Арбитражный суд: пересмотр дел в порядке надзора

Порядок пересмотра решения суда вышестоящими судебными инстанциями в различных формах предусматривается законом всех цивилизованных стран. Продиктовано это необходимостью гарантировать участникам процесса возможность добиться справедливого, законного разрешения спора.

Очень важно обеспечить единство судебной практики, основанное на одинаковом понимании законов. В противном случае аналогичные вопросы в разных судах будут решаться по-разному. Пересмотр же и служит этой цели, позволяя оценить заново противоречивые решения.

Возможны судебные ошибки и по причине неисследованности фактической стороны дела. (При этом имеются в виду не те случаи, когда после принятия решения становится известно о новых важных обстоятельствах. В подобной ситуации ранее принятое решение пересматривает тот же суд.) Речь идет о таком пересмотре, когда проверяется законность и обоснованность решения, принятого другой судебной инстанцией или другим судом.

Наиболее распространенным является такое построение судебной системы, при котором каждое дело может пройти три инстанции: первую, апелляционную и кассационную (в некоторых государствах - ревизионную).

Как правило, кассационными или ревизионными судами являются высшие суды государств (в частности, во Франции - Конституционный суд и Государственный совет, в Германии - пять Высших судов Федерации).

Система судебных инстанций по пересмотру решений

В Российской Федерации в процессе судебной реформы было создано 10 окружных судов1, получивших полномочия кассационных инстанций.

Вместо двух ранее существовавших надзорных инстанций (надзорной коллегии и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ВАС РФ) создана одна - Президиум ВАС РФ. Новый надзорный орган принимает постановления, которые не подлежат обжалованию или опротестованию и являются окончательными. Согласно действующему законодательству, в Российской Федерации в настоящее время нет судебной инстанции, которая была бы правомочна проверять законность и обоснованность постановлений Президиума ВАС РФ. Сам Президиум в силу известного положения, запрещающего суду пересматривать принятые им собственные решения (кроме случаев пересмотра по обстоятельствам, открывшимся после принятия решения), таким правом также не наделен.

В связи с этим возникает вопрос, не ущемляет ли данное положение право на судебную защиту, предусмотренное в ст. 46 Конституции РФ? Нет, и вот почему.

Любая судебная процедура не может продолжаться неопределенно долго. Законодатель устанавливает, что на определенном этапе ее следует завершить. После рассмотрения дела в последней инстанции (в системе арбитражных судов - в Президиуме ВАС РФ) дальнейшее перерешение дела в надзорном порядке законом не допускается. Однако остается возможность пересмотра не в надзорном, а в ином порядке при наличии предусмотренных законом оснований.

Есть еще один аргумент, который, к сожалению, иногда упускается из виду. Экономические отношения вообще, а в сфере предпринимательской деятельности - в особенности, не терпят неопределенности. Поэтому такого рода споры требуют скорейшего разрешения.

Такую же позицию занимает Конституционный Суд (КС) РФ. В постановлении от 2 февраля 1996 г. он подчеркнул, что постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации является окончательным и пересмотру в порядке надзора не подлежит.

Данное мнение КС РФ было подтверждено им в постановлении N 5-П от 3 февраля 1998 г. относительно постановлений Президиума ВАС РФ. Но при этом Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции Российской Федерации ч. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), содержащую исчерпывающий перечень оснований для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений Президиума ВАС РФ. Эта статья служит причиной отказа в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в тех случаях, когда судебный акт был принят в результате судебной ошибки, которая не была или не могла быть выявлена ранее. И принятие Президиумом постановления (нового решения), изменяющего доказательственную базу, противоречит норме п. 3 ч. 1 ст. 187 АПК РФ (признано, что таким решением Президиум превышает предоставленные ему законом полномочия).

Условия и поводы пересмотра дела в надзорном порядке

Если подача апелляционной или кассационной жалобы влечет за собой обязательное рассмотрение дела судом соответствующей инстанции, то относительно надзорной инстанции такого правила в законе нет. Автоматически дело в надзорную инстанцию не направляется. Для этого должны быть выполнены предусмотренные АПК РФ условия.

Одно из основных и преобладающих поводов к пересмотру дела в надзорном порядке заявление о принесении протеста в порядке надзора.

Анализ ст. 185 и некоторых других статей АПК РФ показывает, что такое заявление должно отвечать определенным требованиям.

Во-первых, следует иметь в виду, что допускается пересмотр решения, определения или постановления через месяц после вступления их в законную силу, т.е. после принятия решения или определения, либо с момента принятия постановления апелляционной инстанцией.

