Об основаниях для признания организаций и (или) физических лиц, являющихся сторонами сделки, взаимозависимыми лицами в соответствии со ст. 105.1 НК РФ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 сентября 2012 г. N 03-01-18/7-131

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения ст. 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в дополнение к Письму Минфина России от 06.08.2012 N 03-01-11/4-213 сообщает.

В соответствии с положениями ст. 105.17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со ст. 105.16 Кодекса, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Согласно ст. 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).

С учетом положений п. 1 ст. 105.1 Кодекса взаимозависимыми лицами признаются лица, перечисленные в п. 2 указанной статьи. При этом признание организации и ее сотрудников взаимозависимыми лицами п. 2 ст. 105.1 Кодекса не предусмотрено.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с п. 6 ст. 105.1 Кодекса при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 данной статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 Кодекса.

Кроме того, на основании п. 7 ст. 105.1 Кодекса суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 указанной статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 Кодекса

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

28.09.2012