Между государственным заказчиком и организацией-подрядчиком заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ. В ходе исполнения контракта подрядчиком установлена необходимость выполнения дополнительных работ, не поименованных в контракте. В связи с этим между сторонами было достигнуто соглашение о проведении дополнительного объема работ, не превышающего десяти процентов цены контракта, однако в письменной форме данное соглашение оформлено не было. Заказчик отказался от оплаты дополнительных объемов работ

Правомерен ли отказ заказчика?

Ответ: Учитывая положения законодательства и арбитражную практику, в рассматриваемой ситуации отказ заказчика в оплате дополнительных объемов работ правомерен в связи с тем, что любая договоренность сторон должна подтверждаться в письменной форме в виде дополнительного соглашения к контракту.

Обоснование: Под государственным контрактом согласно положениям ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.

Частью 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ установлено, что государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Пункт 1 ст. 740 ГК РФ предусматривает, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Положениями п. п. 3 и 4 ст. 743 ГК РФ установлено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Если подрядчик заказчика не уведомил, он лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

При этом согласно положениям ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2 - 6.4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 Закона N 94-ФЗ.

Частью 6 ст. 9 Закона N 94-ФЗ определены исчерпывающий перечень случаев, в которых цена контракта может изменяться в ходе его исполнения, а также условия и порядок внесения соответствующих изменений.

Таким образом, из приведенных положений следует, что твердая цена государственного контракта может быть изменена в случаях, поименованных в ч. 6 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, однако данные работы должны быть согласованы сторонами государственного контракта, то есть должно быть заключено дополнительное соглашение.

К аналогичному выводу приходят и арбитражные суды.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.01.2012 N А27-4783/2011, установив, что подписанное сторонами дополнительное соглашение об увеличении объемов работ и цены контракта отсутствует, пришел к выводу о том, что арбитражные суды нижестоящих инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для оплаты дополнительных работ. Кроме того, судом установлено, что любая договоренность сторон должна быть подтверждена в письменной форме в виде дополнительного соглашения.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 N А05-2830/2010 (Определением ВАС РФ от 31.10.2011 N ВАС-11656/11 отказано в передаче дела в порядке надзора).

Таким образом, из анализа положений законодательства и арбитражной практики можно сделать вывод о том, что отсутствие заключенного дополнительного соглашения о выполнении дополнительных работ по государственному контракту не дает права организации-подрядчику требовать от государственного заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.03.2012