3.4. Аспекты адаптации МСФО к российским условиям

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 

Понятие и необходимость перехода на IAS

Для перехода к предоставлению финансовой информации по стандартам

IAS необходимо осуществить пять четких этапов.

Необходимо прежде всего определить требования, выдвигаемые пользователями

финансовой информации, так как это явится той целью, которая

будет определять метод внедрения.

Необходимо также определить преимущества перехода на IAS, включая

такие параметры, как:

-способность предоставлять более полную и точную информацию

руководству в различных областях (калькуляция себестоимости, рентабельность

продукции, рентабельность компании и стабильность ее состояния);

-снижение расхождения в сроках предоставления отчетности и информации

для корпоративного планирования.

Высшее руководство компании должно принять решение о необходимости

перехода на 1AS. В состав руководства должны входить генеральный

директор и главы основных департаментов: финансового и бухгалтерского

учета, планирования, материально-технического снабжения и

сбыта. Особое значение имеет получение в нисходящем порядке согласия

на переход к стандартам IAS, в противном случае проект может быть

обречен на провал.

Необходимо назначить стратегическую команду, которая должна состоять

из финансового директора, главного бухгалтера и директора по

планированию наряду с двумя или тремя ведущими бухгалтерами. Необходимо

собрать такую информацию, касающуюся компании, как информация

о системе отчетности компании, действующей в настоящее время,

требованиях по пакету отчетности в системе IAS, ресурсы, которые компания

может выделить для перехода на IAS, и наличие средств для осуществления

перехода на IAS.

Доступные различные варианты для перехода на IAS должны быть

подробно разработаны, например метод двойного ведения учета с параллельным

ведением учета одновременно в двух системах (российской и

IAS). Каждый вариант должен быть критически проанализирован стратегической

командой в отношении приемлемости этого варианта и почему

он приемлем или не приемлем для перехода на IAS.

Критически проанализированные варианты затем должны обсуждаться

советом директоров, который утвердит отобранные варианты, с одним

из которых компания будет продолжать работать.

Стратегический подход

Существует два основных метода составления отчетности на основе

IAS.

Метод корректировки предшествующих отчетных периодов

Этот метод обычно используется привлеченными со стороны бухгалтерами-

профессионалами, и его обычно относят к трансформации. Компания

предоставляет информацию в соответствии с требованиями российского

законодательства, и затем эти специалисты окажут содействие

персоналу компании в осуществлении перевода информации в формат

IAS. Различные корректировки будут сделаны в предусмотренной российским

законодательством финансовой отчетности таким образом, чтобы

трансформированные данные соответствовали стандартам IAS.

Имеется несколько подробных вариантов, которые могут быть рассмотрены

при использовании метода корректировки предшествующих

отчетных периодов:

Таблица 57

Базовая трансформация

Полная трансформация

Полная трансформация в

IAS, включая корректировки

с учетом гиперинфляции

Полная трансформация в

иностранной валюте

Это метод высокого уровня, который просто переводит

имеющуюся предусмотренную законодательством информацию

в формат IAS. Финансовая информация представлена

в местной валюте

При этом методе учитывают изменения, осуществляемые

при базовой трансформации, и осуществляют корректировки

определенных счетов, используя первичные

документы. Эти корректировки обсуждают в главах,

посвященных балансовому отчету и отчету о прибылях и

убытках. Метод предоставляет информацию в соответствии

с IAS без корректировок финансовой отчетности в

условиях гиперинфляции (IAS 29). Финансовая информация

представлена в местной валюте

Этот вариант предусматривает полный трансформационный

процесс и предоставляет финансовую информацию

в соответствии с IAS в местной валюте с необходимыми

корректировками финансовой информации для

финансовой отчетности в условиях гиперинфляции

Финансовая информация в соответствии с IAS в местной

валюте конвертируется в иностранную валюту, для того

чтобы иметь возможность консолидации с иностранной

материнской компанией

Метод параллельного ведения учета

При применении этого метода компания будет отражать каждую операцию

на момент ее совершения достаточно подробно таким образом,

чтобы учетная система могла предоставлять информацию как в формате,

предусмотренном российским законодательством, так и в формате IAS.

Этот метод обычно называется методом двойного ведения бухгалтерского

учета (учета одновременно в двух системах).

Метод параллельного ведения учета может быть внедрен на двух

уровнях:

На первом процесс будет внедрен в одной из учетных областей, например

основные средства, инвестиции, учет затрат, дебиторская задолженность

покупателей и кредиторская задолженность поставщикам. Этот

метод наилучшим образом подходит для учетной системы, ведущей учет

в основном вручную, и предлагает компании вариант для перехода к предоставлению

информации по IAS поэтапно. Новые зоны учета добавляют

только после того, как текущие зоны введены и начали функционировать

должным образом. Для предоставления всей необходимой информации

по IAS учетные зоны, не охваченные методом двойного учета, необходимо

будет трансформировать, используя метод корректировки предшествующих

отчетных периодов.

