Правомерно ли освобождение от обложения НДС услуг, оказываемых медицинским учреждением по консультированию населения по вопросам санитарного законодательства на территории РФ?

Ответ: Консультирование медицинским учреждением населения по вопросам санитарного законодательства относится к услугам, указанным в п. 5 Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 (далее - Перечень N 132), и, соответственно, освобождение от обложения НДС указанных услуг является правомерным.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Как следует из пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

Данным пунктом также установлено, что в целях гл. 21 НК РФ, регулирующей обложение НДС, к медицинским услугам относятся, в частности, услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Перечня N 132 к указанным услугам относятся услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

Законодательство не дает точного определения санитарного просвещения.

Однако исходя из смысла слова "просвещение" можно сделать вывод, что санитарное просвещение - предоставление населению сведений относительно поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия последнего.

Поскольку вопросы, связанные с поддержанием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством, можно сделать вывод, что консультирование населения по вопросам санитарного законодательства относится к санитарному просвещению.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, проведение консультаций по вопросам радиационной безопасности и санитарного законодательства (код 081609) относится к услугам, оказываемым санитарно-профилактическими подразделениями (код 081600). Последние, в свою очередь, являются медицинскими услугами (код 081000).

Исходя из всего изложенного ранее можно сделать вывод, что консультирование населения по вопросам санитарного законодательства является медицинской, а не санитарно-эпидемиологической услугой.

В силу примечания к п. 1 Положения о сотрудничестве санитарно-эпидемиологических служб железнодорожных администраций государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в международных пассажирских поездах, введенного в действие Указанием МПС России от 20.04.1999 N Л-543у, под наименованием "санитарное законодательство" понимаются все законы, постановления правительства, санитарные правила и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Следовательно, консультирование населения по вопросам санитарного законодательства относится к услугам, указанным в п. 5 Перечня N 132, и, соответственно, освобождение от обложения НДС указанных услуг является правомерным.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.09.2010