Правомерно ли включение в устав федерального государственного унитарного предприятия положения, согласно которому вопрос о реорганизации в форме преобразования данного предприятия в государственное учреждение решается руководителем ФГУП по согласованию с собственником имущества предприятия?

Ответ: Включение в устав федерального государственного унитарного предприятия (далее - ФГУП) положения, согласно которому вопрос о реорганизации в форме преобразования данного предприятия в государственное учреждение решается руководителем ФГУП по согласованию с собственником имущества предприятия, является неправомерным.

Обоснование: Согласно абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 161-ФЗ учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

Пункт 2 данной статьи гласит, что устав унитарного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами Российской Федерации, а в отношении федеральных государственных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", государственными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В ст. 9 Закона N 161-ФЗ отсутствует указание на возможность включения в устав унитарного предприятия положения, согласно которому вопрос о реорганизации данного предприятия решается руководителем последнего.

Однако согласно п. 6 указанной статьи перечень положений устава унитарного предприятия, перечисленный в данной статье, не является исчерпывающим.

Данный пункт гласит, что устав унитарного предприятия может также содержать не противоречащие Закону N 161-ФЗ и иным федеральным законам положения.

На основании абз. 1 п. 1 ст. 21 Закона N 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

В силу абз. 2 указанного пункта руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 21 Закона N 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

На основании пп. 5 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия.

В соответствии со ст. 34 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

Исходя из императивного характера положений пп. 5 п. 1 ст. 20 и ст. 34 Закона N 161-ФЗ следует заключить, что включение в устав ФГУП положения, согласно которому вопрос о реорганизации данного предприятия решается руководителем последнего по согласованию с собственником имущества ФГУП, противоречит Закону N 161-ФЗ.

А. П.Чопяк

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.12.2010