Очевидно, для компаний, уже имеющих сложные компьютеризованные

учетные системы, предоставляющих точную финансовую информацию,

предусмотренную законодательством, более смелым подходом будет

выбор наиболее полного метода отражения, т. е. применение метода

двойного учета, что даст компании возможность предоставлять полную

финансовую информацию, предусмотренную как российским законодательством,

так и IAS.

Организация и этапы перехода на IAS

Прежде чем будет принято решение о методе перехода к предоставлению

финансовой информации в соответствии с IAS, необходимо проработать

следующие вопросы:

1. Даст ли преимущества составление финансовой информации согласно

IAS?

2. Кто будет конечным пользователем финансовой информации, составленной

в соответствии с IAS?

3. Какова цель составления финансовой информации в соответствии с

IAS?

4. Насколько подробной должна быть информация, составленная в

соответствии с IAS?

5. Будет ли необходимо проводить аудиторскую проверку информации,

составленной в соответствии с IAS?

6. Когда должно быть принято решение о выборе стратегического

подхода?

7. Какие имеются ресурсы персонала, внешних консультантов, финансовой

и информационной технологической поддержки?

8. Какую и какой степени точности информацию может создавать

действующая в настоящее время система?

Ответ на эти вопросы, поможет определить, является ли необходимой

информация, составленная в соответствии с IAS, и какой из методов является

наиболее подходящим для получения такой информации.

Общая стратегия метода корректировки предшествующих отчет»

ных периодов

Применение метода корректировки предыдущих отчетных периодов

легче организовать и контролировать, чем метод параллельного ведения

учета, потому что от компании и персонала требуются более ограниченные

вводные данные. Для осуществления трансформации по этому методу,

как правило, будут привлечены консультанты из профессиональных

фирм, так как:

- пользователи финансовой отчетности, составленной в соответствии

с IAS, будут, как правило, требовать заключения независимых аудиторов;

-внешним консультантам требуется меньше времени, потому что у

них имеется предыдущий опыт работы с IAS и проведения трансформации,

а круг вопросов четко определен;

- трансформация - это разовая операция.

Общая стратегия метода параллельного ведения учета

Внедрение метода параллельного ведения учета потребует привлечения

большего количества персонала, консультантов и других ресурсов.

Необходимо применять поэтапный метод, для того чтобы группы могли

успешно осуществить приведение счетов в порядок. Поэтапный метод

означает, что весь процесс разбит на управляемые этапы, каждый из которых

имеет развивающуюся, но легко определяемую цель. Координатор

только следит за тем, чтобы все усилия были одновременно направлены

на выполнение одной цели. До тех пор пока цель не достигнута, к работе,

направленной на достижение следующей цели, не приступают и ресурсы

для ее осуществления не выделяют.

Выбор предпочтительного варианта и его внедрение

При выборе приемлемого варианта необходимо учитывать затраты и

преимуществу каждого их них, а затем стратегическая команда должна

выбрать один из приемлемых предпочтительных вариантов для перехода

на IAS:

1. План внедрения выбранного варианта будет представлен стратегической

командой, которая подробно изложит требования по необходимым

ресурсам для выбранного варианта, таким, как компьютерное оборудование

и программное обеспечение, внутренний и вновь набранный

персонал и консультанты. На этом этапе не следует что-либо предпринимать

в отношении закупок товаров или услуг.

2. План внедрения для выбранного предпочтительного варианта необходимо

представить на утверждение совету директоров.

3. Совет директоров затем создаст внедренческую команду и назначит

руководителей, ответственных за выполнение работы в определенных

областях, например контролера, осуществляющего общий контроль, и

подотчетного совету директоров, контактное лицо для связи с внешними

консультантами, специалистов по информационным технологиям, для

того чтобы работать по закупкам и производству аппаратных средств и

программного обеспечения. Все руководители, наделенные обязанностями,

будут также нуждаться в полномочиях, необходимых для выполнения

этих обязанностей. Обязанности и полномочия неразделимы, и одно

без другого приведет к неэффективному управлению проектом.

Таблица 58

Сравнение двух методов

Метод корректировки предшествующих

периодов (трансформационный метод)

Предоставляет один комплект финансовой

информации, составленной в соответствии

с IAS, в конце учетного периода, когда

существуют четкая потребность в ее составлении

Не требуется никакого значительного изменения

в организации компании

Может быть осуществлен внешними консультантами

при содействии персонала

компании

Может быть выполнен для удовлетворения

конкретных требований компании, так как

конечный пользователь уже определен

Стоимость трансформации может быть

определена заранее. Метод считается наиболее

дешевым

Внедрение может быть выполнено быстро и

незамедлительно

Метод параллельного ведения учета

(метод ведения двойного бухгалтерского

учета)

