4.3.4. ПЕРЕХОД ОТ СТАТИЧЕСКОЙ К ДИНАМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕСЯТИЧНОЙ СИСТЕМЫ - ИГРА С ЗАМЕНОЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: поднос, на котором лежат по 45 единиц, десятков, сотен и 9 тысяч Золотого материала
из бусин. Большой комплект карт от 1 до 1000. Еще один поднос.
Цель: улучшить понимание структуры десятичной системы. Научиться с большей ловкостью де-
лать замены.
Возраст: около пяти лет.
Как работать с материалом. Ребенок приносит на свое место Золотой материал из бусин и пустой
поднос. Большой комплект карт раскладывается на ковре. Учитель предлагает ребенку положить в
беспорядке на пустой поднос большое множество бусин, сначала одного, а затем и нескольких разря-
дов. Поднос с остальными бусинами отодвигают в сторону. Статическая часть освоения десятичной
системы состоит в запоминании чисел по порядку, в представлении множеств разными способами и
соответственно каждому множеству числа. Динамическая часть включает операции с Золотым материа-
лом из бусин: сложение и вычитание, умножение и деление. Ребенок должен запомнить, сколько бусин
лежит на подносе. Если имеются множества различных разрядов, то прежде всего нужно разложить
бусины по разрядам. Справа налево располагают сначала единицы, потом десятки, потом сотки и
тысячи. Теперь учитель предлагает ребенку пересчитать единицы каждого отдельного разряда. При
этом каждые 10 единиц одного разряда заменяют на 1 единицу более высокого разряда. Безразлично, с
какого разряда ребенок начинает подсчет и замену. Чаще всего он сам догадывается, что выгоднее
начать с низшего разряда. Замена заканчивается, когда ни в одном разряде нет более 9 единиц. Учитель
предлагает ребенку еще раз проверить все разряды. Теперь ребенок подбирает для каждого разряда
соответствующее число. Затем кладет карты, частично закрывая одну другой, так чтобы получилось
число, записанное обычным образом. Ребенок читает это число и кладет его справа от множества бусин.
Перед тем, как начать работу с новым множеством, бусины и карты возвращают на свои места.
Контроль над ошибками: в конце упражнения ни один разряд не должен содержать более 9 еди-
ниц. Учитель следит за правильностью замен множеств и подбора чисел.
Материал: поднос, на котором лежат по 45 единиц, десятков, сотен и 9 тысяч Золотого материала
из бусин. Большой комплект карт от 1 до 1000. Еще один поднос.
Цель: улучшить понимание структуры десятичной системы. Научиться с большей ловкостью де-
лать замены.
Возраст: около пяти лет.
Как работать с материалом. Ребенок приносит на свое место Золотой материал из бусин и пустой
поднос. Большой комплект карт раскладывается на ковре. Учитель предлагает ребенку положить в
беспорядке на пустой поднос большое множество бусин, сначала одного, а затем и нескольких разря-
дов. Поднос с остальными бусинами отодвигают в сторону. Статическая часть освоения десятичной
системы состоит в запоминании чисел по порядку, в представлении множеств разными способами и
соответственно каждому множеству числа. Динамическая часть включает операции с Золотым материа-
лом из бусин: сложение и вычитание, умножение и деление. Ребенок должен запомнить, сколько бусин
лежит на подносе. Если имеются множества различных разрядов, то прежде всего нужно разложить
бусины по разрядам. Справа налево располагают сначала единицы, потом десятки, потом сотки и
тысячи. Теперь учитель предлагает ребенку пересчитать единицы каждого отдельного разряда. При
этом каждые 10 единиц одного разряда заменяют на 1 единицу более высокого разряда. Безразлично, с
какого разряда ребенок начинает подсчет и замену. Чаще всего он сам догадывается, что выгоднее
начать с низшего разряда. Замена заканчивается, когда ни в одном разряде нет более 9 единиц. Учитель
предлагает ребенку еще раз проверить все разряды. Теперь ребенок подбирает для каждого разряда
соответствующее число. Затем кладет карты, частично закрывая одну другой, так чтобы получилось
число, записанное обычным образом. Ребенок читает это число и кладет его справа от множества бусин.
Перед тем, как начать работу с новым множеством, бусины и карты возвращают на свои места.
Контроль над ошибками: в конце упражнения ни один разряд не должен содержать более 9 еди-
ниц. Учитель следит за правильностью замен множеств и подбора чисел.