления в законную силу, будет считаться принявшим наследство, поскольку из его действий (подачи иска) явствует воля на принятие наследства, если только он не сделал этого в интересах других наследников (ст. 5.9.2 ГК ЛР). Другие лица, которые приобрели право на принятие наследства вследствие отстранения других наследников как недостойных, вправе принять наследство в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда об отстранении (ст. 5.9.3 ГК ЛР), однако даже в отношении новых наследников наследство будет считаться открытым с момента открытия по правилам ст. 5.3 ГК ЛР (ст. 5.9.4 ГК ЛР). В равных долях наследуют в первую очередь дети, в том числе усыновленные и рожденные после смерти наследодателя, во вторую очередь - родители и внуки, в третью - бабушка и дедушка со стороны отца и матери, а также правнуки, в четвертую - братья и сестры, прабабушка и прадедушка со стороны отца и матери, в пятую - дети братьев и сестер (племянники и племянницы), братья и сестры родителей (дяди и тети), в шестую - дети братьев и сестер родителей, т. е. двоюродные братья и сестры (ст. 5.11 ГК ЛР). Порядок же призвания следующей очереди наследников обычен: наследники следующей очереди призываются в том случае, если нет наследников предыдущей, либо все они не приняли или отказались от наследства, либо лишены права наследования. Усыновленные, усыновители и их потомки при наследовании по закону приравнены к кровным родственникам (ст. 5.11.3, 5.11.4 ГК ЛР). Равные права имеют дети, рожденные как в браке, так и вне брака (ст. 5.11.5 ГК ЛР). Внуки имеют право наследования в первой очереди по праву представления детей наследодателя, а правнуки - во вторую очередь по праву представления внуков наследодателя (ст. 5.12 ГК ЛР), но одновременно с этим имеют самостоятельное право наследования и очередь (соответственно - вторую и третью). Супруг прямо не назван наследником по закону, однако, так же как в Латвии и Эстонии, он имеет право наследования супружеской доли. Так, согласно ст. 5.13 ГК ЛР переживший супруг имеет право наследовать вместе с наследниками первой очереди одну четверть наследства, если наследников трое, кроме него, если же их больше трех, то он наследует в равных долях с другими наследниками <2>. Если супруг наследует вместе с наследниками второй очереди, то он имеет право на половину из наследства, если же наследников первой и второй очереди нет, то супруг должен унаследовать наследство целиком. Однако предметы домашнего обихода и обстановки переходят по наследству независимо от очереди и доли в наследстве к тем наследникам по закону, которые проживали вместе с наследодателем по крайней мере один год перед его смертью (ст. 5.14 ГК ЛР). Литовский наследственный закон выбрал очень интересный подход, заключающийся в том, что предметы домашнего обихода и обстановки переходят только к наследникам, независимо от очереди и не входят в наследственную массу, но к такому переходу применяются правила о наследовании, поскольку иное прямо не указано. -------------------------------- <2> Если наследник всего один, то супруг получает четверть наследства, а наследник по закону три четверти; если наследников двое, то супруг получает четверть, а двое наследников делят между собой три четверти; если наследников трое, то все получают по четверти.

