Правила транспортно-экспедиционной деятельности: старые проблемы, новые вопросы

(Степанова А.)

("Корпоративный юрист", 2006, N 12)

Текст документа

ПРАВИЛА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НОВЫЕ ВОПРОСЫ

А. СТЕПАНОВА

Алина Степанова, начальник юридического отдела транспортно-экспедиционной компании "ПЭК".

Ожидаемые более трех лет Правила транспортно-экспедиционной деятельности приняты. Статья посвящена анализу возможности и эффективности их практического применения.

8 сентября 2006 г. Постановлением Правительства РФ N 554 утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее - Правила). Настоящий документ создавался в целях устранения пробелов, которые существовали в законодательстве относительно перечня экспедиторских документов, порядка оказания транспортно-экспедиционных услуг и требований к их качеству.

Таким образом, правовое регулирование транспортно-экспедиционных услуг в РФ в настоящее время осуществляется в соответствии с гл. 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о транспортно-экспедиционной деятельности, Закон) и упомянутыми Правилами. Ранее названный вид деятельности в незначительной степени также регулировался соответствующими транспортными уставами и кодексами, в основном в части обязанностей грузоотправителя/грузополучателя. Теперь Правила в п. 2 оговаривают, что уставы и кодексы не имеют силы для отношений между клиентом и экспедитором.

Не секрет, что появления Правил с нетерпением ждали тысячи экспедиторов и их клиентов, поскольку хотели установления четкой, ясной и прозрачной регламентации процесса организации перевозки: документов единого образца, единых правил приема груза, требований к его упаковке и маркировке, общих требований к качеству оказываемых экспедитором услуг, а также общего порядка контроля за качеством оказываемых услуг.

Меж тем Правилами введены лишь наименования документов, в которых экспедитор и клиент фиксируют условия и этапы при оказании различных услуг: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка. А порядок их оформления и формы должны быть утверждены Министерством транспорта РФ (далее - Минтранс). Обязанность составления и выдачи экспедиторских документов возникла с 21 сентября 2006 г., а утверждение их форм и порядка оформления в планах Минтранса на 2006 г. не значится.

Из текста Правил следует, что поручение экспедитору должно содержать: перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг, достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест, отметку экспедитора о согласовании либо об отказе в согласовании с указанием причин отказа.

Экспедиторская расписка - документ, подтверждающий получение экспедитором груза от клиента либо от указанного в поручении экспедитору грузоотправителя. При этом впервые закреплено, что экспедиторская расписка предоставляет экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту либо указанному клиентом грузополучателю.

Складская расписка - это документ, подтверждающий факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение. Она выдается лишь в случае, если складское хранение является самостоятельной услугой, а не очередным этапом оказания услуги по организации перевозки груза. Причем в отличие от экспедиторской расписки (в рамках которой допускается получение груза как от клиента, так и от его грузоотправителя) принятие груза на складское хранение возможно исключительно от клиента. На практике это означает, что при приеме груза на складское хранение с последующей транспортировкой до определенного пункта назначения экспедитор не имеет права принять груз от лица, указываемого клиентом в качестве будущего грузоотправителя.

Итак, в настоящее время имеет место следующая ситуация: экспедитор обязан выдать клиенту документы, называющиеся определенным образом; их содержание приблизительно известно; формы - не установлены; порядок оформления - не определен.

Кроме того, в означенном перечне экспедиторские документы не разграничиваются в зависимости от вида транспорта. Соответственно, отсутствует и указание на дополнительные документы, являющиеся экспедиторскими для доставки груза определенным видом транспорта (например, коносамент для морских перевозок). Подобная обобщенность и краткость перечня вызывает вопросы относительно эффективности его практического применения. Правда, в п. 6 Правил установлена возможность использования иных экспедиторских документов, но ведь Правила создавались в том числе для универсализации и приведения к "единому знаменателю" всего документооборота между клиентом и экспедитором. Однако данная цель не достигнута.

Некоторые положения Правил вообще не могут быть реализованы: в п. 1 указано, что "настоящие Правила устанавливают порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг"; п. 15 говорит о том, что "по требованию клиента экспедитор предоставляет ему... сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям"; а в п. 19 прописано, что качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно соответствовать национальным стандартам РФ и нормативно-правовым актам в области транспортно-экспедиционной деятельности.

Все бы ничего, но:

1) национальных стандартов качества транспортно-экспедиционных услуг нет, а единственным достойным упоминания в этой связи документом, причем отнюдь не обязательным к соблюдению, в настоящее время является разработанный Ассоциацией экспедиторов РФ ГОСТ Р 52298-2004. (Национальный стандарт РФ. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования. Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 148-ст.) Данный стандарт устанавливает классификацию транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых на транспорте всех видов грузоотправителям и грузополучателям, а также общие требования к качеству этих услуг и методы их контроля;

2) единственным нормативно-правовым актом, регламентирующим транспортно-экспедиционную деятельность, помимо анализируемых Правил, является соответствующий Закон, ст. 2 которого по вопросу качества услуг отсылает к Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, которые должны быть приняты во исполнение Закона. Правила приняты. Вопрос качества услуг остается открытым.

Помимо перечисленного, в Правилах по-прежнему нет единых требований к упаковке и маркировке грузов, вследствие чего вопрос о пригодности упаковки/тары к транспортировке зачастую решается с помощью специально привлеченных экспертов уже после порчи/повреждения груза для определения виновного лица.

В ст. 802 ГК РФ указано, что договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. До утверждения Правил договор признавался заключенным, если имелась подписанная сторонами накладная о приеме груза либо заявка клиента на услуги экспедитора, акцептованная последним. Суды руководствовались в данном случае аналогией со ст. 785 ГК РФ, устанавливающей, что договор перевозки груза заключен, если отправителю груза выдана накладная.

Теперь поручение экспедитору и экспедиторская расписка - это не договоры, а лишь его составные части. Согласно п. 7 Правил, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. На практике это означает, что перед тем, как воспользоваться услугами экспедитора, клиент должен дополнительно заключить договор транспортной экспедиции в письменной форме, что, безусловно, затягивает процедуру отправки груза.

Подводя итог, в "плюс" Правилам можно записать:

- наличие регламентации процесса согласования/отказа в согласовании услуг, подлежащих оказанию экспедитором;

- введение перечня экспедиторских документов;

- установку перечня сведений, которые экспедитор обязан представить по требованию клиента.

При этом отнести в "минус":

- отсутствие на момент вступления в силу Правил национальных стандартов и нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос качества транспортно-экспедиционных услуг, а также утвержденных и готовых к применению форм экспедиторских документов и установленного порядка их оформления;

- запрет на признание поручения экспедитору и экспедиторской расписки договором транспортно-экспедиционного обслуживания, содержащим необходимые существенные условия;

- отсутствие регламентации порядка оказания экспедиционных услуг, в том числе требований к упаковке и маркировке груза;

- неразграниченность экспедиторских документов в зависимости от вида транспорта и отсутствие в соответствующем перечне дополнительных документов, являющихся экспедиторскими для перевозки груза определенным видом транспорта.

Как видим, ожидания заинтересованных лиц от документа, на подготовку которого было потрачено более трех лет, не оправдались. В Правилах не учтены существующие проблемы применения законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности. Более того, в них введены новеллы, практическое применение которых в настоящее время сопряжено с дополнительными сложностями. А главный вопрос - качества и порядка оказания услуг - остался открытым.

Название документа