Свобода индивидуальной предпринимательской деятельности и пределы прав субъектов при ее осуществлении

Российское государство предоставило своим гражданам широкие возможности для предпринимательской деятельности, но безгранична ли свобода хозяйствующих субъектов? В статье анализируются различные правовые позиции и судебная практика, касающиеся реализации и ограничения прав предпринимателей, рассматриваются вопросы лицензирования как средства административного регулирования такой деятельности. Авторы полагают, что государство вынуждено устанавливать определенные рамки осуществления предпринимательской деятельности в целях соблюдения прав и законных интересов всех участников общественных отношений.

Свобода, как гласит Конституция РФ (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34), является необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности, а свобода предпринимательства отнесена к правам и свободам человека и гражданина (глава 2). В смысле принадлежности этого права каждому человеку Основной Закон называет его субъективным правом. Оно возникает непосредственно из закона и реализуется в правоотношениях общего типа между государством и носителем такого права*(1).

Поскольку предпринимательство является разновидностью экономической деятельности, то и свободу предпринимательства следует рассматривать как разновидность свободы экономической деятельности. Следовательно, конституционные положения о такой деятельности распространяются и на предпринимательские отношения. При этом главная задача государства заключается в создании (путем принятия соответствующих правовых актов) условий, обеспечивающих максимальную экономическую свободу предпринимательской деятельности, подразумевающую, естественно, и полную экономическую, правовую и иную ответственность за результаты такой деятельности. Образно выражаясь, государство должно установить "правила игры" на рынке*(2).

Вместе с тем эта свобода не является абстрактной, независимой от воздействия стихийной анархии человеческой деятельности в сфере экономики. Рынок функционирует в рамках, твердо установленных государством*(3). Как отмечает В.А. Дозорцев, "отказ от административно-командной системы не означает отрицания государственного воздействия на рыночные отношения, в частности экономические, но не только экономическими методами. От элементов прямого административного воздействия тоже полностью отказаться не удастся. Расчет на "стерильное" применение гражданского права оказывается... несостоятельным"*(4).

Возвращаясь к теоретическим основам понятия "свобода", отметим, что данная категория не является однозначно утвердившейся в теории права, поскольку она наполнена, в первую очередь, социально-политическим содержанием. Г.А. Гаджиев указывает, что самые актуальные социально-политические концепции различаются прежде всего трактовкой понятия свободы, включая или не включая в него понятие экономической свободы, или свободы предпринимательства*(5).

В зарубежной литературе понятие свободы основано на приоритетах индивидуализма и автономии личности. Например, Т. Кватер полагает, что "свобода... это способность поступать по своему желанию в условиях, когда у вас есть основания полагать, что вы можете поступить подобным образом без вмешательства чьей-то чужой воли"*(6).

В советской юридической литературе, напротив, "свобода" традиционно отождествлялась с категорией "право". По мнению Л.С. Явича, "свобода" трактовалась как социальная категория, элемент "неюридического права", при этом под субъективным правом понимались "юридически признанная свобода", "гарантированная государством и законом возможность активного появления самостоятельности"*(7). М.С. Строгович упоминал о функциональной специфике "свободы" как особого вида прав, подчеркивая, что "свобода - это тоже право, именно право совершать определенные действия, право свободно располагать собою, своими поступками"*(8). Н.С. Бондарь утверждал, что свобода только тогда получает прямое конституционное закрепление, когда речь идет о полномочиях, где единство юридического права и фактической социальной свободы проявляется наиболее ярко*(9). Непринципиальность различия рассматриваемых понятий отмечал Н.В. Витрук. Он писал, что "особенности свобод личности в сравнении с ее правами заключаются в характере действий личности, возможности поступать в определенных сферах по своему усмотрению, самому определять линию поведения и обязанных субъектов, в частности органов государства, призванных охранять сферу осуществления свободы личности"*(10).

На наш взгляд, верным является представление о свободе как социальной категории. Следовательно, даже закрепление ее в Конституции РФ не превращает свободу в субъективное право. Например, свобода экономической деятельности может лишь обеспечиваться правом, но не устанавливаться им. В данном случае право - лишь один из факторов, оказывающих существенное влияние на данное социальное явление. М.И. Свешников подчеркивал: "Говоря о свободе в государстве, мы должны разуметь совокупность юридических норм, определяющих юридические условия самоопределения личности по отношению к интересам всего государства"*(11).

