Организацией - участником открытого конкурса в территориальный орган ФАС России 15.11.2012 была подана жалоба на действия заказчика при проведении конкурса (в этот же день она зарегистрирована). Правомерно ли рассмотрение указанной жалобы на заседании комиссии указанного органа 22.11.2012 в отсутствие заявителя жалобы и неперенесение заседания на более позднюю дату, если в отношении заявителя имеются доказательства надлежащего уведомления (уведомление о вручении телеграммы)?

Ответ: Рассмотрение указанной жалобы на заседании комиссии контролирующего органа 22.11.2012 в отсутствие заявителя жалобы и неперенесение заседания на более позднюю дату, если в отношении заявителя имеются доказательства надлежащего уведомления (уведомление о вручении телеграммы), следует признать правомерным.

Обоснование: Исходя из ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, вступивший в силу 09.09.2012 (далее - Регламент).

В соответствии с п. 3.18 Регламента после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки контролирующий орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает на официальном сайте текст жалобы, а также сообщает заявителю и заказчику, оператору электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы.

В силу п. 3.19 Регламента уведомление о рассмотрении жалобы направляется телеграммой либо другим способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление.

Согласно п. 3.24 Регламента рассмотрение жалобы осуществляется на заседании комиссии контролирующего органа.

По правилам, установленным п. 3.25 Регламента, контролирующий орган рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы. При этом первым днем считается день, следующий за днем поступления жалобы в контролирующий орган.

Датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контролирующем органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству (п. 2.16 Регламента).

В соответствии с п. 3.29 Регламента рассмотрение жалобы комиссией контролирующего органа осуществляется в присутствии заявителя, заказчика, оператора электронной площадки, заинтересованных лиц и иных лиц, выразивших желание присутствовать на заседании комиссии.

В случае отсутствия на заседании комиссии одной из сторон либо нескольких сторон заседание комиссии может быть перенесено на более позднюю дату. При переносе даты рассмотрения жалобы срок ее рассмотрения не продлевается и не может составлять более пяти рабочих дней со дня ее поступления. В случае если перенос срока рассмотрения жалобы невозможен, комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение, в том числе в случае отсутствия одной из сторон либо нескольких сторон.

Из взаимосвязанного анализа указанных положений следует, что в рассматриваемой ситуации заседание комиссии контролирующего органа осуществлено в последний день срока, отведенного на рассмотрение жалобы. Учитывая толкование положений п. 3.29 Регламента, перенос заседания комиссии в случае отсутствия одной либо нескольких сторон является правом, а не обязанностью комиссии контролирующего органа. В свою очередь, императивная обязанность комиссии рассмотреть жалобу в пятидневный срок (в силу невозможности продления срока такого срока) лишает ее возможности переноса заседания на более позднюю дату вне зависимости от исполнения обязанности по надлежащему уведомлению о времени и месте рассмотрения жалобы по существу.

Таким образом, действия контролирующего органа правомерны.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

11.12.2012