Правила о наследовании по завещанию в целом традиционны для германского права. Завещание может быть составлено, равно как изменено или отменено (ст. 5.16.4 ГК ЛР), исключительно непосредственно полностью дееспособным лицом, понимающим значение и последствие своих действий (ст. 5.15 ГК ЛР). Завещание может быть ничтожным или оспоримым. Завещание не имеет законной силы (т. е. является ничтожным), если совершено недееспособным лицом или лицом, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления алкогольными напитками, наркотиком или ядовитыми веществами, либо его содержание незаконно или его невозможно понять (ст. 5.16.1 ГК ЛР). Завещание также может быть признано недействительным по общим основаниям признания сделок недействительными (ст. 5.16.2 ГК ЛР). Утраченное завещание также не имеет силы, причем его содержание не может быть установлено в судебном порядке (ст. 5.16.3 ГК ЛР). Завещание в целом или части может быть оспорено в суде наследниками по закону или завещанию, если признание его недействительным повлечет призвание их к наследованию или увеличению доли (ст. 5.17.1 ГК ЛР). При признании завещания недействительным ранее сделанное завещание не вступает в силу, кроме случаев, когда будет установлено, что позднее сделанное завещание было совершено под принуждением или реальной угрозой либо недееспособным или ограниченно дееспособным лицом (ст. 5.17.2 ГК ЛР). Завещание должно быть совершено свободно, без принуждения или ошибки. Обычные убеждение или просьба заинтересованных наследников по завещанию, которые будут сделаны в их пользу, не будут считаться принуждением и не влияют на действительность завещания (ст. 5.18.1 ГК ЛР). Ошибки в тексте завещания, неправильное обозначение людей или фактических обстоятельств, изменения признаков или гражданства определенного лица, изменения или исчезновение вещей не влияют на действительность завещания, если истинное намерение завещателя будет ясно из содержания завещания (ст. 5.18.2 ГК ЛР). Любое физическое лицо может завещать все свое имущество или часть его (включая предметы домашнего обихода и обстановки) одному или нескольким физическим лицам независимо от того, являются ли они его наследниками по закону, а также государству, муниципалитетам или юридическим лицам (ст. 5.19.1 ГК ЛР). Завещание может быть составлено также в пользу юридического лица, которое должно быть создано во исполнение завещания, а также физическим лицам, зачатым при жизни наследодателя и родившимся после его смерти (ст. 5.19.2 ГК ЛР). Также завещатель вправе лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону. Если в завещании не указаны доли каждого из наследников по завещанию, то они наследуют в равных долях; если же наследство разделено таким образом, что все доли в их всем количестве превышают количество целого имущества, доля каждого наследника должна быть соответственно уменьшена, и наоборот, если количество всех долей является меньшим, чем количество целого наследства (ст. 5.19 ГК ЛР). Последняя ситуация, содержащаяся в ст. 5.19.6 ГК ЛР, несколько туманна, поскольку в ней же установлено, что подобная разница может наследоваться наследниками по закону. Кто и в каком порядке это решает, из содержания статьи непонятно. Литовский законодатель в результате постсоветской кодификации наследственного права сохранил право на обязательную долю в наследстве. Таким правом обладают дети наследодателя (в том числе усыновленные), супруг, родители (усыновители), которые имели право на содержание от наследодателя в день его смерти. Они имеют право унаследовать независимо от содержания завещания половину той доли, которая причиталась каждому из них по закону, если больше они не получают в соответствии с завещанием. При определении обязательной доли учитывается стоимость всего наследственного имущества, включая стоимость предметов домашнего обихода и обстановки (ст. 5.20 ГК ЛР). Литовский закон предусматривает наследственную субституцию, поэтому завещатель вправе назначить другого наследника на случай, если первоначальный наследник, назначенный завещанием, умрет перед открытием наследства или откажется от наследства, причем число подназначений законом не ограничено (ст. 5.21 ГК ЛР). Часть имущества наследодателя, не включенная в завещание, наследуется в равных долях его наследниками по закону, в том числе теми, которые указаны в завещании и наследуют какое-либо имущество, если иное прямо не следует из завещания (ст. 5.22 ГК ЛР). Наследственный правопорядок предполагает возможность установления в завещания завещательного отказа и возложения. Завещатель вправе возложить на наследника определенное обязательство (завещательный отказ) в пользу одного или нескольких лиц, которые вправе требовать его исполнения. Отказополучателями могут быть как наследники, так и любые иные лица (ст. 5.23.1 ГК ЛР). Исполнитель завещательного отказа обязан его выполнить в пределах стоимости наследства после удовлетворения требований кредиторов наследодателя (ст. 5.23.2 ГК ЛР). Если исполнитель завещательного отказа имеет право на обязательную долю в наследстве, то он должен выполнить его в пределах стоимости наследства, превышающей его обязательную долю (ст. 5.23.3 ГК ЛР). При отказе исполнить завещательный отказ или отказе от наследства обязанность переходит к тем наследникам, которые получают долю наследства отказавшегося наследника (ст. 5.23.4 ГК ЛР). Если исполнитель завещательного отказа в завещании не определен, то его исполнение откладывается до тех пор, пока не будут определены наследники и их доли в наследстве (ст. 5.23.4 ГК ЛР), исполнение же, надо полагать, возлагается на всех наследников. Как и в правопорядках других государств, завещательный отказ теряет силу в случае смерти отказополучателя до открытия наследства (ст. 5.23.6 ГК ЛР). Отказополучатель вправе требовать исполнения завещательного отказа в течение трех месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о своем праве на завещательный отказ. О принятии завещательного отказа отказополучатель должен сообщить исполнителю завещания, наследнику - исполнителю завещательного отказа, принявшему наследство, либо нотариусу по месту открытия наследства. Если предметом завещательного отказа выступает недвижимое имущество, заявление о принятии завещательного отказа в обязательном порядке должно быть подано нотариусу (ст. 5.24 ГК ЛР). Достаточно интересны правила о правовом режиме завещательных отказов, обусловленные их предметом. Так, если предметом завещательного отказа служит вещь, определенная индивидуальными признаками, отказополучатель с момента принятия отказа становится ее собственником. К нему же переходят все права и обязанности, связанные с этой вещью, в том числе ее принадлежности, если предмет завещательного отказа является главной вещью (ст. 5.25.1 ГК ЛР). Если предметом завещательного отказа являются требования, следующие из основных обязательств, все дополнительные (акцессорные) требования также принадлежат отказополучателю (ст. 5.25.2 ГК ЛР). Если же предметом завещательного отказа служат движимые вещи, определенные родовыми признаками, такой завещательный отказ должен быть выполнен независимо от существования таких вещей в наследстве. Если же в наследстве присутствует несколько вещей такого вида, то право выбора принадлежит отказополучателю, если иное не следует из завещания (ст. 5.25.3 ГК ЛР). Завещатель вправе обязать наследника, к которому переходит недвижимая вещь (земля, дом, квартира, и т. д.) или частное предприятие, позволять другому лицу в течение определенного периода или в течение его жизни пользоваться этой вещью или ее частью или получать доход или его часть от использования этого имущества (ст. 5.25.4 ГК ЛР). Предметом завещательного отказа может быть и содержание физического лица, указанного в завещании, причем если в последнем оно не будет детализировано, то отказополучатель вправе требовать обеспечения его жильем, одеждой, оборудованием, медицинским обслуживанием, а в случае учебы в образовательном учреждении - оплаты оказания образовательных услуг в течение учебы до достижения 24 лет (ст. 5.25.5 ГК ЛР). Завещание может быть совершено в общеполезных и благотворительных целях, когда все имущество, его часть или индивидуальная вещь направляются на указанные цели, причем, как правило, собственником становится юридическое лицо, существующее к моменту открытия наследства или создаваемое в этих целях наследниками или исполнителем завещания (душеприказчиком) (ст. 5.26.1 ГК ЛР). Если последние не могут создать такое юридическое лицо или не предпринимают действий к его созданию, любые заинтересованные лица могут обратиться к суду с запросом назначить исполнителя последней воли и обязать его создать юридическое лицо, предусмотренное в завещании (ст. 5.26.2 ГК ЛР). В случае утраты цели, установленной в завещании, и отсутствия на этот счет указаний самого завещателя вопрос дальнейшего использования завещанного имущества должен быть решен судом по месту открытия наследства, причем при определении суд должен учитывать, подобны ли назначенные цели первоначально обозначенным завещателем (ст. 5.26.3 ГК ЛР). Завещания могут быть официальными и частными (ст. 5.27 ГК ЛР). Официальными считаются завещания, которые сделаны в письменной форме в двух копиях и удостоверены нотариусом или должностным лицом Консульства Республики Литвы (ст. 5.28.1 ГК ЛР). Официальные завещания лиц с дефектами речи и слуха должны совершаться с участием лица, которому доверяет завещатель, если только оно само не может прочитать написанное и подтвердить, что написанное отвечает его желанию (ст. 5.28.2 ГК ЛР). В завещании должны быть указаны место и время, когда оно было совершено. Оно должно быть прочитано вслух завещателю одному или с участием свидетелей и подписано завещателем непосредственно, после чего удостоверяется и регистрируется в Нотариальном регистре. Одна копия завещания должна быть выдана завещателю, другая остается в учреждении, в котором