Перейдем к вопросу об экономической свободе. В соответствии с положениями ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности является основанием конституционного строя российского государства. В.А. Рахмилович считает ее одним из трех основополагающих принципов рыночной экономики, которая становится экономической основой общества*(12).

Особым смыслом категория свободы наполняется в тексте главы 2 Конституции РФ, где использована конструкция "право на свободу". Экономическая свобода личности в Российской Федерации включает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); гарантированную каждому свободу заниматься различными видами творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44)*(13).

По своей сути экономическая деятельность - один из видов экономической активности человека, форма его участия в общественном производстве и способ получения средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи*(14). Конституция РФ оперирует более широким по содержанию понятием экономической деятельности, предполагая, что правовое регулирование экономической и предпринимательской деятельности строится на одинаковых принципах, т.е. те правила, которые установлены законом в отношении экономической деятельности, распространяется и на предпринимательскую деятельность*(15). Г.А. Гаджиев пишет, что конституционный принцип свободы экономической деятельности "коррелирует целому ряду основных экономических прав и свобод, и прежде всего праву на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности"*(16).

В контексте нашего исследования важно установить содержание категории свободы индивидуальной предпринимательской деятельности, что невозможно сделать без определения понятия "свобода предпринимательства".

Существует мнение о том, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя право на выбор: любого вида и формы предпринимательства; любой сферы предпринимательской деятельности; установленных законом организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; создание новых форм предпринимательства*(17).

Г.Ф. Ручкина утверждает, что данный подход может быть применен лишь непосредственно к предпринимательской деятельности и что он сужает анализируемую норму, поскольку в ст. 34 Конституции РФ говорится о предпринимательской и любой иной экономической деятельности. Поэтому свобода предпринимательства, по мнению автора, выражается в свободе распоряжаться способностями к труду, проявляющейся в свободе выбора рода деятельности или профессии (т.е. любое лицо вправе выбрать предпринимательскую деятельность как средство приложения своих сил и способностей); свободе от недобросовестной конкуренции и монопольной деятельности (защиту от нее в отношении индивидуальных предпринимателей должно обеспечить государство)*(18); общей свободе совершать все, что не противоречит действующему законодательству*(19).

Полагаем, что свобода предпринимательства не может быть сведена к выбору формы, вида и сферы деятельности. Под свободой деятельности в юридическом смысле следует понимать также основные формы реализации прав и гарантии их осуществления, без чего такая свобода останется лишь теоретическим принципом, не наполненным конкретным правовым содержанием.

Отметим также, что свобода предпринимательской деятельности, по мнению Г.Ф. Ручкиной, которое мы поддержать не можем, представляет собой скорее свободу экономической деятельности в самом широком смысле без учета реальной модели ее осуществления. Рассматривая свободу предпринимательства не в качестве конституционного принципа, а в виде самостоятельной юридической возможности реализации права, следует включать в ее содержание конкретные правомочия, которыми обладает индивидуальный предприниматель.

Наиболее близкое к такому пониманию свободы представление о свободе предпринимательства высказала С.В. Борисова. Она полагает, что применительно ко всему процессу осуществления предпринимательской деятельности конституционный принцип свободы предпринимательства складывается из следующие компонентов: - свободный выбор сферы деловой активности; - свободный выбор вида экономической деятельности; - свободный выбор организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности (путем единоличного либо коллегиального участия в ней, в том числе с участием иностранного элемента); - использование своих способностей по собственному усмотрению; - использование своего имущества аналогичным способом; - выбор партнера по бизнесу, в том числе иностранного; - выбор различных форм реализации предпринимательских решений; - свобода заключения договора; - свобода внутрикорорационной организации коллективного субъекта, форм и методов управления им; - беспрепятственный доступ к защите нарушенных прав и законных интересов предпринимателей на всех этапах осуществления предпринимательской деятельности. С наибольшей степенью он проявляется именно в момент создания субъектов предпринимательской деятельности*(20).