Предоставляет IAS финансовую

информацию на каждую дату и на

постоянной основе

Влечет за собой значительные изменения

в организационной структуре многих

отделов, помимо бухгалтерии

Может быть выполнен только персоналом

компании после соответствующего

обучения

Предоставляет управленческую информацию

на постоянной основе, а также

может предоставлять финансовую информацию,

составленную в соответствии

cIAS

Объем дополнительной постоянной

рабочей нагрузки на персонал компании,

стоимость услуг внешних консультантов,

необходимых для помощи в выполнении

проекта, и стоимость дополнительного

информационно-технологического

оборудования делают метод

ведения двойного учета более дорогостоящим

и более обременительным для

бюджета

Внедрение может потребовать много

времени, и процесс будет затруднительным

Окончание табл. 58

Метод корректировки предшествующих

периодов (трансформационный метод)

Финансовая информация, составленная в

соответствии с IAS, предоставляется после

представления предусмотренной законодательством

отчетности

В силу своего характера трансформация

предоставляет менее точную финансовую

информацию, составленную в соответствии

cIAS

Метод параллельного ведения учета

(метод ведения двойного бухгалтерского

учета)

Финансовая информация, как составленная

в соответствии с IAS, так и установленная

российским законодательством,

предоставляется в то же самое время и с

минимальным разрывом во времени по

окончании учетного периода

Составление детальной финансовой

информации в соответствии с IAS даст

возможность точно применять коэффициент

распределения накладных расходов

для производственного учета

Стороны, участвующие в процессе внедрения

При применении любой из обсуждаемых стратегий важно, чтобы руководство

и персонал компании, участвующий в процессе перевода финансовой

информации на IAS, чувствовали необходимость этого и принимали

активное участие в процессе. Без полного сотрудничества и отдачи

со стороны руководства и персонала компании никакое количество

внешних профессионалов не сможет обеспечить успех в предоставлении

финансовой информации, кроме как для базовой трансформации, описанной

выше.

При полном взаимопонимании и сотрудничестве руководства компании

и персонала могут быть привлечены со стороны следующие специалисты

для оказания содействия в процессе внедрения:

- одна из крупнейших международных бухгалтерских фирм;

- российские дипломированные аудиторы;

- консультанты по информационным технологиям;

- крупные международные бухгалтерские фирмы будут, как правило,

предоставлять комплексные услуги, так как в число их специалистов будут

входить специалисты по IAS, российские дипломированные аудиторы и

специалисты из отдела консультантов по информационным технологиям.

Комплексный подход

Для того чтобы проект с примененим метода, учитывающего текущий

и будущий периоды, прошел успешно, будет необходимо включить специалистов

из нескольких отделений компании, а также внешних консультантов.

Координационный комитет будет состоять из высшего руководства

компании и координатора проекта. Ежедневная работа на проекте будет

выполнена командой проекта, первоочередной обязанностью которой

будет завершение перехода на IAS и которая будет состоять из менеджера

по проекту, главного бухгалтера, финансового директора, менеджеров

компании по различным направлениям и финансовых консультантов.

Менеджеры и директора различных департаментов и персонал компании

будут оказывать содействие команде, работающей с проектом.

Такой подбор персонала будет являться гарантией того, что на проекте

будут работать специалисты различного профиля и помимо завершения

проекта команда, работающая на проекте, обеспечит обмен опытом и

знаниями между различными отделами компании.

Измеримые цели

Цели должны быть измеримыми, для того чтобы обобщить ожидаемые

преимущества, полученные в результате сделанных вложений, и

для того чтобы контролировать выполнение поставленной цели. Необходимо:

- четко определить конечную цель;

-обеспечить постоянную и эффективную связь между компанией и

внешними консультантами;

- измерить успех внедрения.

В качестве примерных целей можно привести следующие:

- составление финансового отчета в формате IAS ежемесячно;

- наличие данных еженедельного учета по статьям основного балансового

отчета и отчета о прибылях и убытках;

-необходимость ежедневной подготовки данных финансовой отчетности

для банков;

-сокращение разрыва в сроках предоставления отчетности до двух

дней;

- обеспечение возможности подготовки прогнозов по балансовым отчетам

и отчетам о прибылях и убытках на год вперед с внесением возможных

изменений. Эти прогнозы затем можно будет сравнивать с фактическими

цифрами.

Совет директоров к этому времени должен утвердить план к внедрению,

а команда, занимающаяся внедрением, - получить задание на выполнение

плана. План должен быть выполнен с соблюдением всех деталей:

- при возникновении проблем с выполнением первоначального плана

руководители могут вносить изменения, направленные на достижение

конечной цели;

- координатор проекта будет контролировать ход внедрения, будет

являться посредником в спорах между различными группами команды

внедрения и обеспечивать равномерность выполнения работы. Будет

регулярно представлять отчет о ходе выполнения работы совету директоров.

Стратегия обучения методу параллельного учета

Цели обучения и участники

Обучение персонала является одной из наиболее важных составляющих

этапа внедрения проекта. Эффективность внедренных процедур и

систем зависит от того, насколько хорошо персонал компании знаком с

IAS, функциями системы и требованиями, предъявляемыми к отчетности.

