В ходе проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на автотранспортное обслуживание заказчика исполнительный орган субъекта РФ - заказчик отказал организации в допуске к участию в торгах по причине непредставления копий бухгалтерских балансов либо налоговой декларации по УСН. При этом названная организация вместо указанных документов представила декларацию по ЕНВД, поскольку она применяла систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В связи с этим антимонопольный орган вынес предписание об устранении данного нарушения

Правомерно ли в соответствии с действующим законодательством вынесенное уполномоченным органом предписание?

Ответ: В соответствии с нормами права и сложившейся практикой вынесенное уполномоченным органом решение является правомерным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено ограничение в виде требования о нахождении организации-участника на определенной системе налогообложения.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку, предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта, документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе.

При этом анализ содержания заявки на участие в конкурсе не позволяет сделать вывод о возможности установления требования о нахождении участника конкурса строго на определенной системе налогообложения.

Также в силу ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3 названной статьи документов и сведений, не допускается.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса (ч. 1 ст. 28 Закона N 94-ФЗ).

В ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) определено, что наряду с установленными ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Исходя из вышеуказанных положений действующее законодательство в отношении требований конкурсной документации не содержит каких-либо ограничений о нахождении организации-претендента на определенной системе налогообложения, следовательно, отказ заказчика торгов в допуске к участию является необоснованным.

По обстоятельствам аналогичного дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2012 N А66-12737/2011, отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения уполномоченного органа, поскольку организация-претендент применяет систему налогообложения в виде ЕНВД, в связи с чем не имела возможности представить требуемые исполнительным органом субъекта РФ документы. Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрено ограничение в виде требования о наличии у перевозчика определенной системы налогообложения, суд согласился с выводом антимонопольного органа о необоснованном отказе названной организации в допуске к участию в конкурсе и о нарушении ч. 2 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, в силу которой органам исполнительной власти субъектов РФ запрещено не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа в торгах.

Таким образом, антимонопольное законодательство не допускает ограничения доступа к торгам путем перечисления тех налоговых документов, которые применяются не всеми налогоплательщиками, к примеру налогоплательщиками, состоящими на специальном режиме налогообложения.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

06.05.2013