По нашему мнению, данный перечень является чрезмерно обширным. Представляется, что использование способностей по своему усмотрению не относится непосредственно к осуществлению предпринимательской деятельности. В большей степени данное положение касается осуществления экономической деятельности, поскольку субъект, применяя свои способности, не обязательно будет заниматься именно предпринимательской деятельностью. Конституция РФ предоставляет право выбрать любой законный вид деятельности. Выбор партнера по бизнесу, на наш взгляд, охватывается свободой договора, которая включает в том числе и свободу выбора контрагента. Свобода внутрикорпоративной организации субъекта, полагаем, определяется выбором организационно-правовой формы. Только в случаях, когда законодательство, регулирующее создание конкретной организационно-правовой формы, предоставляет в ее рамках возможность самостоятельного определения структуры или наделения компетенцией, то предприниматель может воспользоваться данными правомочиями.

С нашей точки зрения, свобода предпринимательской деятельности сводится к следующим компонентам: 1) свободный выбор сферы осуществления предпринимательской деятельности. Как правило, под сферой предпринимательской деятельности понимается наиболее общее направление ее осуществления (торговля, промышленность и т.д.)*(21); 2) свободный выбор вида экономической деятельности. Сфера и вид деятельности соотносятся как общее и частное. Вид деятельности представляет собой осуществление определенной разновидности действий, направленных на достижение конкретного результата; 3) свободный выбор организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности. Основных форм предпринимательской деятельности в России две: индивидуальная (частное предпринимательство) и коллективная (предусматривающая создание юридического лица)*(22). Индивидуальное предпринимательство является в настоящее время одной из наиболее распространенных форм экономической деятельности. Однако при всех достоинствах и преимуществах осуществления предпринимательской деятельности гражданином без образования юридического лица данной форме предпринимательства присущи и определенные недостатки. Прежде всего, это ограниченность сферы деятельности индивидуального предпринимателя. Как правило, частные предприниматели действуют в отраслях, не требующих больших капиталовложений. Так, подавляющее большинство граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимаются торговлей, точнее, перепродажей*(23); 4) использование имущества при осуществлении предпринимательской деятельности по своему усмотрению. Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель должен обладать определенным имуществом. Получение прибыли от пользования имуществом является одной из форм ведения предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ). Таким образом, имущество выступает в качестве средства для осуществления предпринимательской деятельности*(24); 5) свобода заключения договора. Статья 421 ГК РФ устанавливает, что стороны свободны при составлении договора и могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законами и иными нормативными актами. Следует отметить, что свобода заключения договора в предпринимательских отношениях относительна. Так, в ГК РФ определена обязанность к понуждению заключения публичного договора: при наличии публичной оферты с одной стороны (публичного предложения о заключении договора, адресованного неограниченному кругу лиц и содержащего все существенные условия для заключения договора) и при направлении другой стороной акцепта (согласия и предложения заключить договор на условиях, содержащихся в публичной оферте) первая сторона обязана заключить договор*(25). Данное правило имеет непосредственное отношение к деятельности индивидуального предпринимателя. Определенные ограничения устанавливаются Гражданским кодексом и в отношении содержания договора; 6) беспрепятственный доступ к средствам защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателя на всех этапах осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с положениями ГК РФ всем субъектам гражданских правоотношений предоставляется право воспользоваться всеми средствами защиты, которые предусмотрены в ст. 12 ГК РФ. Защита прав и интересов предпринимателей опирается на довольно широкий спектр конституционных гарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, таки других граждан. К примеру, такие закрепленные в Конституции РФ гарантии, как право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право на судебную защиту (ст. 46, 47), право на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), право на возмещение государством вреда (ст. 53) и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии защиты от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ) и т.д. адресованы непосредственно предпринимателям. Так, принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств порождает обязанность государства не устанавливать на территории России таможенных границ, не допускать взимания пошлин или сборов и создания каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств*(26).

Предоставляя предпринимателям свободу для удовлетворения их экономических интересов, государство очерчивает ее "границы". Так, согласно ст. 55 Конституции РФ экономические права (в том числе право на занятие предпринимательской деятельностью) могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из данного положения следуют как минимум два вывода. Во-первых, правовое регулирование деятельности предпринимателя, стремящегося максимально увеличить прибыль, делая все, что выгодно, осуществляется по принципу: разрешено все, что прямо не запрещено законом. Во-вторых, законные основания ограничения экономических прав граждан известны и очевидны.

Статья 34 Конституции РФ воплощает единство двух противоположностей - в ней сказано о свободе предпринимательства и его государственном регулировании, т.е. ограничении прав предпринимателя. Не случайно в п. 1 этой статьи идет речь о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а в п. 2 - о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию*(27).