В ходе обучения на этапе внедрения проекта необходимо отразить

следующие темы:

- план счетов, принципы и методы учета;

-новые принципы построения аналитического учета, связанные с

расширенным планом счетов;

- общая организация системы, базовые функции и цели;

- принципы IAS;

- ввод данных и редактирование;

- администрирование системы, защищенность системы, контроль доступа

к данным, обслуживание системы;

-там, где это необходимо, - обучение базовым знаниям работы на

компьютере;

- возможные формы отчетов.

Обучение необходимо предусмотреть для следующей группы лиц:

- руководство компании, которое будет использовать новую систему

для управленческого планирования и принятия решений;

- уполномоченные бухгалтера, которые будут контролировать применение

системы, ее соответствие требованиям IAS и российскому законодательству.

Эти лица должны уметь при необходимости вносить изменения

в систему для приспособления ее к конкретным целям, для контроля

и изменения бухгалтерских проводок;

- сотрудники, которые будут вносить данные из первичных документов

в новую систему;

- администраторы систем, которые будут отвечать за работу технической

системы.

Организация обучения и график

План обучения должен быть разработан и одобрен на этапе внедрения

проекта. Руководство, пользователи и персонал которых необходимо

обучить, также будут определены на этом этапе. Необходимо разработать

следующие вопросы:

- список лиц, намеченных к обучению, их опыт, уровень подготовки и

потребность в обучении;

- график обучения, определяющий:

а) курсы, которые необходимо провести, сроки, время и место обучения

и преподавателей, назначенных на каждый курс;

б) план обучения, который предусматривает подготовку обучающего

материала, установку обучающих приспособлений, проведение обучения

и инструкторов.

Этапы и последовательность обучения можно представить таким образом

(табл. 59).

Таблица 59

Организация и последовательность обучения персонала

Общая организация

системы, базовые

функции и цели

План счетов, учетные

принципы и

методы

Введение в принципы

учета в соответствии

с IAS

Средства отчетности

Новые принципы

построения аналитического

учета,

связанные с расширенным

планом

счетов

Кодирование данных,

ввод и редактирование

Обучение работе на

компьютере

Защищенность системы

и обслуживание

Руководство

компании

*

*

*

*

Менеджеры

отдела учета

*

*

*

»

*

*

Операторы

*

*

*

*

*

Администраторы

системы

*

*

*

Для ведущих бухгалтеров и всех других сотрудников бухгалтерии необходимо

составить подробное руководство по ведению учетных операций.

Менеджеры компании и прочий персонал должны получить учебник,

где доступно изложен вводный курс по IAS. Ведущим бухгалтерам

необходимо предоставить более сложную книгу по IAS.

Необходимое для целей обучения оборудование и программное обеспечение

должно быть установлено и отконфигурировано, обучающие

базы данных установлены и проверены. Обучающая организация должна

иметь необходимое количество подразделений, осуществляющих планирование,

разработку, поставку, обслуживание и достаточное количество

опытного персонала. Важность и относительную первоочередность обучения внутри компании определяет руководство. По завершении обучения

необходимо провести тестирование, для того чтобы убедиться, что

цели обучения достигнуты.

Примерный план внедрения метода корректировки

и предшествующих отчетных периодов

В компании, где работает приблизительно сто пятьдесят сотрудников,

для трансформации российской отчетности за два отчетных года потребуется

следующий план внедрения.

Планирование

Осуществляется двумя привлеченными со стороны консультантами

примерно в течение двух недель. К его осуществлению будут привлекаться

консультанты, выполняющие тщательный анализ учетных процедур компании

и готовящие отчет с описанием того, как работает система, включая

поток документов, основной персонал и время обработки данных.

Сбор и обработка подробных данных

Персонал компании будет привлечен к работе наряду с привлеченными

со стороны консультантами. Они предоставят подробный анализ различных

счетов за несколько лет. Для этого этапа, который будет продолжаться

приблизительно семь недель, потребуется примерно три или семь

сотрудников, в основном из бухгалтерии.

Окончательная оценка и составление отчета

Обычно эта работа выполняется привлеченными со стороны консультантами

при содействии более опытных ведущих бухгалтеров. Отчет,

составленный консультантами, будет финансовым отчетом компании в

соответствии с IAS. Один отчет будет составляться за каждый отчетный

период и будет содержать аудиторское заключение, констатирующее,

была ли финансовая отчетность составлена в соответствии с IAS, и свободна

ли она от существенных искажений. Этот этап должен занимать не

более трех недель.

Переход на IAS на основе метода ведения параллельного учета

примерный план внедрения

План внедрения будет охватывать широкий диапазон действий, которые

необходимо предпринять, и, как правило, будет содержать следующее:

- окончательное решение о выборе метода перехода на IAS и подробную

информацию о соответствующей стоимости. Стоимость определяется исходя из необходимости приобретения дополнительного оборудования

и других связанных с этим дополнительных затрат;

- окончательное определение требований, предъявленных к компьютерным

системам;

- приобретение программного обеспечения;

- приведение программного обеспечения в соответствие с потребностями

компании;

- подготовку инструкций по использованию системы;

- подготовку описания внутреннего документооборота по бухгалтерскому

учету;

- подготовку системы ввода данных;

- анализ совместимости новой и существующих систем;

- подготовку руководства по переходу к новой системе и проведение

проверки перехода к новой системе;

- обучение персонала, привлеченного к работе с компьютерной системой;

- установку компьютеров и инсталлирование программного обеспечения;

-контрольную проверку системы с фактическими или условными

данными;

- корректировку системы на основании результатов ее проверки;

- получение официального одобрения на внедрение новой системы в

эксплуатацию.

