О дополнительных гарантиях защиты прав работников и расширении прав кредиторов по взысканию задолженности по оплате труда и выплате выходных пособий в рамках дела о банкротстве должника-работодателя; об учете интересов муниципальных образований в ходе дел о банкротстве организаций

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 октября 2011 г. N Д06-4863

В соответствии с письмом Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу закрепления на законодательном уровне дополнительных гарантий защиты прав работников при банкротстве организаций и в рамках своей компетенции сообщает.

В настоящее время согласно ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) при несостоятельности (банкротстве) работодателя работники имеют право на удовлетворение требований по заработной плате и выплате выходных пособий во вторую очередь после расчетов с гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Таким образом, в части защиты прав трудящихся при банкротстве работодателя российское законодательство придерживается концепции предоставления привилегий требованиям работников в рамках дела о банкротстве.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики показывает, что меры, предусмотренные Законом о несостоятельности, не обеспечивают полноценную защиту интересов работников должника-работодателя, что, в свою очередь, является причиной возникновения социальных конфликтов.

В целях введения дополнительных гарантий для работников и расширения прав кредиторов по взысканию задолженности по оплате труда и выплате выходных пособий Минэкономразвития России разработало проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и иные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности защиты прав кредиторов первой и второй очереди" (далее - законопроект).

Указанным законопроектом предлагается наделить представителя работников правом обращаться в суд с заявлением о признании должника-работодателя банкротом при соблюдении следующих условий:

1) наличие вступивших в законную силу и неисполненных судебных актов о взыскании с должника невыплаченной задолженности по заработной плате;

2) размер задолженности составляет в совокупности не менее трехсот тысяч рублей к должнику - юридическому лицу, к должнику-гражданину - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Предлагаемые законопроектом меры позволят повысить гарантии защиты прав работников путем:

а) обеспечения своевременного обращения в суд с заявлением о банкротстве работодателя и, как следствие, повышения вероятности взыскания задолженности в полном объеме;

б) оперативного внеочередного погашения задолженности по заработной плате, подтвержденной судебным актом, в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления (ст. ст. 63, 81, 95 Закона о несостоятельности).

Дополнительно законопроектом определяется порядок подачи в арбитражный суд заявления представителя работников должника, а также перечень прилагаемых к такому заявлению документов.

Кроме того, законопроектом вносятся корректирующие и уточняющие изменения в Закон о несостоятельности, направленные на повышение эффективности механизмов защиты прав кредиторов по оплате труда и выплате выходных пособий в рамках дела о банкротстве должника-работодателя.

После завершения согласования с федеральными органами исполнительной власти и получения заключений Минюста России законопроект будет представлен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Относительно вопроса учета интересов муниципальных образований в ходе дела о банкротстве организаций считаем целесообразным отметить.

Пунктом 2 ст. 30 Закона о несостоятельности предусмотрено, что учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Кроме того, уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника относятся к числу лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (п. 1 ст. 35 Закона о несостоятельности).

Как участники арбитражного процесса по делу о банкротстве указанные органы имеют право обжаловать в судебном порядке действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов и комитета кредиторов, в том числе связанные с очередностью, составом и размером требований кредиторов (ст. 60 Закона о несостоятельности).

В случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, например при банкротстве градообразующей организации (п. 2 ст. 170), федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника являются лицами, участвующими в деле о банкротстве должника (п. 1 ст. 34).

Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать иные процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве для реализации предоставленных прав (п. 2 ст. 34 Закона о несостоятельности).

Директор Департамента

инновационного развития и

корпоративного управления

И. В.ОСКОЛКОВ

03.10.2011