В развитие конституционных положений было принято большое количество законодательных актов, направленных на упорядочение правоотношений в сфере экономики: Федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О несостоятельности (банкротстве)" и др.

Современные подходы к проблеме разумного ограничения экономических прав граждан предопределяются наличием объективных социальных факторов, диктующих необходимость такого вмешательства. Общим правилом при определении пределов ограничений прав и свобод является необходимость соблюдения требований морали, обеспечения всеобщей справедливости*(28). Это и понятно, поскольку взаимодействие участников экономической деятельности, в том числе предпринимательской, осуществляется на основе конкуренции. Далеко не всегда их поведение отвечает критериям добросовестности, соответствует экономическим интересам государства в части сохранения его монополии на наиболее значимые объекты собственности и виды деятельности, а также не противоречит имущественным интересам иных участников экономических отношений*(29).

Осуществление предпринимательской деятельности может быть сопряжено с нарушением и других требований, предъявляемых государством к безопасности ее осуществления. По мнению Р.А. Даля, такого рода ограничения деятельности субъектов экономических отношений должны иметь целью предупреждение загрязнения окружающей природной среды, недопущение сговора предпринимателей против потребителей и т.п.*(30)

Таким образом, учитывая рисковый характер любой экономической (в том числе предпринимательской) деятельности, ее способность причинить вред самим предпринимателям, другим членам общества, безопасности общества и государства, а также в целях стимулирования социально-экономического роста, государство должно разумно сочетать, с одной стороны, целенаправленное воздействие на экономику и, с другой стороны, предоставление предпринимателям самостоятельности. Такая политика должна включать законодательное определение оснований и пределов публичного вмешательства в предпринимательскую деятельность, ее адекватную правовую регламентацию, а также установление надлежащего контроля за ее осуществлением.

Т.В. Кашанина указывает, что "в экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, принуждающей делать то, так и столько"*(31). Свобода предпринимательства, равно как и труда вообще, не является "ни всеобщей, ни абсолютной", и значит, стремиться следует только к тому, чтобы ограничения ее не были "произвольными или незаконными"*(32).

В настоящее время государственное регулирование предпринимательской деятельности выражено в регламентации производства продукции (работ) и оказания услуг посредством установления определенных правил (норм), которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, и в контроле за соблюдением этих правил. При этом в государственном регулировании предпринимательской деятельности значительную роль играют административно-правовые режимы: лицензирование, аккредитация, регистрация, разрешения, квотирование и т.п. Для того чтобы установленные правила (нормы) хозяйствующими субъектами исполнялись, государственная система создала специально уполномоченные органы, которые не только участвуют в разрешительных процедурах, но и различными средствами поддерживают соответствующие административно-правовые режимы. Эти уполномоченные органы, как правило, осуществляют и государственный контроль за хозяйствующими субъектами, имеющими различные разрешения на осуществление определенных видов деятельности, и вправе привлекать к ответственности за нарушение установленного порядка (норм) либо нарушения разрешительных процедур*(33).

Особенностью государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность является то, что его интенсивность может существенно варьироваться в зависимости от сферы. Например, значительному вмешательству со стороны государства подвержена учредительная деятельность. Подробная законодательная регламентация порядка создания предпринимательских структур, расширение контрольных функций государственных органов на данном этапе обусловлены тем, что "пороки образования нередко бывает трудно или даже невозможно исправить после того, как компания окончательно создана", и последующее ее функционирование может как привести к существенному нарушению интересов самих учредителей и участников возникшего образования, так и сказаться на интересах контрагентов, общества и государства. Сфера учредительной деятельности всегда оставалась "слабым местом" в праве*(34).

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности)*(35).

В большинстве экономически развитых стран физические лица, намеренные приобрести статус предпринимателя (коммерсанта), получают его после процедуры государственной регистрации. Обычно она осуществляется путем внесения соответствующих сведений о лице в специальные государственные регистры - торговые реестры (в Германии, Франции, Японии и др.). В то же время в некоторых государствах, например, в Великобритании, регистрация индивидуальных предпринимателей в организации, ведущей торговый реестр, не является обязательной. Здесь учет граждан-коммерсантов осуществляется налоговыми органами для целей налогообложения*(36).

До 1 января 2004 г. государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлялась по правилам, установленным Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Между тем, п. 1 ст. 2 ГК РФ указывает на то, что порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности должен устанавливаться законом. Поэтому в целях унификации законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц""*(37), вступившим в силу 1 января 2004 г. , предусмотрен общий порядок государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (с учетом специфики названных субъектов).