оно было удостоверено. Информация о совершении завещания и его содержании является конфиденциальной (ст. 5.28.3 ГК ЛР). К официальным также приравниваются завещания, удостоверенные должностными лицами, круг которых аналогичен российскому закону (ст. 5.28.6 ГК ЛР). После удостоверения завещания указанные лица как можно скорее должны передать второй экземпляр нотариусу в соответствии с процедурой, определенной Министерством юстиции ЛР (ст. 5.26.7 ГК ЛР). В случае, когда завещатель вследствие физических препятствий, болезни или любых других причин не способен непосредственно подписать завещание, это может быть сделано по желанию завещателя в присутствии нотариуса или любого другого должностного лица, уполномоченного засвидетельствовать завещание, другим дееспособным физическим лицом, не относящимся к наследникам. В таком завещании должны быть указаны причины, по которым завещатель не смог подписать завещание непосредственно, а также стоять подписи свидетелей (ст. 5.29 ГК ЛР). Частным считается завещание, собственноручно написанное и подписанное завещателем с указанием его имени и фамилии, даты (год, месяц, день) и места написания, выражающее истинное намерение завещателя. Частное завещание может быть написано на любом языке. Отсутствие даты и места написания завещания влечет за собой его недействительность, если только невозможно определить дату и место любым другим путем или они не следуют из других обстоятельств (ст. 5.30.1 ГК ЛР). Исправления или зачеркивания, внесенные собственноручно завещателем, не влекут недействительности завещания. Действительны будут и те условия завещания, которые первоначально по ошибке были вычеркнуты, но позже завещатель сделал надпись своей рукой, свидетельствуя, что эти условия были удалены по ошибке. Завещание будет также действительно, если в нем по ошибке пропущено какое-то слово или слово написано с ошибкой, если только это не влечет невозможности определения воли завещателя (ст. 5.30.2 ГК ЛР). Если в завещании есть указание на то, что в его содержание будут добавлены какие-то условия в будущем, но они не были сделаны в силу тех или иных препятствий, завещание будет действительно, если оно может быть выполнено без намеченного приложения (ст. 5.30.4 ГК ЛР). Завещатель вправе внести частное завещание на хранение (депозит) нотариусу или в консульское учреждение Республики Литва в иностранном государстве. В принятии завещания в депозит должна быть установлена личность завещателя (ст. 5.31.1 ГК ЛР). Депонированное желание приравнивается к официальному, если депозит был выполнен в соответствии с установленными требованиями, а именно: 1) завещание было депонировано завещателем непосредственно, который объявлял, что завещание выражало его заключительное истинное намерение; 2) завещание было депонировано в запечатанном конверте, на котором была поставлена печать учреждения принятия; 3) был составлен акт о принятии завещания в депозит, в котором подтверждается соблюдение вышеуказанных правил, а также описываются конверт, печати, данные завещателя, в том числе личный код идентичности, место его жительства, место и время создания завещания и его вид, имя и фамилия лица, которое приняло завещание в депозит. Акт должен быть подписан завещателем и лицом, принявшим завещание в депозит. Самому завещателю выдается копия акта (ст. 5.31.2 ГК ЛР). Принятое завещание хранится в сейфе учреждения депозита, но завещатель имеет право забрать завещание в любое время (ст. 5.31.3 ГК ЛР). Следует указать, что если частное завещание не было передано в депозит в соответствии с вышеописанной процедурой, после смерти завещателя оно подлежит подтверждению судом в пределах одного года, иначе не будет иметь силы (ст. 5.31.4 ГК ЛР). Регистр (реестр) завещаний, совершенных на территории Литовской Республики, осуществляет Центральное ипотечное учреждение. Нотариусы, сотрудники Консульства в пределах трех рабочих дней должны уведомить данное учреждение о заверенном, принятом на депозит или отмененном завещании. Уведомление должно включать имя и фамилию завещателя, личный код идентичности и место жительства, место и время совершения завещания, его вид и место депозита, при этом содержание завещания не должно быть обнародовано. После смерти завещателя данные Регистра могут быть переданы суду, нотариусу и другим заинтересованным лицам (ст. 5.32 ГК ЛР). После получения сведений о смерти завещателя нотариус по месту открытия наследства должен немедленно установить день для объявления содержания завещания и сообщить об этом известным наследникам и другим заинтересованным лицам. Если конверт, содержащий завещание был опечатан, то при вскрытии необходимо написать в протоколе, не повреждены ли были конверт и печати. В случае, когда есть несколько завещаний, все они должны быть объявлены (ст. 5.33.1 ГК ЛР). Объявив завещание, нотариус должен принять все меры, необходимые для установления места жительства всех наследников и других заинтересованных лиц, которые не присутствовали, когда завещание было объявлено, и без задержки сообщает им о содержании завещания (ст. 5.33.2 ГК ЛР). Следует указать, что, если переданное в депозит завещание хранится более тридцати лет, учреждение хранения обязано всеми доступными средствами проверить, жив ли завещатель, и если будет известно, что он умер, конверт с завещанием должен быть открыт, а оно само объявлено (ст. 5.34 ГК ЛР). Завещатель имеет право в любое время изменить, добавить или отменить завещание, сделанное им, составляя новое завещание или без него. Завещание, совершенное в более позднее время, аннулирует предыдущее или определенную его часть, которая противоречит позже сделанному завещанию (ст. 5.35 ГК ЛР). Завещание должно быть выполнено исполнителем завещания или наследником, назначенным завещателем, или администратором наследства, назначенным судом (ст. 5.37.1 ГК ЛР). Исполнитель завещания должен совершить все действия, необходимые для выполнения последней воли наследодателя. Ожидая назначения администратора наследства или учреждения наследников, исполнитель завещания выполняет функции наследника: владеет наследством (осуществляет ввод во владение), производит опись наследства, в том числе долгов наследодателя, исполняет обязательства перед кредиторами наследодателя, равно как получает исполнение от его должников, осуществляет поиск наследников, устанавливает, принимают ли они наследство, и т. д. В своей деятельности исполнитель руководствуется завещанием, в случае невозможности последнего он обязан консультироваться с наследниками. Любой спор относительно исполнения завещания может быть решен только судом по месту открытия наследства (ст. 5.38.1 ГК ЛР). Закон вменяет в обязанность исполнителю при исполнении завещания действовать добросовестно, как если бы он действовал в своих интересах. В случае возмездности деятельности исполнителя на него возлагается ответственность перед наследниками и иными заинтересованными лицами за любой ущерб наследству, вызванный его небрежными действиями (ст. 5.38.2 ГК ЛР). Следует указать, что возмездность действий исполнителя определяется завещанием, поэтому, если об этом (вознаграждении) прямо не указано в завещании, исполнитель должен выполнить свои обязанности безвозмездно (ст. 5.38.6 ГК ЛР), однако он имеет право требовать возмещения понесенных расходов за счет наследства (ст. 5.38.5 ГК ЛР). Если завещатель назначил несколько исполнителей, ясно не определяя их соответствующие права и обязанности, они должны действовать совместно, а любое разногласие между ними по выполнению завещания должно быть решено в судебном порядке. Такие исполнители несут солидарную ответственность за действия, выполненные по их взаимному согласию (ст. 5.38.3 ГК ЛР). Если же завещатель одному из исполнителей дал определенное задание или уполномочил на выполнение определенной части завещания, такой исполнитель будет ответствен исключительно за собственные действия (ст. 5.38.4 ГК ЛР). Пожалуй, единственной существенной особенностью литовского наследственного правопорядка является восстановление института совместного завещания. Совместным считается завещание супругов, в котором они друг друга назначают наследниками после своей смерти, в том числе в отношении части общей собственности супругов, которая наследуется пережившим, кроме наследования обязательной доли иными наследниками (ст. 5.43 ГК ЛР). Следует указать, что совместное (общее) завещание могут составить только супруги, оно должно быть подписано обоими супругами в присутствии нотариуса или любого иного лица, засвидетельствовавшего завещание (ст. 5.44 ГК ЛР). В совместном завещании могут быть предусмотрены передача имущества пережившему супругу, назначение общего наследника после смерти пережившего супруга, установление завещательного отказа из имущества одного супруга или общего имущества супругов после смерти пережившего супруга, а также передача имущества или его части в общеполезных целях (ст. 5.45 ГК ЛР). Каждый из супругов имеет право перед открытием наследства отменить завещание в том же порядке, в котором оно было составлено, при этом часть завещания, относящаяся к волеизъявлению другого супруга, также утрачивает силу (ст. 5.46.1 ГК ЛР). Следует отметить, что совместное завещание нельзя отменить (изменить) составлением обычного (одностороннего) завещания, поскольку без аннулирования совместного обычное не получает силы (ст. 5.46.2 ГК ЛР). Совместное завещание также утрачивает силу вследствие расторжения брака или регистрации иска о расторжении брака (ст. 5.46.3 ГК ЛР). После смерти одного из супругов другой супруг уже не имеет права изменить или отменить совместное завещание. Однако он вправе отказаться от наследства и получить право составить новое (односторонне) завещание по своему усмотрению в отношении своего имущества (ст. 5.49 ГК ЛР). Во многом ином наследственный правопорядок Литвы аналогичен российскому, поскольку тот и другой в целом построены на традициях германской правовой семьи.