Компьютеризация

Компьютеризация несет в себе преимущества над ручной системой,

такие, как высвобождение персонала, более высокую точность, более

точное соблюдение сроков предоставления отчетности. Кроме того,

практически не существует возможности перехода к системе двойного

учета без использования компьютеризованной системы.

Существует следующее программное обеспечение, удовлетворяющее

требованиям метода двойного учета:

Таблица 60

Наименование

Scala

Дистрибьютор

Scala

Тел-(095) 138 2596

Уровень цен на

программное

обеспечение

Срелний

Комментарии

Несколько лет работы

в России

Значительная клиентская

база

Активно используется

совместными предприятиями

Окончание табл. 60

Sun Systems

Platinum

SAP

ACCPAC

RBS

Тел: (095) 922 9292

Platinum Inc.

Тел: (095) 336 1530

SAP CIS

Тел: (095) 275 0454

Computer Associates

Тел: (095) 956 6895

Средний

Средний

Высокий

Низкий

Несколько лет работы

в России

Значительная клиентская

база

Активно используется

совместными предприятиями

Несколько лет работы

в России

Значительная клиентская

база

Активно используется

совместными предприятиями

Пакет вариантов для

крупных транснациональных

компаний

Внедрение сложное и

дорогостоящее

Некоторые российские

клиенты

Распространяется исключительно

компанией

«Волгодонск-

Электронике»

Стоимость внедрения

Существует четыре основные категории затрат, которые необходимо

предусмотреть при составлении бюджета по внедрению системы двойного

учета при переходе к IAS. В табл. 61 приведены данные о стоимости

внедрения системы двойного учета по методу, затрагивающему текущий

и будущие отчетные периоды для производства с персоналом приблизительно

в 150 человек:

Таблица 61

Категория затрат

Компьютерное оборудование

Программное обеспечение

Оплата услуг финансовых

консультантов

Оплата услуг технических

консультантов

Итого

Минимальная стоимость

(доллары США)

15,000

25,000

60,000

20,000

120,000

Максимальная стоимость

(доллары США)

20,000

55,000

100,000

30,000

205,000

Точная стоимость каждой категории будет зависеть от количества параметров,

влияющих на стоимость. Для четырех категорий, выделенных

выше, основными параметрами стоимости будут:

Таблица 62

Категория затрат

Компьютерное оборудование

Программное обеспечение

Оплата услуг финансовых консультантов

Оплата услуг технических консультантов

Основные параметры, определяющие стоимости

Тип сервера и количество рабочих станций

Количество закупленных программных модулей,

количество пользователей и отдельных компаний,

которые смогут пользоваться программным обеспечением

Количество затраченного времени и устанавливаемые

почасовые ставки за профессиональные услуги

Количество затраченного времени и взимаемые

почасовые ставки за профессиональные услуги

График внедрения метода параллельного ведения учета

Графики могут использовать команды, занимающиеся внедрением,

для того чтобы определить временные рамки для основных задач.

Примерный график внедрения

Проект перехода на IAS на основе метода параллельного ведения учета

Основные задачи

- Определить организационное построение проекта и цели

- Понять требования пользователя финансовой отчетности

- Разработать приемлемые варианты и поставить задачу

- Привлечь для работы финансовых и технических консультантов

- Провести оценку организации и протестировать вариант

- Выполнить конкретный анализ и выбрать вариант

- Разработать стратегию для выбранного варианта

- Составить план внедрения

- Обеспечить компьютерным оборудованием и программным обеспечением

- Создать новые системы и внутренний документооборот

- Провести тестирование и обучение по стандартам IAS на протяжении

всего срока выполнения проекта

- Провести оценку внедрения и обобщить полученные результаты.

Таблица 63

Компании, число сотрудников которых не превышает

400 человек

Компании, число сотрудников которых больше 400, но

меньше 2000

Компании, число сотрудников которых превышает 2000

6-8 месяцев для маленьких

компаний

8-Ю месяцев для компаний

среднего размера

10-12 месяцев для крупных

компаний

Первоначальный план будет постоянно сравниваться с текущими результатами

работы на проекте в следующих случаях:

- если проект не достиг первоначальной цели, метод выполнения нового

проекта будет определен исходя из опыта, полученного со времени

введения в действие первого плана выполнения проекта, и работа будет

продолжена с того момента, когда план впервые был предпринят к осуществлению;

- все этапы внедрения плана должны быть завершены, для того чтобы

обеспечить полный успех проекта. Например, без персонала, прошедшего

обучение работе на компьютерных системах, затраты на компьютерную

технику, программное обеспечение и время, потраченное консультантами,

будут неоправданны.