В соответствии с указанным нормативным правовым актом под государственной регистрацией следует понимать акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, иных сведений об индивидуальных предпринимателях*(38). За нарушение законодательства о регистрации индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Если гражданин совершит сделку купли-продажи, выполнит работу без регистрации в качестве предпринимателя, то это еще не означает, что такая деятельность будет считаться незаконной лишь в силу отсутствия регистрации. Гражданин в этом случае не будет иметь статуса предпринимателя, в связи с чем его действиям закон не предоставит защиту, предусмотренную для предпринимателей. Если же гражданин пожелает избежать, например, повышенной ответственности и умышленно будет уклоняться от государственной регистрации при осуществлении предпринимательской деятельности, то в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ суд будет вправе применить к совершенным гражданином сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности*(39). Таковы некоторые гражданско-правовые последствия осуществления предпринимательской деятельности без регистрации.

Сведения о приобретении гражданином статуса индивидуального предпринимателя, прекращении им деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности*(40).

Процедура государственной регистрации имеет формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о целесообразности государственной регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Задача указанного органа заключается в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов, а также факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере. Как уже отмечалось, регистрирующий орган не вправе потребовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, кроме тех, которые исчерпывающим образом перечислены в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц".

Таким образом, государственная регистрация необходима прежде всего для государственного контроля за хозяйственной деятельностью предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства*(41).

Помимо общего условия, каковым является факт государственной регистрации предпринимателя, законом могут быть предусмотрены специальные (дополнительные) условия осуществления предпринимательской деятельности. Это различного рода разрешения (лицензии, квалификационные аттестаты, квоты и т.д.).

Лицензирование служит одним из наиболее распространенных рыночных рычагов воздействия государства на экономику, получившим значительное распространение в нашей стране. Именно лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает предпринимателю заниматься тем или иным видом деятельности, а потребителям дает возможность среди множества коммерческих структур находить ту, которая работает в данной сфере цивилизованно и эффективно*(42).

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов деятельности, для осуществления которых необходима лицензия, устанавливается федеральным законом. По существу, данная норма распространяется и на деятельность индивидуальных предпринимателей. Такой вывод можно сделать с учетом содержания п. 3 ст. 23 ГК РФ. Включение рассмотренной нормы в ГК РФ представляется оправданным.

Законодательство о лицензировании имеет в целом публичную природу. Вместе с тем в ст. 49 ГК РФ речь идет о правоспособности юридических лиц (общей и специальной). По мнению Е.А. Суханова, с позиций гражданского права лицензирование представляет собой ограничение правоспособности*(43). Аналогичного мнения придерживается А.В. Михайлов, который считает, что норма о перечне лицензируемых видов деятельности сужает частные права*(44).

На наш взгляд, ограничения правоспособности при осуществлении лицензируемого вида деятельности не происходит. Полагаем, более верно считать лицензирование одним из ограничителей свободы предпринимательской деятельности, установленным законодателем в общественных интересах*(45).

Во-первых, ограничение правоспособности возможно лишь в случаях и в порядке, установленных законом*(46). При этом в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(47) каких-либо ограничений не предусмотрено.

Во-вторых, характеризуя правовой статус индивидуального предпринимателя, следует отметить, что он обладает универсальной правоспособностью, которая производна от его "общегражданской" правоспособности и поэтому также является общей, а не специальной. Фактически индивидуальный предприниматель может заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, однако для осуществления некоторых из них требуется прохождение определенных процедур. В целом это не влечет запретов на их осуществление. Руководствуясь же мнениями Е.А. Суханова и А.В. Михайлова, придется признать ограничением правоспособности не только лицензирование, но и регистрацию лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

По нашему мнению, лицензирование не затрагивает статус предпринимателя, а касается особенностей осуществления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, представляет собой особый режим осуществления перечисленных в законе видов деятельности.

При анализе правового регулирования лицензирования необходимо отметить, что механизм лицензирования достаточно сложен и до сих пор комплексно не изучен в российской правовой науке. Он включает несколько обособленных в юридико-техническом плане звеньев: - определение видов деятельности, подлежащих лицензированию; - определение основных правил лицензирования; - определение лицензирующих органов; - определение лицензионного процесса, т.е. введение и обоснование процедурных норм.

