Имущественно-правовое регулирование инновационных отношений безопасности на рынке недвижимости

(Сусликов В. Н.) ("Российский судья", 2006, N 10) Текст документа

ИМУЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ

В. Н. СУСЛИКОВ

Сусликов В. Н., кандидат юридических наук, декан юридического факультета КурскГТУ.

Формирование правовой аналитики недвижимости связано в значительной мере с решением проблем инновационной деятельности и безопасности владельцев собственности и предупреждения беззакония в имущественных отношениях <1>. О такого рода беззаконии очень наглядно свидетельствуют массовые правонарушения, допущенные в ходе приватизации. Это злоупотребление властью и должностными правами, злостное невыполнение обязанностей, незаконная деятельность по передаче имущества и многое другое. -------------------------------- <1> См.: Коновалов А. В. Владение и владенческая защита в гражданском праве. СПб., 2001. С. 15 - 71; Сусликов В. Н. Правовая аналитика недвижимости. М., 2003. С. 222 - 274; Правовое обеспечение инновационной деятельности в кн.: Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И. В. Ершовой, Г. Д. Отнюковой. М., 2006. С. 770 - 789.

Правонарушение, как известно, проявляется в форме нарушения установленных и санкционированных государством общеобязательных правил поведения, закрепленных различными отраслями российского законодательства, влекущего причинение вреда урегулированным общественным отношениям и наступление неблагоприятных последствий для лица, его совершившего. Одним из правонарушений в области инновационной деятельности является злоупотребление правами под предлогом поиска инновационных решений. Это могут быть действия (бездействие), приводящие к грубому нарушению прав на недвижимость, что выражается в различных формах и, как правило, связано с принуждением собственника к новым действиям, противоречащим его интересам. Не менее опасно злостное невыполнение обязанностей по охране и обеспечению безопасности недвижимого имущества. От устранения этих и других негативных явлений в решающей мере зависит, насколько инновационные решения, принимаемые в сфере недвижимости на общефедеральном уровне, и в целом правопорядок поддерживаются республиканскими, краевыми, областными и местными органами власти. Имущественное правообеспечение - это основанная на законодательстве и реальных интересах собственников система правовых средств, направленных на предупреждение проявлений беззакония в имущественных отношениях, на обеспечение безопасности, стабильности и эффективности правового регулирования рынка недвижимости. Предлагаемое понятие "имущественно-правовой порядок" в какой-то мере соотносится с такими известными юридической литературе понятиями, как "общественный порядок", иногда просто "порядок". Имущественно-правовой порядок находится в системной взаимосвязи с государственным регулированием, которое здесь выполняет функциональную роль, определяемую сущностью правового государства. Наиболее сложным является то, какие функции должен выполнять имущественно-правовой порядок в борьбе против нарушения законности в рыночных отношениях обеспечения сохранности недвижимого имущества. Под воздействием этого порядка деятельность всех субъектов отношений недвижимости должны быть урегулированы правом, скоординированы и упорядочены в целом. Выполнение функций регуляции, координации и упорядочения достигается отнюдь не автоматически, а на основе использования метода имущественно-правового регулирования. Главное требование этого метода - равное, справедливое подчинение закону, праву всех субъектов правового обеспечения рынка недвижимости. Имущественное правообеспечение основывается на убежденности в самостоятельной ценности имущественного права на недвижимость, в верховенстве закона и недопустимости нарушений его, в обязательности права для всех, в том числе для государства, его органов и должностных лиц, а также предпринимателей, занятых решением проблем правового обеспечения рынка недвижимости. В свете сказанного возникает тесно связанная с этим проблема соотношения экономики, права и безопасности, первичность и верховенство одного их этих социальных институтов. Формирование правовой аналитики недвижимости как важнейшего инновационного фактора возможно при условии экономической защищенности собственника, владельца имущества, которая будет основой его политической свободы и гарантией его юридических прав <2>. -------------------------------- <2> См.: Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика / Ред. В. И. Кушлин, В. П. Чичканов. М., 2004. С. 3 - 15.