Может ли подаваться заявление о принесении протеста на решение, определение или постановление апелляционной инстанции до истечения срока на подачу кассационной жалобы? Кодекс прямого ответа на этот вопрос не дает. Однако если не использованы возможности для кассационного обжалования, обращение с заявлением о принесении протеста в порядке надзора надо признать преждевременным. Надзорный порядок проверки судебных актов является особым, исключительным, и к нему соответствующие лица могут прибегать только после того, как ими исчерпаны другие предусмотренные законом способы обжалования. Косвенное подтверждение такого подхода содержится в ч. 1 ст. 185 АПК, где сказано, что заявление может быть подано после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанции. Президиум ВАС РФ также твердо придерживается этой позиции. Заявление, поступившее до истечения срока на кассационное обжалование, к рассмотрению не принимается.

Во-вторых, заявление может быть подано не любыми лицами, а лишь участвовавшими в деле (ч.1 ст.185 АПК). Их перечень дан в ст. 32 АПК. Но в практике встречаются случаи, когда судебный акт затрагивает права и законные интересы лиц, не привлеченных к участию в деле. Последним предоставлено право подать апелляционную или кассационную жалобу (п.4 ч.3 ст.158 и п.5 ч.3 ст.176 АПК). Если лицо, не участвовавшее в деле, узнало о наличии судебного акта, вступившего в законную силу, который затрагивает его права и обязанности, вряд ли было бы правильным отказывать такому лицу в праве обратиться с заявлением и не принимать его к рассмотрению только потому, что лицо не участвовало в деле. Суд обязан был на более ранних стадиях, до принятия такого судебного акта, привлечь указанное заинтересованное лицо к участию в деле. Во всяком случае, если решение принято, суд должен известить это лицо о принятом решении наравне с лицами, участвовавшими в деле, как того требуют ст.137, 142, ч.4 ст.159, ч.3 ст.177 АПК2.

В-третьих, заявление можно подать после того, как дело было рассмотрено в апелляционной или кассационной инстанции. Таким образом, если лицо не воспользовалось своим правом на подачу жалобы согласно обычной установленной законом процедуре, то оно тем самым само лишило себя права обращаться с заявлением о принесении протеста в порядке надзора.

Особой представляется следующая ситуация: дело ни во второй, ни в третьей инстанции нe было рассмотрено, но не потому, что жалоба не подавалась, а из-за того что она не была принята к рассмотрению и возвращена судом. В этом случае нет оснований считать, что лицо игнорировало возможность обжалования.

Приведем пример. Апелляционная жалоба возвращена, так как к ней не были приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины. Когда же эту жалобу направили вторично уже с приложением необходимых документов, а также ходатайства о восстановлении пропущенного срока, который к тому времени уже истек ходатайство было отклонено, так как причину промедления сочли неуважительной. Ко времени получения определения апелляционной инстанции истек и установленный срок на подачу кассационной жалобы, и ходатайство о его восстановлении также не было удовлетворено. Таким образом, дело не стало предметом рассмотрения по существу ни в апелляционной, ни в кассационной инстанции. Однако отказывать в рассмотрении заявления о принесении протеста в порядке надзора в подобной ситуации, по мнению ВАС РФ, было бы неправильно. Высший Арбитражный Суд обычно принимает такие заявления и организует проверку законности и обоснованности решения или определения.

Во всех рассмотренных случаях заявление может быть подано также и представителем заинтересованного лица при наличии соответствующих полномочий. Полномочия на ведение дела в арбитражном суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме подписания искового заявления, передачи дела в третейский суд, полного или частичного отказа от исковых требований и признания иска, изменения предмета или основания иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалования судебного акта арбитражного суда, подписания заявления о принесении протеста, требования принудительного исполнения судебного акта, получения присужденных имущества или денег. Полномочия представителя на совершение каждого из указанных действий должны быть специально предусмотрены в доверенности, выданной представляемым (ст.50 АПК).

Если по результатам рассмотрения заявления лицо, уполномоченное принести протест, не найдет к этому оснований, оно сообщает о принятом решении заявителю. Закон не содержит предписания о том, что в ответе должны быть указаны причины отказа в принесении протеста, но на практике такая мотивировка нередко имеется.

Специального рассмотрения заслуживает вопрос о принесении уполномоченным лицом протеста по собственной инициативе, при отсутствии заявления лица, участвовавшего в деле. Закон допускает такую возможность. Но представляется нежелательным, чтобы этим правом широко пользовались соответствующие должностные лица. В жизни такие факты крайне редки, и вот почему. Одна из особенностей гражданских прав состоит в том, что лицо может лично ими распоряжаться, разумеется, в допустимых законом пределах. Что касается возбуждения дела в суде, то еще со времен Древнего Рима существует правило: nеmо invitus agere cogitur (никто не может быть принужден к предъявлению иска против своей воли). Это же право имеет участник процесса относительно подачи жалобы. Помимо воли и желания лица, интересы которого нарушены принятым решением, вряд ли можно просить о его пересмотре. (Что касается стороны выигравшей процесс, то она, как известно, вправе отказаться от требований и на стадии исполнения.)