Название документа Вопрос: Согласно ФЗ N 62-ФЗ гражданство РФ по рождению приобретает ребенок, если на день его рождения оба или единственный его родитель имеют гражданство РФ. Почему органы ФМС поступают незаконно с гражданами РФ по рождению? Какие документы ФМС приняты для обеспечения прав граждан? Почему решения судов разных уровней ФМС не использует для защиты прав граждан с аналогичными проблемами? Когда сотрудники ФМС будут соблюдать права граждан, Конституцию, законы России? Какие акты ФМС для этого приняты, где с ними можно ознакомиться? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Хотел бы получить ответы на несколько вопросов. 1. Согласно ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон N 62) гражданство Российской Федерации по рождению приобретает ребенок, если на день его рождения, в частности, оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка) (пункт "а" ч. 1), при этом ребенок согласно статье 3 Закона N 62-ФЗ - это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. В соответствии же с ч. 7 ст. 4 Закона N 62-ФЗ наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. По буквальному смыслу пункта "а" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" во взаимосвязи с его статьей 3 положение данного пункта распространяется только на лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом следующей правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющем свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации". Согласно ч. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из названного положения вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Следовательно, выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, - и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают российское гражданство в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его ст. 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства. Из правовой позиции Конституционного Суда РФ - Определение от 21.04.2005 N 118-О по жалобе гражданки С. Р. Даминовой, Определение от 24.05.2005 N 235-О по жалобе гражданки Ахметзяновой З. В. - следует, что положение п. "а" ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации по рождению распространяется также на лицо, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно являлось гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы Российской Федерации. Почему органы ФМС поступают незаконно с гражданами РФ по рождению? Почему до сих пор у нас изымают паспорта (даже после протеста Генеральной прокуратуры)? Почему не выполняются решения Конституционного Суда, в которых сказано, что для "органов, уполномоченных рассматривать вопросы гражданства, и судов общей юрисдикции, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу об утрате гражданином России российского гражданства является обязательной"? Почему ФМС отправляет таких граждан в суды, хотя указанные Определения КС РФ для вас обязательны? 2. Какие документы ФМС приняты для обеспечения прав граждан в соответствии с указанными Определениями Конституционного Суда? 3. Почему решения судов разных уровней по вопросу гражданства по рождению ФМС не использует для защиты прав граждан с аналогичными проблемами? 4. Когда сотрудники ФМС будут соблюдать права граждан, Конституцию, законы России? Что для этого предпринимается? Какие акты ФМС приняты и где с ними можно ознакомиться? (Не отсылайте в территориальные отделения - ничего не дают, все скрывают.) Игорь, Москва