Кроме того, следует подчеркнуть особую актуальность разработки проблем экономической свободы как категории права и экономики, гуманизма и справедливости в имущественных правоотношениях. Для раскрытия сущности и особенностей имущественно-правового регулирования инновационных отношений безопасности надо исследовать понятие и дать определение этих отношений, раскрыть их сущность и характерные черты. Правовое регулирование данных отношений недвижимости характеризуется как многоструктурное, многоуровневое, где отдельные элементы структуры не однопорядковы; между ними существуют сложные переплетения, иерархические связи. Это позволяет различать в имущественно-правовом регулировании несколько крупных комплексов общественных отношений, отличающихся по способам регламентации и имеющих относительную самостоятельность: конституционное закрепление отношений правового обеспечения рынка недвижимости, определение правовых основ инновационной деятельности и ее безопасности; конституционное регулирование этих отношений; регламентация на высшем юридическом уровне правового положения личности собственника (владельца) недвижимости. Рассматривая качественно новые особенности правовой профилактики угроз общественным отношениям в сфере недвижимости и предпринимательской деятельности в целом, надо критически оценивать взгляды относительно классификаций свойств, признаков и элементов правовой систематизации тех угроз, которые несут социально-сущностную опасность правовому регулированию отношений безопасности в данной сфере. К тому же надо учитывать особую имущественно-юридическую значимость теории правовой аналитики недвижимости; ярко выраженную социальную направленность развития имущественных отношений; научную обоснованность имущественно-правовой политики; комплексный характер проблем правового обеспечения рынка недвижимости <3>. -------------------------------- <3> См.: Сусликов В. Н. Правовые приоритеты в регулировании рынка недвижимости. М., 2001. С. 144 - 183.

Особо следует остановиться на инновационности правового стимулирования деятельности по устранению угроз безопасности правовому положению владельцев недвижимости, в первую очередь предпринимателей. Несовершенство системы организации государственной власти, социальная поляризация российского общества и криминализация общественных отношений в сфере недвижимости, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма и беззакония в этих рыночных отношениях создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности, в том числе для владельцев недвижимого имущества. Эти угрозы имеют комплексный характер и нередко ослабляют безопасность собственников и предпринимателей. Девальвация имущественно-правовых ценностей, экономическая дезинтеграция способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях собственников, представляя собой угрозу устройству и социально-экономическому укладу России. Правовое обеспечение рынка недвижимости, его единое инновационно-правовое пространство размываются вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях. В связи с этим борьба с преступностью в сфере недвижимости имеет и имущественно-правовой характер, ибо сопровождается конфликтами на почве изменения форм имущественной деятельности, обострения борьбы за выживание собственников. Проблемы борьбы с преступностью в этой сфере всегда отличались особой остротой и актуальностью. Это обусловлено прежде всего традиционно высокой преступной активностью самих владельцев недвижимости. Очевидно, что с решением проблем борьбы с преступностью в сфере недвижимости во многом связаны сдерживание и сокращение преступности в целом и, что не менее важно, реализация ответственности общества перед новым поколением собственников. Неслучайно эти проблемы постоянно находились и находятся в центре внимания ученых и практиков. Им посвящены многочисленные исследования криминологов, правоведов, социологов, психологов. К ним обращались в своих работах видные представители отечественной криминологии: А. А. Герцензон, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, А. Б. Сахаров, Ю. М. Антонян, Н. И. Ветров, А. И. Долгова, К. Е. Игошев, К. К. Горяинов, Э. Б. Мельникова и многие другие исследователи. К настоящему времени усилиями ученых глубоко раскрыты причины и особенности экономической преступности, дана подробная криминологическая характеристика правонарушителей и их типология, показаны роль и значение социальной среды в формировании личности преступника. Происходящие в России радикальные изменения в экономической, политической, социальной, инновационно-правовой и духовной сферах жизни общества оказывают существенное влияние на состояние и структуру преступности <4>. Особенно чутко реагирует на инновационные изменения в социальной среде экономическая преступность, что подтверждено результатами многочисленных криминологических исследований. Меняются не только количественные, но и качественные ее показатели. Исследования фиксируют изменения в мотивации преступного поведения участников преступных групп, личностных взаимоотношениях их участников, характере их деятельности. -------------------------------- <4> См.: Прокошин В. А. Мир юридической инноватики - служащим: консенсусное и управленческое право. М., 2006. С. 267 - 280.

Как показывают специальные исследования, семь из десяти преступлений могут быть предотвращены при действенной их профилактике <5>. -------------------------------- <5> См.: Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 145 - 146.

