На официальном сайте размещена документация об открытом аукционе в электронной форме, которая в части обоснования начальной цены контракта на оказание услуг содержит информацию о том, что она определена на основании расчета, основанного на практике заключения аналогичных контрактов в 2011 - 2012 гг. и уровне среднерыночных цен, сложившихся на рынке услуг, - предмета контракта, которые, в свою очередь, содержатся на интернет-сайтах (адреса поименованы). Является ли в рассматриваемой ситуации размещение такого обоснования начальной цены контракта добросовестным исполнением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" к установлению начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), если начальная цена контракта, исходя из документации, существенно превышает цены, указанные в соответствующих источниках информации?

Ответ: Размещение на официальном сайте указанного обоснования начальной цены контракта не является, на наш взгляд, добросовестным исполнением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) к установлению начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно ч. 1 и 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.

Согласно п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

На основании ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная ч. 2 названной статьи информация, признается добросовестным исполнением требований названной статьи.

В Письме ФАС России от 13.02.2012 N ИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта" отражено, что указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом N 94-ФЗ порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации, в связи с чем при указании источников информации о ценах необходимо учитывать следующее.

Если источником информации о ценах являются данные из информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в обосновании начальной (максимальной) цены контракта указывается адрес соответствующей страницы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена информация о ценах на товары, работы, услуги и, обратившись к которой, возможно проверить соблюдение предусмотренного Законом N 94-ФЗ порядка установления начальной (максимальной) цены контракта.

В случае использования в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контрактов иных источников информации о ценах на товары, работы, услуги в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок также должны содержаться реквизиты источников такой информации (например, реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т. д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения предусмотренного Законом N 94-ФЗ порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах, извещения о проведении запроса котировок.

Таким образом, из анализа положений Закона N 94-ФЗ и официальной позиции ФАС России следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) должно предусматривать полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг. Соответственно, в рассматриваемой ситуации на официальном сайте в составе документации об аукционе надлежащим образом указаны источники информации о ценах (через адреса интернет-сайтов), перейдя к которым, возможно проверить соблюдение предусмотренного Законом N 94-ФЗ порядка установления начальной (максимальной) цены контракта. Кроме того, из анализа ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ следует, что требование о предоставлении каких-либо расчетов заказчика является лишь одной из возможных форм обоснования начальной цены, возможно и просто указание ссылки на полученную информацию (см., например, Определение ВАС РФ от 28.09.2012 N ВАС-12460/12, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2012 N А43-27552/2011).

Однако по смыслу положений Закона N 94-ФЗ расчет такой цены (либо информация о цене), произведенный заказчиком, должен позволять установить определение такой цены именно исходя из приведенных источников, а не произвольным путем, как в рассматриваемом в вопросе случае, то есть должно обеспечиваться соответствие начальной цены, предложенной заказчиком, и ее обоснования (информации, полученной из соответствующих источников).

Поэтому установление недостоверности цены контракта, указанной в аукционной документации, не может свидетельствовать о добросовестном исполнении заказчиком требований ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ о соблюдении порядка проведения аукциона, установленного законом, и не способствует экономии бюджетных средств. Кроме того, могут быть ограничены добросовестная конкуренция, а также возможность участия в аукционе наибольшего количества лиц (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.04.2012 N Ф03-1497/2012).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации обязанность по обоснованию начальной цены контракта исполнена заказчиком недобросовестно. Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

01.04.2013