При расчетах наличными денежными средствами по договору бытового подряда (ремонт квартир физических лиц) организация использует изготовленные типографским способом БСО (квитанции), которые не содержат всех обязательных реквизитов. Может ли указанный факт повлечь административную ответственность?

Ответ: Исходя из судебной практики факт использования организацией при расчетах наличными денежными средствами по договорам оказания услуг населению (по договору бытового подряда) изготовленных типографским способом БСО (квитанций), которые не содержат всех обязательных реквизитов, может повлечь применение к организации административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако существует арбитражная практика, из которой следует, что применение ст. 14.5 КоАП РФ в данном случае неправомерно.

Обоснование: На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО). Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 730 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

В Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) в подгруппе "Ремонт и строительство жилья и других построек" (код 016000 ОКУН) под кодом 016100 приведен "Ремонт жилья и других построек" (включает коды с 016101 по 016115 ОКУН).

Следовательно, услуги по ремонту квартир по договорам бытового подряда относятся к оказанию услуг населению, поэтому организации (и индивидуальные предприниматели) вправе принимать наличные без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи физическим лицам соответствующих бланков строгой отчетности.

Пунктом 4 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение), предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

В случае формирования бланков с использованием автоматизированных систем необходимо соблюдение требований п. 11 Положения. При этом на основании п. 11 Положения при формировании бланков документов должно обеспечиваться выполнение следующих требований: а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет; б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

В силу п. 3 Положения документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 5 - 6 Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию;

б) наименование и организационно-правовую форму - для организации;

фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дату осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Минфин России в Информационном письме от 22.08.2008 "О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности" указал, что, если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Таким образом, указанная норма влечет ответственность за неприменение в установленных законами случаях ККТ, такую же ответственность влечет факт отказа в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств. При этом норма прямо не содержит мер за выдачу бланка строгой отчетности с пороком (не соответствующего установленным требованиям его изготовления).

Вместе с тем факты привлечения к ответственности со стороны налоговых органов за выдачу бланка, не соответствующего установленным требованиям, имеются. Однако мнения судей по вопросу применения ответственности, установленной в ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении порядка применения бланков строгой отчетности расходятся.

Одни суды считают, что нарушение вменяется лишь в случае отказа в выдаче бланка строгой отчетности по требованию клиента и не усматривают события административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, отсутствие которого является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2010 по делу N А65-8979/2010 о документе по приему наличных за медицинские услуги).

В других случаях суды случаи совокупности неприменения ККТ и выдачи бланков строгой отчетности не по установленным требованиям (в частности, с отсутствием обязательных реквизитов, устаревших форм бланков и т. п.) расценивают как событие административного правонарушения (Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 по делу N А33-12092/2010, Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 06АП-5965/2010 по делу N А73-11990/2010).

Исходя из судебной практики факт использования организацией при расчетах наличными по договорам оказания услуг населению (по договору бытового подряда) изготовленных типографским способом БСО (квитанции), которые не содержат всех обязательных реквизитов, может повлечь применение административной ответственности. Однако мнения судов по вопросу применения ответственности в отношении порядка использования бланков строгой отчетности расходятся.

Л. Г.Жадан

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

04.12.2012