Одной только компьютеризации недостаточно для обеспечения успешного

перехода на IAS. Несмотря на широко распространенное мнение

об обратном, интегрированная компьютерная система будет полезной

только после того, как все обеспечение процессов будет разработано и

проверено вручную, будет создана функциональная система для хранения

информации, будет четко определен весь внутренний документооборот

и установлены четкие рабочие отношения между участниками.

Для получения максимальной пользы от компьютеризации до введения

компьютерной системы бухгалтерского учета рекомендуется полностью

проанализировать, задокументировать и затем реорганизовать финансовые

функции, чтобы обеспечить эффективную работу системы в

существующей отчетной среде. Создание компьютеризованной системы

должно быть основано на четко определенных целях и полностью

разработанной стратегии.

В силу исторически сложившихся различий в целях, стоящих перед

РСУ (Российской системы учета) и IAS, определенная информация, являющаяся

существенной для финансовой отчетности в соответствии с IAS,

не существенна для российских стандартов. Поэтому организации могут

нуждаться в повышении качества учетной информации, которую они обрабатывают.

Для каждой категории учетных записей в рамках балансового

отчета и отчета о прибылях и убытках аналитический учет должен быть

организован таким образом, чтобы была собрана вся информация, необходимая

для составления отчетности в соответствии с IAS.

Примеры требований к информации

Дата признания или осуществления операции

Счет за электричество по РСУ обычно отражается в учете в том периоде,

в который он выписывается. Согласно IAS стоимость должна быть

учтена в тот период, в который понесены расходы, т. е. когда электричество

используется.

Согласно РСУ не ведется учет сроков приобретения товарно-материальных

ценностей по каждой позиции. В соответствии с IAS возраст

каждой позиции, входящей в состав товарно-материальных ценностей,

имеет важное значение для создания резервов на моральное устаревание

и неходовые товары.

Учет сроков предоставляет предприятию возможность применять

принцип соответствия в отношении начислений и принцип осмотрительности

в отношении резервов на материалы.

Стоимость, по которой учитывается операция

В случае применения кассового метода при составлении отчетности

фактическую себестоимость отгруженных товаров отражают на счете

«Товары отгруженные». В соответствии с IAS дебиторская задолженность

отражается по цене счета-фактуры.

Отражение полной величины дебиторской задолженности дает возможность

компании применять концепцию соответствия доходов от продаж

за отчетный период расходам этого периода.

Для того чтобы внедрение метода перехода на IAS, затрагивающего

текущий и будущие отчетные периоды, прошло успешно, персоналу

предприятия необходимо будет объяснить причины перехода на IAS,

провести обучение по новым методам и документам, основным концепциям

IAS и обучить работе с новой компьютеризированной учетной системой.

В отношении персонала возникают следующие важные вопросы:

- Имеется ли в компании в настоящее время потенциал, необходимый

для обслуживания компьютеризованной системы IAS?

- Затраты на привлечение нового персонала, уже обладающего навыками,

которые необходимы предприятию, могут быть высокими.

-Внедрение программ обучения и повышения квалификации внутренних

сотрудников является лучшей стратегией, чем прием нового персонала.

Опыт и квалификация существующего персонала уже известны, и

они уже оценены предприятием.

- Обучение персонала навыкам, необходимым для обслуживания системы

IAS, как правило, потребует меньших затрат, чем привлечение нового

персонала, уже обладающего необходимыми навыками.

- Бизнес постоянно изменяется, и новый персонал нельзя привлекать

каждый раз, когда происходят значительные изменения. Существующие

сотрудники должны поддерживать необходимый уровень квалификации

при помощи непрерывных обучающих программ.

- Квалифицированный труд всегда высоко ценится, и поэтому единственным

решением может быть обучение сотрудников, имеющихся на

предприятии.

- Обучение дает сотрудникам чувство общности целей и доказательство

того, что предприятие их ценит.

-Обучение гарантирует широкое распространение знаний, опыта и

информации на всем предприятии.

Заключение

При проведении анализа финансового положения зарубежные аудиторы

рекомендуют привлекать внешние источники: публикации о предприятий

в открытой печати, интервью, отданные руководителями предприятия

журналистам газет, журналов, радио и телевидения, а также отзывы

партнеров по экономической деятельности. Эти сведения могут

хорошо дополнить то впечатление, которое складывается в результате

подробного и глубокого изучения учетных данных и отчетности предприятия.

Комплексный анализ финансового состояния в настоящее время необходим

хозяйствующим субъектам при разработке бизнес-планов, программ

санации предприятий. Трудоемкость его проведения значительна,

необходимы специальные знания, наличие соответствующих методик и

кадров. Кроме того, развитие комплексного анализа сдерживается несовершенством

форм бухгалтерской и статистической отчетности, внутрипроизводственного

документооборота, их постоянными изменениями.

Поэтому такой вид анализа не получил пока широкого распространения.