Удовлетворение острой потребности практики в скорейшей разработке и внедрении действенных профилактических мер в современных условиях предполагает, во-первых, сохранение и развитие всего ценного, наработанного в прошлые годы, и, во-вторых, учет тех перемен, которые произошли и происходят в государстве и обществе в рыночных условиях. Угрозу безопасности России в имущественно-правовой сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, слабый рост числа собственников - "среднего класса" и рост безработицы. Угрозой правовому обеспечению рынка недвижимости является и кризис системы социальной защиты, а также рост потребления алкоголя и наркотических веществ, резкое сокращение продолжительности жизни в стране, подрыв трудовых ресурсов и т. п. В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф имущественного характера. Обеспечение безопасности и защита инновационных, имущественно-правовых интересов - в числе приоритетов политики государства. Основными направлениями обеспечения профилактики правонарушений как средства безопасности в сфере недвижимости являются: правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства о недвижимости; усиление государственного регулирования в сфере недвижимости; принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса и переходу к экономическому росту при снижении вероятности новых катастроф. Согласно Концепции национальной безопасности должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны. При этом важно проведение социально справедливой, экономически эффективной политики в области распределения доходов, включая поддержку сектора недвижимости. Необходим комплексный подход, основанный на принципах правовой аналитики недвижимости и решении новых, обусловленных глобализацией рынка, правовых, экономических и социальных проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов. Профилактику правонарушений нельзя вести без согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти и жесткой вертикали исполнительной власти. В этой связи приоритетное значение имеет формирование действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, собственности каждого человека независимо от имущественного и должностного положения, а также от обстоятельств объективного характера. Профилактические меры включают: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности, создание необходимой для этого инновационно-правовой базы и механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний. Решения и меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления в области профилактики правонарушений, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку правоохранительных органов и всего общества. Правовое стимулирование взаимосвязей государства с имущественно-правовой безопасностью основывается прежде всего на принципе гласности. Обновление содержания и структуры органов государства - открытая историческая полоса кардинальных изменений, составляющих системно-целостный динамичный процесс обеспечения имущественной безопасности. Гласность - не только открытость работы аппарата управления, государственных и муниципальных служащих, информирование граждан об их деятельности, как принято считать в государственно-правовой литературе, но и свобода выражения мнений и всей воли собственников по всем вопросам государственной и общественной жизни. Вместе с тем расширительное толкование гласности, прозрачности в сфере недвижимости показывает, что в спорах, основанных на односторонности понимания этого принципа, порой не хватает политической культуры, умения вести демократическую полемику, по-научному анализировать правовые процессы. О чем бы ни писали ученые - то ли о гласности, открытости, то ли об исчезновении зон, свободных от критики, - эти явления глубоко диалектичны и демократичны. В рыночном организме возникла новая атмосфера открытости, свободы действий, объективного, непредвзятого исследования, критики и самокритики. Гласность, открытость и прозрачность - непременное условие государственно-правового регулирования имущественных отношений, без которого нет и имущественно-правовой безопасности. Но гласность - не только категория всеобщая, но и вневедомственная категория. Поэтому не должно быть монополии на гласность и в государственном регулировании безопасности всей сферы недвижимости. Разумеется, нельзя ослаблять власть центра, политическое и экономическое влияние высших руководящих органов федерации на всю эту систему. Одной из наиболее ответственных проблем такого влияния является обеспечение в имущественных отношениях взаимодоверия, взаимопонимания, гармоничного сочетания интересов центра и мест, целого и его составных частей. В этом состоит одно из требований и арбитражного процессуального права <6>. -------------------------------- <6> См.: Арбитражное процессуальное право: Практикум / Под ред. Д. А. Фурсова. М., 2005.

Расширение прав органов государства в имущественной сфере, основанное на принципах самоуправления, саморегуляции и самообеспечения, непременно требует создания гибкой системы, единого экономического и правового пространства, учитывающего новую ситуацию в сфере правового обеспечения рынка недвижимости, обусловленную укреплением позиций предпринимательского права <7>. -------------------------------- <7> См.: Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М., 2003. С. 30 - 39; Иванова Н. И. Национальные инновационные системы. М., 2002. С. 5 - 12.

Название документа