Может ли организация норму расхода ГСМ установить меньше, чем в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ: Нормы расхода ГСМ предприятие устанавливает самостоятельно, так как в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ. Таким образом, организация может норму расхода ГСМ установить меньше, чем в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Обоснование: Расходы на содержание транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Нормирование этих расходов не предусмотрено.

Мнение Минфина России по этому вопросу противоположное. В своем Письме от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57 он рекомендует при определении обоснованности затрат на приобретение ГСМ для служебного транспорта учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р). В отношении автомобилей, для которых нормы расхода ГСМ не утверждены, необходимо руководствоваться технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (Письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6).

УФНС России по г. Москве в Письме от 13.10.2009 N 16-15/107268 высказывает аналогичную позицию.

Арбитражная практика на стороне налогоплательщика. В Постановлении Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 27.08.2010 N 15АП-8621/2010 указано, что НК РФ не содержит ограничений на принятие к учету для целей налогообложения расходов по ГСМ на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Налогоплательщик имеет право самостоятельно разрабатывать нормы для отнесения расходов по ГСМ по маркам автомобилей.

Таким образом, учитывая, что НК РФ не предусматривает нормирование расходов на ГСМ, организация вправе самостоятельно установить эти нормы. Споры с контролирующими органами возникают, когда нормы расходов, установленные организацией, превышают нормы, рекомендованные Минтрансом России, так как это уменьшает налогооблагаемую базу. Если расходы не превысят рекомендованные Минтрансом России нормы, то у контролирующих органов, возможно, не будет повода для предъявления претензий.

Е. В.Селедцова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

09.09.2011