В работе аналитических служб предприятия необходимо применять

специальные компьютерные программы по экономическому анализу, что

значительно снизит трудоемкость работ. Однако опыт использования

таких программ свидетельствует о том, что необходимо правильно интерпретировать

результаты компьютерного анализа, т. е. умело пользоваться

компьютерной программой. Как бы совершенна она ни была, все

равно окончательное решение принимают именно функциональные специалисты

и руководитель. Они должны быть достаточно хорошо подготовлены,

знать методики анализа, специфические особенности их применения

в различных отраслях и условиях производства, иметь определенную

экономическую интуицию и опыт. Поэтому аудиторским фирмам и

предприятиям целесообразно не только иметь компьютерные программы,

но и обучать специалистов по анализу и прогнозированию и систематически

повышать их квалификацию.

Стратегический кризис возникает при потере руководством хозяйствующего

субъекта стратегического зрения - несвоевременная смена продукции

(когда продукция выпускается на последних этапах жизненного

цикла), отказ от перехода на новые технологии или в новые регионы,

снижение инвестиций на НИОКР, новую технику или подготовку кадров

и др. Все это формирует долгосрочную и устойчивую потерю объемов

продаж и рынков сбыта.

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать следующие положения.

Аналитик должен:

- поддерживать работу по выявлению кризиса хозяйствующего

субъекта;

- обнаружив признаки кризиса, предложить заказчику принять меры

по его предупреждению;

- обладать соответствующими навыками и иметь должную квалификацию

в части выявления возможного кризиса.

Предупреждение кризиса - первостепенная цель для собственника

или руководства организации и второстепенная для аналитика. Если в

процессе проведения проверки специалистом будет выявлена кризисная

ситуация предприятия, это должно быть известно руководству без промедления.

Функции аналитика при этом ограничиваются указанием на

возникновение кризисной ситуации и предложением ряда мероприятий

по выводу хозяйствующего субъекта из сложившегося состояния.

Современные экономические условия потребовали более тщательного

и системного (комплексного) подхода к анализу финансового состояния

промышленных предприятий. Поэтому на современном этапе необходима

детальная разработка системы анализа финансового состояния в целях

ее практического применения на промышленных предприятиях.

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют

сделать следующие выводы:

1. Рыночные отношения потребовали наличия комплексного подхода

к анализу финансового состояния на предприятиях легкой промышленности.

Поэтому на современном этапе необходима детализированная разработка

системы показателей анализа финансового состояния в целях ее

практического применения на производственных предприятиях.

2. В современных условиях финансовое состояние становится важнейшей

характеристикой экономической деятельности хозяйствующих

субъектов всех форм собственности во внешней среде, которая определяет

их конкурентоспособность, деловой потенциал, оценивает, в какой

степени гарантированы экономические интересы как самого хозяйствующего

субъекта, так и его деловых партнеров.

3. Предприятия легкой промышленности, являясь полноправными

субъектами рыночных отношений, заинтересованы в проведении комплексной

аналитической работы, связанной с изучением и прогнозированием

(определением) финансового состояния.

Следовательно, разработка комплексной системы показателей, разносторонне

характеризующей финансовое состояние хозяйствующих субъектов,

- необходимое условие их успешного функционирования в рыночной

среде.

Авторами рекомендована структурная схема комплексного анализа

финансового состояния хозяйствующего субъекта, которая позволяет:

-получить более широкую (углубленную) оценку финансово-

хозяйственной деятельности предприятия;

- непосредственно проводить оценку финансового состояния с учетом

динамики показателей, а также особенностей конкретного пользователя;

- предоставлять полученные результаты как в табличной и графической

формах, так и в виде аналитического заключения;

- получать объяснение результатов проведенного анализа;

- на основании полученных результатов, определения узких мест, выявленных

резервов исследуемого хозяйствующего субъекта составлять

программы финансового оздоровления.

Усовершенствование разработанной методики оценки финансового

состояния предприятия применительно к конкретным группам пользователей

позволит: разработать блок анализа (модуль) положения предприятия

на рынке (известности, репутации, местоположения) и включить его

в общую оценку финансового состояния; расширить структуру оценки,

дополнив анализ одного предприятия по нескольким показателям анализом

группы конкурирующих предприятий, например для определения

наиболее кредитоспособного предприятия; реализовать возможность выбора

методики расчета показателей анализа и их корректировки; разработать

процедуру формирования рекомендаций, касающихся планирования

финансово-хозяйственной деятельности предприятия, исходя из полученных

характеристик его финансового состояния; дополнить комплексную

оценку финансового состояния хозяйствующего субъекта анализом

(товарной) ассортиментной политики, непосредственно влияющей на

конкурентоспособность продукции; более подробно рассмотреть вопросы

формирования и перспективной потребности предприятия в основных

фондах и оборотных средствах, влияния затрат на формирование финансового

результата и т. д.

Реализация перечисленных предложений в настоящем учебном пособии

позволит значительно повысить эффективность ее работы, расширить

возможности системы, что, в свою очередь, отразится на качестве

получаемых результатов.

