Трансфертная концепция

(Дорошаев Г.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 25)

Текст документа

ТРАНСФЕРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Г. ДОРОШАЕВ

Глеб Дорошаев, главный специалист-эксперт отдела стратегических разработок экспертно-аналитического управления Росимущества.

Россия становится все более активным участником международной торговли, в связи с чем остро встает вопрос о регулировании трансфертного ценообразования в нашей стране. Однако в теории налогового права на сегодняшний день все еще нет точного определения данного понятия.

В мире

Первой страной, которая приняла специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США (середина 1960-х). Между тем в этой стране находились или осуществляли деятельность транснациональные корпорации (ТНК), а соответствующее законодательство США существенно отличалось от законодательства других заинтересованных государств, что побудило правительства многих из них искать приемлемые для большинства принципы и приемы, определяющие порядок налогового регулирования трансфертного ценообразования.

Специальным документом, описывающим важнейшие начала правового регулирования трансфертных цен в контексте международного налогообложения, стали руководящие разъяснения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1979 г. (отчет ОЭСР "Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия"). В последующие годы ОЭСР были приняты документы, дополняющие положения Отчета 1979 г., а также акты, упорядочивающие другие аспекты налогообложения при применении трансфертных цен. В 1995 г. принято Руководство о трансфертном ценообразовании для многонациональных предприятий и налоговых администраций. Оно представляет собой основной рекомендательно-методический документ в области налогового регулирования трансфертного ценообразования, положения которого в той или иной степени учитываются в законодательстве и правоприменительной деятельности различных стран мира, в том числе тех, которые не являются участниками ОЭСР.

В России

Ключевым правовым актом, регулирующим трансфертные цены в России, выступает Налоговый кодекс РФ, а точнее ст. 40 ч. 1 НК РФ. Однако этого недостаточно для регламентирования трансфертного ценообразования. На сегодняшний день споры по поводу трансфертных цен достигли такого накала, что их нормативно-правовое закрепление в НК пробовали признать противоречащим Конституции, но безуспешно (Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 441-О, N 442-О).

Попытки улучшить регулирование трансфертного ценообразования продолжаются из года в год. Существует несколько законопроектов, которыми пытались разрешить ключевые проблемы, но все они были отозваны или сняты с рассмотрения Государственной Думой РФ.

"Ценовая" концепция

Наиболее интересной и актуальной в настоящее время остается концепция проекта федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, разработанная Минфином совместно с Минэкономразвития, несмотря на то что это пока только концепция, к тому же находящаяся на стадии согласования, и до самого законопроекта еще довольно далеко. Тем не менее в данной концепции уже заложены очень важные и необходимые положения, которые в достаточной степени регламентируют контроль трансфертных цен.

В соответствии с российским законодательством следует различать:

- трансфертные цены в широком смысле - любые "необычные", "подозрительные" цены, подлежащие налоговому контролю (ст. 40 НК РФ), в отношении которых есть основания полагать, что их величина определена сторонами сделки не рыночным путем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно чтобы снизить налоговую нагрузку;

- трансфертные цены в узком смысле - цены, используемые внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами. С этой точки зрения трансфертные цены - объективное следствие усложнения системы хозяйственных связей, а не продукт налогового планирования. Поскольку группы компаний могут использовать такие цены для налоговой экономии, соответствие применяемых цен рыночному уровню контролируется в целях налогообложения.

Причины возникновения трансфертных цен:

- международное структурирование бизнеса;

- функциональное структурирование бизнеса;

- стремление к снижению налогового бремени в отношении группы компаний (налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов).

Одним из способов минимизации налогов, взимаемых с организации, является манипулирование ценами сделок между связанными или контролируемыми лицами. То есть цена сделки обусловливается не спросом и предложением на рынке, как это происходит между независимыми лицами, а выгодой одной из сторон за счет издержек другой.

Борьба с минимизацией

Регулирование трансфертного ценообразования необходимо для того, чтобы налоговые органы могли установить, насколько цена сделки между взаимозависимыми лицами приводит к снижению налоговых обязательств. В связи с этим концепция предусматривает следующие изменения.