Ответ: Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" распространяет свое действие на детей, рожденных после 1 июля 2002 года, а к детям, рожденным до указанной даты, применяются нормы Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации". Правовую позицию в отношении признания наличия российского гражданства по рождению высказал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П. Данным Постановлением определен круг лиц, признаваемых государством гражданами Российской Федерации по рождению: к ним относятся граждане, родившиеся на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации, имевшие гражданство бывшего СССР, не изъявившие свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, убывшие ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР, не имевшие гражданство других государств, входивших в состав бывшего СССР, и впоследствии вернувшиеся на постоянное место жительства в пределы Российской Федерации. При этом признание лица гражданином Российской Федерации по рождению производится только при наличии письменного заявления такого лица, поданного в территориальный орган ФМС России по месту жительства, регистрации или постановки на миграционный учет, в котором он уведомляет государство о согласии быть признанным гражданином Российской Федерации. Кроме того, в вышеназванном заявлении лицо указывает сведения о наличии у него гражданства бывшего СССР, о его прибытии на территорию России для постоянного проживания, о подтверждении принадлежности к российскому гражданству по рождению, а также об отсутствии у него гражданства другого государства, входившего в состав бывшего СССР. Эти условия подтверждаются документально. Все территориальные органы ФМС России в своей деятельности в сфере гражданства руководствуются следующими нормативными правовыми актами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325, Административным регламентом.

