Российская организация находится на УСН, получает услуги по продвижению сайтов от белорусской организации, которая не состоит на налоговом учете на территории РФ, также находится на упрощенной системе и не является налогоплательщиком НДС в Белоруссии. При перечислении российской организацией сумм за оказанные услуги белорусской организации обязана ли российская организация уплачивать НДС как налоговый агент?

Ответ: Российская организация, применяющая УСН, обязана исчислить и уплатить в бюджет сумму НДС в качестве налогового агента в случае приобретения ею услуг по продвижению сайтов от белорусской организации, которая не состоит на налоговом учете на территории РФ, также находится на упрощенной системе и не является налогоплательщиком НДС в Белоруссии.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, услуги по продвижению сайта, по нашему мнению, относятся к рекламным услугам.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол).

В силу ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 настоящего Протокола).

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом.

Для целей данного Протокола под рекламными услугами понимаются услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме (ст. 1 Протокола).

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола место реализации рекламных услуг определяется по месту нахождения покупателя услуг.

По нашему мнению, система налогообложения, которую применяет белорусская организация, в данном случае не имеет значения, поскольку данная организация не состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика на территории РФ.

Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ (п. 2 данной статьи).

Пунктом 4 ст. 174 НК РФ предусмотрено, что в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. Такие доходы подлежат обложению НДС по налоговой ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Таким образом, в банк организация должна представить два платежных поручения: одно - на перечисление денег иностранному контрагенту, а другое - на перечисление в бюджет суммы удержанного НДС.

Если организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы", то сумму НДС, уплаченную в бюджет, она вправе учесть в расходах по пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В. И.Суколенова

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

28.03.2011