Правомерно ли заключение государственным казенным учреждением (арендатором) договора аренды нежилого помещения в целях обеспечения государственных нужд за счет средств бюджета РФ без использования процедур размещения заказов, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"?

Ответ: Заключение государственным казенным учреждением договора аренды нежилого помещения в целях обеспечения государственных нужд за счет средств бюджета РФ без использования процедур размещения заказов, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), по нашему мнению, следует признать правомерным.

Обоснование: В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ (гл. 34 ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

На основании п. 1 ст. 779 ГК РФ (гл. 39 ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Порядок заключения договора поставки и договора подряда регламентирован соответственно гл. 30 и 37 ГК РФ.

Часть 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Таким образом, Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в то время как договор аренды имеет иное отличное правовое регулирование.

Как следует из Письма Минэкономразвития России от 02.10.2007 N 14902-АП/Д04 "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ применительно к отношениям, связанным с арендой имущества", аренда как вид обязательств, связанных с предоставлением арендатору (нанимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, в Законе N 94-ФЗ не выделен в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем возможность применения норм Закона N 94-ФЗ к арендным отношениям рассматривается с позиции выявления общности указанных обязательств с обязательствами, возникающими при возмездном оказании услуг.

Согласно положениям ГК РФ договор аренды относится к группе гражданско-правовых договоров, опосредующих передачу имущества, обособленной от группы договоров возмездного оказания услуг.

Таким образом, договор аренды не может быть отнесен к договору возмездного оказания услуг, а арендные отношения - к обязательствам, опосредующим возмездное оказание услуг, поэтому государственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предусмотренные Законом N 94-ФЗ процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества.

Более поздние разъяснения официального органа данную позицию закрепили (Письма Минэкономразвития России от 25.11.2011 N Д28-615, от 01.10.2009 N Д22-893).

Вместе с тем в Письме Минэкономразвития России от 01.08.2011 N Д28-186 указано, что заказчик вправе (но не обязан) разместить заказ на оказание услуг по аренде недвижимого имущества в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом N 94-ФЗ, путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Имеется значительное число судебных решений, согласно которым отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, не являются предметом регулирования Закона N 94-ФЗ; государственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предусмотренные названным Законом процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.2010 N А15-1335/2009, ФАС Поволжского округа от 18.01.2010 N А72-4998/2009 и от 22.12.2009 N А55-6918/2009).

Кроме того, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 5128/12, в котором рассмотрена обоснованность заключения заказчиком договора купли-продажи недвижимости без применения положений Закона N 94-ФЗ, отмечено, что действием Закона N 94-ФЗ охватываются лишь три вида сделок: поставка товаров, подряд и возмездное оказание услуг (ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ). Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 24.01.2013 N А41-16312/12, основываясь в том числе на вышеуказанной позиции Президиума ВАС РФ и применяя ее к рассмотрению вопроса аренды недвижимого имущества заказчиками, указал, что аренда как вид обязательств, связанных с предоставлением арендатору (нанимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, в Законе N 94-ФЗ не выделена в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем возможность применения норм Закона N 94-ФЗ к арендным отношениям рассматривается с позиции выявления общности указанных обязательств с обязательствами, возникающими при возмездном оказании услуг.

Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации заключение государственным казенным учреждением договора аренды нежилого помещения в целях обеспечения государственных нужд за счет средств бюджета РФ без использования процедур размещения заказов, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, следует считать правомерным.

Вместе с тем следует отметить, что в отношении аренды движимого имущества ранее ВАС РФ в Решении от 25.04.2011 N ВАС-2237/11 и Определении от 30.06.2011 N ВАС-7912/11 выразил мнение, согласно которому договор по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам будет являться предметом регулирования Закона N 94-ФЗ при наличии следующих условий:

если он заключается в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ либо соответствующего муниципального образования;

целью его заключения выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд;

финансирование указанных потребностей осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.

При этом некоторые суды со ссылкой на упомянутое Решение ВАС РФ указывают на необходимость соблюдать требования Закона N 94-ФЗ при аренде недвижимого имущества (Постановление ФАС Уральского округа от 18.02.2013 N Ф09-14245/12 по делу N А34-953/2012).

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.04.2013