Организация обратилась к сторонней организации для заключения договора на оказание рекламных услуг, целью которых является размещение сторонней организацией товарного знака, наименования организации и рекламного текста в виде рисунка краской на асфальте. Вправе ли организация учесть понесенные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, отнеся их к расходам на рекламу?

Ответ: Если организация обратилась к сторонней организации для оказания услуг, целью которых является нанесение на асфальт в местах массового скопления людей рисунков, изображающих товарный знак организации, наименование организации и рекламный текст, то расходы, понесенные на оказание данных услуг, могут быть учтены для целей исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов в размере, не превышающем 1 процента.

Обоснование: Исходя из норм ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Следовательно, факт получения прибыли организацией при осуществлении своей деятельности порождает для организации обязанность по уплате налога на прибыль организаций.

Основываясь на нормах абз. 1 п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Таким образом, при уплате сумм, являющихся расходами организации, данная организация имеет право уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму понесенных расходов.

Как установлено нормами абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Соответственно, расходы должны быть понесены организацией обоснованно, а также должны быть подтверждены соответствующими документами, подтверждающими факт наличия расходов. Также в соответствии с приведенной нормой следует, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Нормами пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Абзацем 3 п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.

Следовательно, расходы на наружную рекламу учитываются для целей налогообложения прибыли в полном объеме.

Ввиду норм абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Ввиду норм п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В своем Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) ФАС России толкует понятие "неопределенный круг лиц", как лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно п. 2 Наставлений по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 08.06.1999 N 410, наружная реклама - реклама, распространяемая на дорогах и улицах в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Частью 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Из приведенных норм очевидно, что реклама в виде рисунка на асфальте не относится к наружной рекламе.

ВАС РФ считает, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Данная позиция изложена в п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе". Данное решение суд принял, основываясь на нормах закона, утративших силу, в настоящее время указанная позиция применима по аналогии.

Следует отметить, что законодательство не устанавливает обязанность на получение организацией, осуществляющей нанесение указанных рисунков, разрешения на нанесение данных рисунков ввиду того, что указанная реклама не является наружной.

Исходя из позиции ВАС РФ считаем, что организация может принять решение учесть для целей налогообложения прибыли расходы, понесенные на оплату стоимости оказанных услуг по размещению рекламы на асфальте, однако следует учесть, что данная реклама не относится к наружной рекламе, ввиду чего организация может учесть расходы, понесенные на оплату данных услуг, в размере, не превышающем 1 процента от выручки организации, так как указанный способ рекламы прямо не указан в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

29.09.2011