Такова суть принципа диспозитивности. Однако действие данного правила небезгранично.

Во-первых, как было указано, судебный акт может затрагивать права и законные интересы третьих лиц, и необходимость их защиты может потребовать принесения протеста при отсутствии заявления.

Во-вторых, в арбитражном суде рассматриваются различные категории дел, в частности, дела по экономическим спорам, вытекающим из административных правоотношений (налоговые, таможенные и иные). Одной из сторон в них выступают, как правило, органы государственной власти и управления. В подобных делах, если указанная сторона и согласилась с незаконным судебным актом, то право принесения протеста в защиту государственных интересов имеет, как известно, прокуратура.

Наконец, нельзя исключать положение, при котором принесение протеста по инициативе уполномоченного лица продиктовано необходимостью исправить явное нарушение закона, когда оставление в силе судебного акта будет противоречить единообразному пониманию и применению закона и может привести к негативным последствиям.

Инициировать постановку такого вопроса могут председатели арбитражных судов. Подобные обращения именуются представлениями. Они проверяются, и по результатам проверки принимаются такие же решения, как по заявлениям о принесении протеста в порядке надзора.

Полномочия прокуратуры и суда надзорной инстанции

Дело может быть рассмотрено Президиумом ВАС РФ только в случае принесения протеста. Кто может принести протест? Закон устанавливает, что таким правом наделены Председатель ВАС РФ, заместители Председателя, Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора (ст.181 АПК). При этом правом опротестования решения ВАС РФ, принятого им в качестве суда первой инстанции, обладают только Председатель ВАС РФ и Генеральный прокурор Российской Федерации3.

Протест может быть принесен, если есть основания считать, что судебный акт является незаконным или необоснованным. Для того чтобы прийти к такому выводу, необходимо ознакомиться с материалами дела. Право истребования дел из соответствующего арбитражного суда имеют лица, которые наделены правом принесения протеста.

Как правило, истребованное дело в связи с заявлением о принесении протеста направляется в ВАС РФ или в прокуратуру.

Сроки принесения протеста

В АПК 1992 г. содержалось правило, согласно которому протест не мог быть принесен по истечении года со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу. Данное положение вызывало серьезную критику, нередко весьма обоснованную.

Конечно, с одной стороны, наличие указанного срока дисциплинировало стороны и способствовало поддержанию большей определенности в хозяйственных отношениях. Но, с другой стороны, возникали такие ситуации, при которых эта норма противоречила принципам законности и справедливости (например, в случае утраты дела и невозможности его восстановления в короткие сроки). Кроме того, незаконное решение нередко имело преюдициальное значение для других дел. Но по истечении годичного срока оно также не могло быть пересмотрено в порядке надзора.

В АПК 1995 г. принесение протеста не ограничено определенным сроком.

Приостановление исполнения решения, постановления в надзорной стадии

Требуется ли возбуждать ходатайство о приостановлении исполнения? В кассационной инстанции суд вправе приостановить исполнение решения или постановления апелляционной инстанции по ходатайству лиц, участвующих в деле (ст.170 АПК). Относительно же надзорной стадии судопроизводства нет указаний закона о таком ходатайстве (ст.182 АПК). Означает ли это, что и при отсутствии ходатайства исполнение решения или постановления может быть приостановлено? Запрета нет, однако практика ВАС РФ не знает случаев приостановления исполнения без ходатайства лиц, участвующих в деле, когда дело проверяется по заявлению этих лиц.

Поскольку право приостановления исполнения имеют только Председатель или заместитель Председателя ВАС РФ, исполнение ими может быть приостановлено в случае обращения с таким ходатайством Генерального прокурора или заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Как правило, исполнение приостанавливается одновременно с принесением протеста в Президиум. Но могут быть случаи, когда промедление с приостановлением является неоправданным. Поэтому при наличии веских оснований может быть принято решение о приостановлении исполнения и до принесения протеста.

Процессуальное оформление приостановления исполнения

АПК не содержит исчерпывающего перечня процессуальных действий, оформляемых в виде определения, выносимого в виде отдельного акта. Фактически сложилась практика приостановления исполнения во всех случаях в виде специального определения. Это определение выдается или высылается заинтересованному лицу. О принятом акте извещается суд первой инстанции.

По сложившейся практике исполнение приостанавливается до окончания надзорного производства, т.е., как правило, до принятия постановления Президиумом ВАС РФ.

Особенности рассмотрения дел в Президиуме ВАС РФ. Полномочия Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ в качестве надзорной инстанции действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей, председателей восьми судебных составов, секретаря Пленума ВАС РФ и судьи-докладчика, являющегося членом Президиума при рассмотрении того дела, которое он докладывает. Такой состав определен в ч. 1 ст. 15 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и в постановлении Пленума ВАС РФ в соответствии с полномочиями, которые предоставлены Пленуму законом (ч. 2 ст. 15 того же Закона).

