О предложении по распространению освобождения от НДС на недвижимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну и реализованное субъектам малого и среднего предпринимательства до 01.04.2011

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 мая 2012 г. N 03-07-14/51

В связи с обращением с предложением о распространении нормы, установленной п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на предпринимателей, которые полностью или частично произвели оплату налога на добавленную стоимость при реализации им до 1 апреля 2011 г. недвижимого имущества, составляющего государственную и муниципальную казну, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 апреля 2011 г. не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 г., подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в ранее действовавшем порядке, установленном абз. 2 п. 3 ст. 161 Кодекса, в соответствии с которым исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость должны налоговые агенты - покупатели имущества независимо от даты оплаты имущества. Данные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки. При этом для целей оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

На основании п. 6 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, разумность действия сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Учитывая изложенное, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении вышеуказанного недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает налог на добавленную стоимость. Поэтому налог на добавленную стоимость по реализованному до 1 апреля 2011 г. недвижимому имуществу исчисляется покупателем расчетным методом исходя из рыночной цены этого имущества, указанной в договоре, без увеличения ее на сумму налога.

Таким образом, нераспространение вышеуказанной нормы Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ на недвижимое имущество, составляющее государственную или муниципальную казну, которое было реализовано субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 г., не должно ухудшать их финансового положения.

Кроме того, принятие решения о невзимании налога на добавленную стоимость по имуществу казны, реализованному до 1 апреля 2011 г., приведет к необходимости представления налоговыми агентами в налоговые органы уточненных налоговых деклараций с уплатой пени, в том числе за налоговые периоды, в которых уплаченный налог принимался к вычету.

В связи с изложенным вышеуказанное предложение не поддерживается.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

16.05.2012