П. В.Смагин Федеральная миграционная служба

Название документа Вопрос: По чьей инициативе - РФ или РК - было отменено упрощенное принятие гражданства по двухстороннему соглашению между нашими странами? Из источников: УФМС России кивает в сторону МИД РК, те же, в свою очередь, на власти РФ. Кто же все-таки в этом заинтересован и каковы были причины принятия этого непопулярного решения, после которого нам, желающим вернуться на свою историческую родину, был поставлен огромный барьер, мы стали заложниками чьей-то игры! (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Меня интересует вопрос: по чьей инициативе - РФ или РК - было отменено упрощенное принятие гражданства по двухстороннему соглашению между нашими странами? Из источников, из которых удается что-то узнать, УФМС России кивает в сторону МИД РК, те же, в свою очередь, на власти РФ. Неужели нельзя честно ответить, кто же все-таки в этом заинтересован и каковы были причины принятия этого непопулярного решения? После этого решения одной из сторон нам, желающим вернуться на свою историческую родину, был поставлен огромный барьер, мы стали заложниками чьей-то игры! Я не верю, что это пойдет на пользу России, оставляющей своих соотечественников наедине в борьбе со всякого рода чиновниками и бюрократами по ту и другую сторону границы некогда одной великой страны! Сергей, Казахстан

Ответ: Действительно, в соответствии со статьей 8 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20 января 1995 года и достигнутыми межгосударственными договоренностями его действие прекращено 1 января 2009 года. Однако это не означает, что граждане Республики Казахстан лишены права приобретения российского гражданства. В настоящее время продолжает действовать четырехстороннее Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года, при соблюдении условий которого граждане стран - участниц данного Соглашения вправе приобретать гражданство в упрощенном порядке. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" приобрести российское гражданство в упрощенном порядке можно, став участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Вопросы выработки миграционной политики Российской Федерации и не входят в компетенцию ФМС России. Кроме того, Служба не вправе толковать международные соглашения.

П. В.Смагин Федеральная миграционная служба

Название документа Вопрос: В Москве актами мэра и правительства введена процедура регистрации собственниками жилья родственников и третьих лиц, отличная от норм действующего федерального законодательства и прямо противоречащая ему. Кто наделил московские власти полномочиями на издание таких актов и правом на решение вопросов о том, целесообразно и можно ли нам регистрировать без их разрешения родственников не по прямой линии (т. е. не родителей-детей, братьев-сестер, дедов-внуков)? В отношении временной регистрации положение аналогичное... (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: В настоящее время в Москве на уровне актов мэра и правительства введена процедура регистрации собственниками жилья родственников и третьих лиц, не только отличная от норм действующего федерального законодательства, но и прямо противоречащая ему. Тексты московских актов вывешены в приемных для населения всех городских отделений ФМС, хотя ни мэр, ни правительство Москвы, ни даже городская Дума не вправе издавать такие акты, а ФМС и городские органы - их применять (тем более что они не зарегистрированы в Минюсте). Акты ограничивают права москвичей - собственников жилых помещений! Они предусматривают обязанность доказывать родство с тем, кого хочешь прописать, а если это племянник или иной непрямой родственник - заключать с ним договор и регистрировать его в ДЭЗе, что вообще неприемлемо с позиции права. Как Вы прокомментируете сложившуюся ситуацию? Кто наделил московские власти полномочиями на издание таких актов и правом на решение вопросов о том, целесообразно и можно ли нам регистрировать без их разрешения родственников не по прямой линии (т. е. не родителей - детей, братьев - сестер, дедов - внуков)? В отношении временной регистрации положение аналогичное... Барьеры увеличились, а весь метрополитен заклеен объявлениями о содействии в получении регистрации и прописки, как легальной, так и фальшивок. Игорь Владимирович, Москва

Ответ: Пунктом 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", определено, что "Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции", а пункт 3 данного Положения устанавливает: "ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам координации и контроля деятельности ФМС России, а также настоящим Положением". Пунктом 5 Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы, утвержденного Приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983, установлено, что территориальный орган ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями ФМС России, а также Положением о территориальном органе. Это исчерпывающие перечни тех актов, которыми должны руководствоваться ФМС России и ее территориальные органы. Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) введен институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Законом и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила), а также ведомственными актами ФМС России определен исчерпывающий перечень документов, представляемых гражданами при их регистрации по месту пребывания, истребование уполномоченными должностными лицами иных непредусмотренных документов является избыточным. В частности, договор безвозмездного пользования не предусмотрен указанными законодательными и нормативными правовыми актами. Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что понуждение к заключению договора граждан и юридических лиц не допускается. В соответствии со статьей 9 Закона действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд. Были бы признательны Вам за предоставление более конкретной информации по данным фактам, поскольку прокомментировать описанную Вами ситуацию достаточно сложно без рассмотрения материалов и документов, имеющих к ней отношение.

