Вправе ли бюджетное учреждение - заказчик предусмотреть в контракте, заключаемом с организацией - победителем торгов, что в случае несвоевременного выполнения организацией обязательств по контракту оплата производится за вычетом неустойки, которая самостоятельно перечисляется бюджетным учреждением в доход соответствующего бюджета?

Ответ: Стороны вправе установить в контракте условие уплаты неустойки в случае просрочки исполнения обязательств со стороны организации-исполнителя путем удержания суммы неустойки из платежей, подлежащих уплате бюджетным учреждением - заказчиком. При этом оплата контракта может осуществляться путем выплаты исполнителю контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки, при условии перечисления в установленном порядке неустойки в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки в соответствии с условиями контракта.

Обоснование: В соответствии с ч. 10 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ.

На основании п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Как следует из п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 141 "О некоторых вопросах применения положений статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации", стороны договора вправе установить, что расчеты по договору, а также уплата неустойки и иных денежных сумм, являющихся мерами ответственности за нарушение договора, осуществляются посредством платежных требований без предварительного акцепта плательщика.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.10.2011 по делу N А56-2111/2011 отметил, что в силу положений ст. 421 ГК РФ о свободе договора стороны вправе установить в договоре условие уплаты неустойки (штрафа, пени) в случае просрочки исполнения обязательств со стороны поставщика путем удержания суммы неустойки из платежей, подлежащих оплате покупателем.

По мнению Минфина России, отраженному в Письме от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, в целях оплаты денежного обязательства государственного (муниципального) заказчика - получателя бюджетных средств по государственному (муниципальному) контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по указанному контракту своих обязательств условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ (исполнение обязательства третьим лицом), что исполнение обязательства исполнителя по государственному (муниципальному) контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на государственного (муниципального) заказчика. В указанном случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов). Оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

Таким образом, бюджетное учреждение - заказчик вправе предусмотреть в контракте, заключаемом с организацией - победителем торгов, что в случае несвоевременного выполнения организацией обязательств по контракту оплата производится за вычетом неустойки, которая перечисляется бюджетным учреждением в доход соответствующего бюджета.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

05.03.2012