Организация в феврале 2011 г. заказала в рекламном агентстве изготовление рекламных листовок в количестве 4000 шт. на общую сумму 26 600 руб. (в том числе НДС 4057,63 руб.) и рекламных каталогов в количестве 1000 шт. на общую сумму 354 000 руб. (в том числе НДС 54 000 руб.). В этом же месяце рекламная продукция бесплатно была распространена среди посетителей выставки. Каков порядок исчисления НДС в рассматриваемой ситуации?

Ответ: В ситуации, когда организацией в феврале 2011 г. были заказаны в рекламном агентстве рекламные листовки в количестве 4000 шт. на общую сумму 26 600 руб. (в том числе НДС - 4057,63 руб.) и рекламные каталоги в количестве 1000 шт. на общую сумму 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000 руб.), листовки и каталоги были распространены среди посетителей выставки, стоимость бесплатно розданных листовок в налоговую базу по НДС не включается, сумма "входного" НДС включается в стоимость листовок. При безвозмездной передаче каталогов возникает объект налогообложения по НДС, при этом "входной" налог можно принять к вычету.

Следует учесть, что арбитражная практика сводится к следующему: раздача товаров в рекламных целях не может быть квалифицирована как безвозмездная передача, соответственно, объекта налогообложения по НДС не возникает.

Обоснование: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения по НДС.

Следовательно, товары, безвозмездно переданные в рекламных целях, являются объектом налогообложения по НДС.

При этом в соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., не подлежит обложению НДС.

Определяется ли стоимость единицы товара (работы, услуги) с учетом или без учета НДС, НК РФ не разъясняет.

Минфин России в Письме от 27.04.2010 N 03-07-07/17 указал: в случае если расходы на приобретение (создание) единицы товара, передаваемого в рекламных целях, превышают 100 руб. с учетом налога на добавленную стоимость, то операции по передаче таких товаров признаются объектом налогообложения по этому налогу.

В рассматриваемой ситуации рекламная продукция (листовки и каталоги) была распространена среди посетителей выставки. При этом сумма затрат на приобретение одной листовки составила 6,65 руб. (26 600 руб. / 4000), на приобретение одного каталога - 354 руб. (354 000 руб. / 1000).

В данном случае расходы на изготовление одной листовки составили менее 100 руб., поэтому стоимость бесплатно распространенных листовок в налоговую базу по НДС не включается и НДС не облагается на основании пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ. Сумма налога, предъявленная при приобретении товаров, предназначенных для рекламной раздачи, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости товаров на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Расходы на изготовление одного каталога превысили 100 руб., поэтому стоимость распространенных среди посетителей выставки каталогов облагается НДС. Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, т. е. исходя из рыночной цены.

Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина России от 10.06.2010 N 03-07-07/36, от 14.04.2008 N 03-07-11/144.

Обращаем внимание, что суды не всегда усматривают в передаче рекламной продукции безвозмездность.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 04.09.2007, 06.09.2007 N КА-А40/8980-07 признал, что включение стоимости розданной в рекламных целях продукции в налоговую базу по НДС означало бы фактически повторное взыскание НДС со стоимости этих товаров, поскольку стоимость всех иных реализованных организацией товаров так или иначе включает в себя стоимость рекламных товаров.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2008 по делу N А56-27116/2007 довод ИФНС России об обязанности банка уплатить НДС со стоимости рекламной продукции (ежедневников, каталогов и многоцветных брошюр), распространенной на безвозмездной основе при проведении рекламных акций, признан необоснованным, поскольку действия банка по распространению данной продукции носили исключительно рекламный характер, а раздача товаров в рекламных целях не может быть квалифицирована как безвозмездная передача.

О. В.Егорова

ООО "ПРАВО-Конструкция"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

26.04.2011