С победителем открытого конкурса, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заключен государственный контракт на выполнение опытно-конструкторской работы. Государственный заказчик установил требование об обеспечении исполнения государственного контракта. Победитель открытого конкурса такое обеспечение предоставил в форме поручительства, оплатив вознаграждение поручителю

В государственном контракте предусмотрено право победителя открытого конкурса привлекать к выполнению государственного контракта соисполнителей. Победителем заключен контракт с заявителем на выполнение составной части опытно-конструкторской работы.

Затраты на предоставление обеспечения в виде поручительства были распределены победителем открытого конкурса между соисполнителями, в число которых входит и заявитель, в размере, пропорциональном объему выполняемых работ. Заявитель произвел оплату соответствующей суммы затрат победителю открытого конкурса на основании счета, выставленного последним.

Согласно п. 4 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в редакции, действовавшей на момент заключения государственного контракта, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после представления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией.

Заявитель участником открытого конкурса не являлся.

Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль суммы возмещения соисполнителем (заявителем) расходов победителя открытого конкурса по предоставлению последним обеспечения исполнения государственного контракта государственному заказчику?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 октября 2012 г. N 03-03-06/1/542

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются. За ответом на поставленный вопрос следует обращаться в аудиторские организации.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статьей 270 НК РФ определены расходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, к числу которых, в частности, отнесены расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Для целей гл. 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).

Как следует из запроса, соисполнитель возместил победителю открытого конкурса часть понесенных им затрат, связанных с обеспечением исполнения государственного контракта.

Учитывая, что у победителя открытого конкурса отсутствовали встречные обязательства перед соисполнителем, суммы возмещения соисполнителем расходов победителя открытого конкурса рассматриваются в качестве безвозмездно перечисленных средств и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

11.10.2012