Требуется признать утратившими силу ст. ст. 20 и 40 Кодекса и одновременно дополнить ч. 1 Кодекса разделом VI, описывающим соответствующие правоотношения ("Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах для целей налогообложения. Контролируемые сделки").

В состав названного раздела включаются шесть глав, которыми для целей налогообложения определяются:

- главой 14.1 - взаимозависимые лица, а также порядок установления доли участия одной организации в другой или физического лица в организации;

- главой 14.2 - общие положения о ценах и об информации, используемой для определения соответствия цены контролируемой сделки регулируемым или рыночным ценам;

- главой 14.3 - методы, применяемые при диагностике соответствия цены контролируемой сделки рыночным ценам;

- главой 14.4 - перечень контролируемых сделок, порядок обоснования фигурирующих в них цен, а также декларирования совершенных налогоплательщиком контролируемых сделок в налоговые органы;

- главой 14.5 - порядок взимания налогов исходя из оценки результатов контролируемых сделок на основе регулируемых или рыночных цен;

- главой 14.6 - общие положения о соглашениях по ценообразованию, заключаемых между налогоплательщиками и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Данная концепция расширяет перечень взаимозависимых лиц, дополняя его следующими составляющими:

1) одна организация (одна организация совместно с ее взаимозависимыми лицами), непосредственно и (или) косвенно участвующая в другой организации, либо физическое лицо (физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами), непосредственно и (или) косвенно участвующее в организации, при этом доля такого участия более 20%;

2) организации, в которых непосредственно и (или) косвенно участвует одно и то же лицо (одно и то же лицо совместно с его взаимозависимыми лицами), и доля такого участия в каждой организации составляет более 20%;

3) основное общество (товарищество) и дочерние общества;

4) организация и член ее совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, члена ее коллегиального исполнительного органа, а также лицо, реализующее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

5) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно лицо;

6) организации и (или) физические лица, в которых доля непосредственного участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

7) физические лица, находящиеся в отношениях подчинения в соответствии с должностным положением;

8) физические лица, которые состоят в родстве или свойстве, усыновитель и усыновленный, опекун (попечитель) и подопечный.

Предлагается оставить перечень открытым, сохранив право суда признавать лиц взаимозависимыми и по другим основаниям.

Также концепция предусматривает:

- предоставление налоговым органам полномочия по проведению налогового контроля за полнотой исчисления и уплаты налогов с учетом фактора ценообразования исключительно по исчерпывающему перечню контролируемых сделок, который приводится в концепции;

- уточнение определения рыночной цены при сохранении действующего принципа, согласно которому для целей налогообложения принимается цена, примененная сторонами сделки, если иное не оговаривается Кодексом; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует рыночным ценам.

Рыночной ценой планируется признать для целей налогообложения цену, находящуюся в пределах интервала цен, определенного в установленном Кодексом порядке по сделкам с идентичными (а при их отсутствии - однородными) товарами (работами, услугами), совершенным в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Следует расширить перечень источников информации, используемой для определения соответствия цены сделки рыночным ценам, в частности, включив в него следующие сведения:

- о биржевых ценах и котировках мировых бирж - для товаров, выступающих предметом мировой биржевой торговли;

- таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, публикуемую ФТС России;

- данные о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

- информацию о ценах (пределах колебаний цен), биржевых котировках по совершенным сделкам, размещенную в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

- о рыночной стоимости объектов оценки, установленной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

Одним из пунктов концепции предусматривается заключение между налогоплательщиками и налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании.

Такие соглашения довольно широко используются в международной практике: взаимозависимые лица до совершения контролируемых сделок заключают с налоговыми органами соглашения, в которых фиксируются методы определения соответствия цен сделок рыночным ценам. Данная мера направлена на предотвращение дополнительных оценок налоговым органом результатов сделки и доначисления налогов по ней.

Концепция предполагает поэтапное введение закона о трансфертном ценообразовании. В Налоговый кодекс сначала внесут определенный минимум изменений, и только по мере их апробирования будет происходить дальнейшее совершенствование налоговых норм о трансфертных ценах.

Название документа