П. В.Смагин Федеральная миграционная служба

Название документа Вопрос: Является ли длящимся административным правонарушением уклонение от выезда из Российской Федерации иностранным гражданином по истечении определенного срока пребывания? Если указанное административное правонарушение не является длящимся, то в чем выражается нарушение режима пребывания иностранным гражданином в Российской Федерации, если с момента неисполнения иностранным гражданином обязанности выехать из Российской Федерации прошло более года? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Уважаемый Петр Викторович! Я являюсь сотрудником ФМС и в своей практической деятельности столкнулся с таким вопросом. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что недлящимся административным правонарушением является невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, то есть законодательством РФ установлен конкретный срок, когда иностранный гражданин обязан выехать из РФ. По истечении этого срока он является незаконно находящимся в РФ и начинает течь срок давности привлечения к административной ответственности. Вопрос: является ли длящимся административным правонарушением уклонение от выезда из Российской Федерации иностранным гражданином по истечении определенного срока пребывания? Если указанное административное правонарушение не является длящимся, то в чем выражается нарушение режима пребывания иностранным гражданином в Российской Федерации, если с момента неисполнения иностранным гражданином обязанности выехать из Российской Федерации прошло более года? Андрей, Краснодарский край

Ответ: Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя Законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации (невыезд с территории Российской Федерации после утраты законных оснований для пребывания в России - истечение срока временного пребывания в Российской Федерации - п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") выражается в несоблюдении данным иностранцем требований нормы Закона - покинуть территорию Российской Федерации - и является длящимся административным правонарушением со дня его обнаружения должностным лицом.

П. В.Смагин Федеральная миграционная служба

Название документа Вопрос: Почему не внесут поправку в Федеральный закон N 109 о постановке на миграционный учет, чтобы не возникало разночтений по поводу фразы - "по истечении 3-х суток с момента прибытия иностранного гражданина"? По нормам русского языка "по истечении" значит "после", т. е. в пределах разрешенных Законом 90 суток. В реальности данную фразу трактуют как "в течение", что означает, что встать на миграционный учет иностранец должен в течение 3-х дней с момента прибытия, т. е. на 4-е сутки он уже нарушает Закон? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Объясните, почему так по-разному трактуется фраза из Федерального закона N 109-ФЗ о постановке на миграционный учет - "по истечении 3-х суток с момента прибытия иностранного гражданина"? По всем нормам русского языка "по истечении" значит "после", т. е. на 4-е, 5-е и т. д. сутки, но в пределах разрешенных Законом 90 суток. А в реальности приходится сталкиваться с тем, что данную фразу "по истечении" трактуют как "в течение", что несет в себе совершенно другую смысловую нагрузку, а именно то, что встать на миграционный учет иностранец должен в течение 3-х дней с момента прибытия, т. е. обратившись на 4-е сутки, он уже нарушает Закон. Таким образом, если постановка данной фразы значит "в течение", то почему не внесут данную поправку в действующий Закон, чтобы не возникало разночтений? И еще один вопрос: необходимо ли при постановке на учет иностранца, прибывшего в визовом порядке, предоставлять в дополнение к копиям паспорта, визы и миграционной карты еще и ходатайство о постановке на учет от организации, указанной в визе в качестве принимающей, а на учет он встает на частный адрес? Ольга, Мурманская обл.

Ответ: С октября текущего года вступает в силу Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Данный Федеральный закон принят в целях единообразного толкования норм статей 14, 16 и 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и в связи с необходимостью установления точного периода, требуемого для выполнения законно находящимися на территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также принимающей их стороной обязанностей по постановке указанных иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет. Внесенные изменения позволили более четко определить этот временной период для выполнения иностранными гражданами или принимающей их стороной соответствующих действий, направленных на осуществление постановки на учет по месту пребывания в Российской Федерации: постоянно проживающими в нашей стране иностранными гражданами - не позднее 7 рабочих дней со дня их прибытия в место пребывания, а временно проживающими и временно пребывающими в России иностранными гражданами - не позднее 3 рабочих дней со дня их прибытия в место пребывания. В отношении вопроса о необходимости предоставлять в дополнение к копиям паспорта, визы и миграционной карты иностранного гражданина еще и ходатайство о постановке его на учет от организации, указанной в визе в качестве принимающей, в случае если на учет он встает на частный адрес, поясню следующее. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определено, что Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно пункту 28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Федеральной миграционной службы, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность. Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Федеральной миграционной службы, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина - и копию его миграционной карты. Какие-либо дополнительные ходатайства от принимающей стороны при постановке на миграционный учет иностранного гражданина российским миграционным законодательством не предусмотрены.

П. В.Смагин Федеральная миграционная служба

Название документа Вопрос: В последнее время в России стало много иммигрантов из бывших союзных республик, как правило, каждый осевший здесь за собой тянет родственников, и образуются очень большие сообщества, часто криминального характера. Кроме того, идет постепенная исламизация России. Будет ли это как-то контролироваться? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: В последнее время в России стало много иммигрантов из бывших союзных республик, как правило, каждый осевший здесь за собой тянет родственников, и образуются очень большие сообщества, часто криминального характера. Кроме того, идет постепенная исламизация России. Будет ли это как-то контролироваться? Сергей, Вологда

Ответ: Проблема контроля миграционной ситуации и управления миграционными потоками - это головная боль практически во всех странах мира. Миграционные процессы достаточно сложно контролировать в силу определенных объективных причин. В России это связано с возможностью безвизового въезда иностранных граждан, прежде всего из стран ближнего зарубежья - бывших союзных республик СССР. Ослабление контроля за миграционной ситуацией чревато возможностью ухода мигрантов в "теневой" сектор экономики, криминализации миграционной среды. ФМС России уделяет большое внимание вопросам контроля миграционной ситуации в России и миграционных потоков. С момента образования Службы проделана значительная работа по созданию автоматизированной системы миграционного учета - это Государственная система миграционного учета (ГИСМУ). Подробнее Вы можете ознакомиться с этой системой учета мигрантов на сайте ФМС России www. fms. gov. ru.

