Может ли физическое лицо - плательщик страховых взносов в государственные внебюджетные фонды перечислять страховые взносы наличными денежными средствами через отделения федеральной почтовой связи? Вправе ли отделения федеральной почтовой связи взимать с физического лица плату за такие операции?

Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) к плательщикам страховых взносов отнесены, в частности, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).

Уплата страховых взносов производится в валюте Российской Федерации (ч. 7 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).

Частью 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ установлено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов:

1) со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации);

4) со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с Законом N 212-ФЗ решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.

Таким образом, п. 3 ч. 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что физическое лицо - плательщик страховых взносов может вносить в организацию федеральной почтовой связи наличные денежные средства для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Следует обратить внимание, что ч. 3 ст. 24 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Таким образом, Законом N 212-ФЗ определено, что плата за перечисление страховых взносов банками не взимается.

Вместе с этим положений о том, что плата за перечисление страховых взносов не должна взиматься и организациями федеральной почтовой связи, в Законе N 212-ФЗ не содержится.

Стоит отметить, что п. 4 ст. 58 Налогового кодекса РФ установлено, что при отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги, в частности, через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае организация федеральной почтовой связи обязана принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается.

Таким образом, законодательством РФ о налогах и сборах установлено, что плата за уплату физическими лицами налогов через организацию федеральной почтовой связи (при отсутствии банка) не должна взиматься. Также стоит отметить, что Минфин России в своем Письме от 26.12.2007 N 03-02-07/1-510 высказывал позицию о том, что организации федеральной почтовой связи вправе принимать наличные денежные средства, вносимые налогоплательщиками - физическими лицами (их представителями) для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации и при наличии банков в населенных пунктах по месту нахождения организаций федеральной почтовой связи.

Вместе с этим законодательство РФ не предусматривает, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, должны регулироваться законодательством о налогах и сборах. В связи с этим положения п. 4 ст. 58 НК РФ в рассматриваемом случае (по вопросу взимания платы) применяться не могут.

Учитывая изложенное, можно полагать, что отделения федеральной почтовой связи вправе взимать плату с физических лиц - плательщиков страховых взносов за перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды наличными денежными средствами. Согласно ст. 29 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.

Одновременно с этим стоит отметить, что законодательство РФ не содержит прямого указания на то, что отделения федеральной почтовой связи обязаны взимать плату с физических лиц - плательщиков страховых взносов за перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды наличными денежными средствами. В обязанностях плательщиков страховых взносов, определенных в ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, также не предусмотрено, что плательщики обязаны оплачивать услуги за перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В связи с этим полагаем, что по данному вопросу между плательщиками страховых взносов и отделениями федеральной почтовой связи возможно возникновение споров.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

11.08.2010