Лицензируемым признается такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получить лицензию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования.

Напомним, что осуществление лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования признается правонарушением (незаконным предпринимательством). В зависимости от степени общественной опасности и размера причиненного ущерба оно влечет административную или уголовную ответственность. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 постановления от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем"*(48) разъяснил, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирование осуществляется федеральными государственными органами. Многие субъекты Российской Федерации выразили недовольство подобным положением. В Республике Татарстан был даже принят закон от 24 марта 1999 г. N 2054 "О лицензировании"*(49). В данном акте перечислены виды деятельности, которые не лицензируются федеральным законодательством, например, оптовая и розничная реализация продовольственных и непродовольственных товаров. Кроме того, в законе Республики Татарстан названы виды деятельности, упомянутые и в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности", - хранение нефти и продуктов ее переработки, реализация нефтепродуктов, деятельность ломбардов и т.д.

Таким образом, в отдельном субъекте Российской Федерации было введено лицензирование дополнительных, по сравнению с федеральными нормами, видов деятельности и провозглашено собственное лицензирование видов деятельности, уже отнесенных к числу лицензируемых российским законодателем. Это привело к серьезным спорам между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан, а также республиканских властей и предпринимателей. В результате был принят Закон Республики Татарстан от 20 декабря 2000 г. N 548 "О признании утратившим действие Закона Республики Татарстан "О лицензировании""*(50).

Аналогичная ситуация сложилась в Республике Мордовии. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ законодательные акты Республики Мордовии, содержащие требования к аттестации хозяйствующих субъектов в сфере торговли товарами народного потребления. Суд пришел к выводу о том, что аттестация, соответствующая целям и порядку проведения лицензирования, по сути, закрепляет скрытую форму лицензирования всей торговой деятельности на территории Республики Мордовии и расширяет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию*(51).

Как было сказано, в юридической литературе лицензирование рассматривается как форма легитимации предпринимательства наряду с государственной регистрацией*(52). Поэтому, решив заняться видами деятельности, осуществление которых требует специального разрешения, выдаваемого уполномоченными органами государственной власти, индивидуальный предприниматель должен в установленном законом порядке получить лицензию. Прохождение этой процедуры является обязательным.

Возникающие при этом правовые отношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются "вертикальными", так как складываются в порядке государственного регулирования экономики при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной*(53). При этом сам предприниматель берет на себя обязательства вести такую деятельность, соблюдая специальные правила, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

По мнению ученых, наибольшую практическую значимость в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации приобрело лицензирование*(54). Введение данного института позволяет обеспечить не только публичные интересы, но и права иных участников предпринимательской деятельности, а также потребителей. Именно это следует из ст. 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которой целью введения лицензирования является предотвращение нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Ценность лицензирования как публично-правового института в том, что оно объединяет многочисленные требования, призванные обеспечить определенные характеристики продуктов (результатов) предпринимательской деятельности, упорядочить ее операционные (функциональные) характеристики, локализовать статусную сферу правопользования по профессиональным критериям компетентности*(55).

В теории предпринимательского права принято относить лицензирование к средствам административного регулирования (прямым методам государственного воздействия)*(56). Непосредственное государственное регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности, помимо лицензирования отдельных ее видов, может осуществляться путем выдачи разрешений на совершение определенных действий; выдачи обязательных предписаний на совершение каких-либо действий; запрещения конкретных действий; регистрации определенных действий; установления квот и других ограничений; применения мер административного принуждения и материальных санкций; выдачи государственных заказов; контроля и надзора и т.д. К такого рода формам государственного воздействия относятся: установление обязательных требований (технических регламентов), аккредитация, стандартизация, сертификация и др.

Основная цель введения подобного рода требований - установить законный режим осуществления предпринимательской деятельности всеми субъектами.

Таким образом, свобода осуществляемой индивидуальным предпринимателем деятельности не является безграничной. С одной стороны, совокупность предоставляемых указанному субъекту возможностей позволяет в полной мере реализовать предпринимательский потенциал, а с другой - государство вынуждено устанавливать определенные рамки ее осуществления в целях соблюдения прав и законных интересов иных участников общественных отношений.

В.Ф. Гапоненко,

доктор эконом. наук, профессор

О.М. Костюк,

адъюнкт Академии управления МВД России

"Законодательство", N 2, февраль 2006 г.