П. В.Смагин Федеральная миграционная служба

Название документа Вопрос: Почему в городе Тольятти для оформления загранпаспорта документы необходимо сдавать только в городское отделение ФМС, а в районные по месту жительства не принимают? Так, жителям Автозаводского района можно сдать документы по месту жительства, а жителям прочих районов - только в городское отделение ФМС, где очереди, давка и прочие неприятности? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Почему в городе Тольятти для оформления загранпаспорта документы необходимо сдавать только в городское отделение ФМС, а в районные по месту жительства не принимают? Так, жителям Автозаводского района можно сдать документы по месту жительства, а жителям прочих районов - только в городское отделение ФМС, где очереди, давка и прочие неприятности... Анатолий, Тольятти, Самарская область

Ответ: Ваш вопрос непосредственно затрагивает организацию деятельности подразделений УФМС России по Самарской области. Деятельность территориальных органов ФМС России организована в соответствии с положениями по каждому такому органу, которые, в свою очередь, разработаны в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной миграционной службы, утвержденным Приказом МВД России от 2 декабря 2005 года N 983. Согласно пункту 16.4 упомянутого Типового положения руководитель территориального органа устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации служебный (внутренний) распорядок и режим работы этого территориального органа ФМС России, а согласно подпункту "б" пункта 16.5 вносит директору ФМС России предложения по структуре и штатному расписанию территориального органа, фонду оплаты труда сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа. Штатное расписание и структура подразделений территориального органа ФМС России определяются в соответствии с загруженностью сотрудников и потребностью в тех или иных государственных услугах местного населения. Для решения проблем с очередями и давкой при получении государственных услуг необходимо обращаться к руководству соответствующего территориального органа ФМС России. Подпункт "г" пункта 16.5 упомянутого Типового положения позволяет руководителю территориального органа ФМС России вносить на утверждение директору ФМС России предложения о создании временных подразделений целевого назначения. Для решения вопроса по оптимизации работы подразделений ФМС России в городе Тольятти необходимо обратиться с соответствующими обоснованными предложениями к руководству УФМС России по Самарской области.

П. В.Смагин Федеральная миграционная служба

Название документа Вопрос: Почему: 1. В некоторых регионах России до сих пор требуют от иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке, справку о судимости? 2. В Челябинской области заставляют покупать сертификат, копирующий нашу российскую медицинскую книжку, в который вносятся результаты всех медобследований? 3. Все результаты анализов в Челябинской области действительны только в течение 3 месяцев, хотя в ответе сотрудника УФМС было четко сказано, что 3 месяца действительны только результаты анализов на ВИЧ-инфекцию? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: 1. Почему в некоторых регионах России до сих пор требуют от иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке, справку о судимости? 2. Почему в Челябинской области заставляют покупать сертификат, копирующий нашу российскую медицинскую книжку, в который вносятся результаты всех медобследований? Это дополнительные расходы в 350 рублей. 3. Почему все результаты анализов в Челябинской области действительны только в течение 3 месяцев, хотя в ответе сотрудника УФМС было четко сказано, что 3 месяца действительны только результаты анализов на ВИЧ-инфекцию? Насколько мне известно, именно в июле 2006 г. были приняты изменения о принятии документов без справки о судимости у безвизовых иностранных граждан, вступившие в силу с 15.01.2007! Но на сайте УФМС по Челябинской области в разделе "Вопросы и ответы" был задан вопрос по этому поводу. Натали С., Челябинская область

Ответ: 1. Из Вашего обращения не ясно, в связи с чем была затребована справка о судимости иностранного гражданина сотрудниками территориального органа ФМС России. Перечни документов, которые необходимо представлять иностранным гражданам в ФМС России в тех или иных случаях, установлены соответствующими нормативными актами. 2. В частности, согласно подпункту "б" пункта 8 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789, при подаче заявления иностранный гражданин представляет также документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя. В отношении "обязательности" покупки "сертификата, копирующего нашу российскую медицинскую книжку, в который вносятся результаты всех медобследований" думаю, что это тоже какая-то местная инициатива, поскольку, по информации наших коллег из Минздравсоцразвития России, нормативный правовой акт, которым будет определен порядок прохождения иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, медицинских осмотров, а также планируется утвердить соответствующие формы выдаваемых медицинских документов, только разрабатывается. 3. В части сроков, в течение которых действительны результаты анализов, представляемые иностранными гражданами в ФМС России, вопрос относится к компетенции Минздравсоцразвития России, и по его разъяснениям срок действия общего заключения составляет шесть месяцев. В отношении сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемого иностранными гражданами и лицами без гражданства - согласно пункту 2 Требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1158, "сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования".

П. В.Смагин Федеральная миграционная служба

Название документа