В заседании Президиума председательствует Председатель ВАС РФ или лицо, исполняющее его обязанности.

Рассмотрение дела начинается со слушания доклада судьи, который излагает обстоятельства дела и суть принятых судебных актов, а также основное содержание и мотивы протеста. Члены Президиума могут задать вопросы судье-докладчику. Затем с содокладом выступает один из членов Президиума, которому также могут быть заданы вопросы.

Явившиеся по личной инициативе или вызванные на заседание лица, участвовавшие в деле, дают пояснения и отвечают на поставленные вопросы. Они могут представить до заседания письменные объяснения или отзыв на протест, которые вместе с другими материалами (копиями протеста и судебных актов по делу) доводятся до сведения всех членов Президиума.

Неявка лиц, извещенных о заседании, не является препятствием для рассмотрения дела.

Президиум правомочен рассматривать дело, если в заседании участвует большинство членов Президиума. Решение принимается простым большинством голосов от числа присутствующих членов Президиума.

Президиум как надзорная инстанция обладает широкими полномочиями. Подобно апелляционной инстанции он проверяет и фактическую, и юридическую сторону дела. Однако если апелляционная инстанция не вправе направить дело на новое рассмотрение, то Президиум может это сделать. Объясняется это тем, что при апелляционном рассмотрении дела должны быть проанализированы все обстоятельства дела не только по имеющимся, но и по дополнительно представленным доказательствам (хотя и с определенными ограничениями). В надзорную инстанцию также могут быть представлены дополнительные документы, однако дать им окончательную оценку она не может. Таким правом обладает только суд первой инстанции и в известной степени - второй. Вот почему Президиум обязан в этом случае вернуть дело на новое рассмотрение.

Если Президиум приходит к выводу о неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, т.е. признает судебные акты недостаточно обоснованными, он не вправе принимать новое решение.

Таким образом, Президиум не обладает полномочиями самостоятельно устанавливать фактические обстоятельства, основываясь на собранных доказательствах, а также собирать и оценивать новые доказательства. Он может лишь направить дело на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства, апелляционного или кассационного рассмотрения в зависимости от того, в какой инстанции были допущены нарушения, которые могут и должны быть устранены судом той же инстанции.

Президиум вправе отменить судебные акты полностью или частично и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения при установлении в процессе рассмотрения хотя бы одного из оснований, указанных соответственно в ст. 85 и 87 АПК.

Наконец, Президиум может оставить в силе либо решение, либо постановление апелляционной инстанции, либо постановление кассационной инстанции по рассматриваемому делу.

Президиум при направлении дела на новое рассмотрение дает обязательные для арбитражного суда указания о выполнении определенных процессуальных действий. По своему содержанию эти указания направлены главным образом на обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, на устранение противоречий. Указания должны быть ясными и понятными суду, которому предстоит вновь рассматривать дело.

Вместе с тем Президиум не вправе вторгаться в компетенцию суда первой или апелляционной инстанции относительно доказанности или недоказанности обстоятельств дела, определять степень достоверности того или иного доказательства, а также указывать на необходимость отдавать предпочтение каким-либо доказательствам. Все эти вопросы составляют исключительную прерогативу той судебной инстанции, которая по закону наделена полномочиями непосредственно исследовать все доказательства по делу.

Отсюда вытекает еще одно весьма важное правило. Президиум не правомочен диктовать суду, какую норму материального права применить и каким по существу должно быть решение или постановление. Разрешение этих вопросов зависит от обстоятельств дела, которые установит суд при новом рассмотрении.

Так же, как и кассационная инстанция, Президиум проверяет правильность применения и толкования норм материального права нижестоящими инстанциями и в случае обнаружения устранимых нарушений принимает новое решение, изменяя или отменяя решение или постановление, не передавая в этом случае дело на новое рассмотрение.

Чем завершатся рассмотрение протеста?

По результатам рассмотрения протеста Президиум принимает постановление, содержание которого во многом совпадает с постановлением кассационной инстанции (ст. 177 АПК). В постановлении Президиума кратко излагается содержание протеста с указанием доводов, на основании которых автор протеста не согласится с опротестованным судебным актом. Также приводятся мотивы, по которым судебный акт признается незаконным или необоснованным, а при отклонении протеста причины, на основании которых Президиум не соглашается с автором протеста.

Постановление подписывается Председателем ВАС РФ и вступает в силу с момента принятия. Постановление направляется в 5-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Некоторые другие вопросы деятельности Президиума урегулированы Регламентом арбитражных судов, утверждаемым Пленумом ВАС РФ5.

Заслуженный юрист России, помощник

Председателя

Высшего Арбитражного Суда РФ

Полонский Б.Я.