Комплексный анализ финансового состояния, с нашей точки зрения,

должен позволить практически в реальном масштабе времени принимать

решения по устранению негативного воздействия внешних и внутренних

факторов. Естественно, что такие требования к анализу можно реализовать

только в условиях развитых информационно-управляющих систем и

при наличии соответствующего программного обеспечения. Именно через

систему комплексного анализа финансового состояния, по мнению

авторов, можно перейти к разработке действенной системы планирования

и прогнозирования, рейтинговой оценке финансового состояния и

инвестиционной привлекательности предприятий, что является основой антикризисного

управления. Поэтому руководители предприятий совместно

с экономистами, финансистами, бухгалтерами, аудиторами должны вводить

на предприятиях систему комплексного анализа финансового состояния

как важнейшего элемента антикризисного управления, отслеживать

параметры и определять тенденции развития, разрабатывать укрупненный

прогноз.

Понятие и необходимость перехода на IAS

Для перехода к предоставлению финансовой информации по стандартам

IAS необходимо осуществить пять четких этапов.

Необходимо прежде всего определить требования, выдвигаемые пользователями

финансовой информации, так как это явится той целью, которая

будет определять метод внедрения.

Необходимо также определить преимущества перехода на IAS, включая

такие параметры, как:

-способность предоставлять более полную и точную информацию

руководству в различных областях (калькуляция себестоимости, рентабельность

продукции, рентабельность компании и стабильность ее состояния);

-снижение расхождения в сроках предоставления отчетности и информации

для корпоративного планирования.

Высшее руководство компании должно принять решение о необходимости

перехода на 1AS. В состав руководства должны входить генеральный

директор и главы основных департаментов: финансового и бухгалтерского

учета, планирования, материально-технического снабжения и

сбыта. Особое значение имеет получение в нисходящем порядке согласия

на переход к стандартам IAS, в противном случае проект может быть

обречен на провал.

Необходимо назначить стратегическую команду, которая должна состоять

из финансового директора, главного бухгалтера и директора по

планированию наряду с двумя или тремя ведущими бухгалтерами. Необходимо

собрать такую информацию, касающуюся компании, как информация

о системе отчетности компании, действующей в настоящее время,

требованиях по пакету отчетности в системе IAS, ресурсы, которые компания

может выделить для перехода на IAS, и наличие средств для осуществления

перехода на IAS.

Доступные различные варианты для перехода на IAS должны быть

подробно разработаны, например метод двойного ведения учета с параллельным

ведением учета одновременно в двух системах (российской и

IAS). Каждый вариант должен быть критически проанализирован стратегической

командой в отношении приемлемости этого варианта и почему

он приемлем или не приемлем для перехода на IAS.

Критически проанализированные варианты затем должны обсуждаться

советом директоров, который утвердит отобранные варианты, с одним

из которых компания будет продолжать работать.

Стратегический подход

Существует два основных метода составления отчетности на основе

IAS.

Метод корректировки предшествующих отчетных периодов

Этот метод обычно используется привлеченными со стороны бухгалтерами-

профессионалами, и его обычно относят к трансформации. Компания

предоставляет информацию в соответствии с требованиями российского

законодательства, и затем эти специалисты окажут содействие

персоналу компании в осуществлении перевода информации в формат

IAS. Различные корректировки будут сделаны в предусмотренной российским

законодательством финансовой отчетности таким образом, чтобы

трансформированные данные соответствовали стандартам IAS.

Имеется несколько подробных вариантов, которые могут быть рассмотрены

при использовании метода корректировки предшествующих

отчетных периодов:

Таблица 57

Базовая трансформация

Полная трансформация

Полная трансформация в

IAS, включая корректировки

с учетом гиперинфляции

Полная трансформация в

иностранной валюте

Это метод высокого уровня, который просто переводит

имеющуюся предусмотренную законодательством информацию

в формат IAS. Финансовая информация представлена

в местной валюте

При этом методе учитывают изменения, осуществляемые

при базовой трансформации, и осуществляют корректировки

определенных счетов, используя первичные

документы. Эти корректировки обсуждают в главах,

посвященных балансовому отчету и отчету о прибылях и

убытках. Метод предоставляет информацию в соответствии

с IAS без корректировок финансовой отчетности в

условиях гиперинфляции (IAS 29). Финансовая информация

представлена в местной валюте

Этот вариант предусматривает полный трансформационный

процесс и предоставляет финансовую информацию

в соответствии с IAS в местной валюте с необходимыми

корректировками финансовой информации для

финансовой отчетности в условиях гиперинфляции

Финансовая информация в соответствии с IAS в местной

валюте конвертируется в иностранную валюту, для того

чтобы иметь возможность консолидации с иностранной

материнской компанией

Метод параллельного ведения учета

При применении этого метода компания будет отражать каждую операцию

на момент ее совершения достаточно подробно таким образом,

чтобы учетная система могла предоставлять информацию как в формате,

предусмотренном российским законодательством, так и в формате IAS.

Этот метод обычно называется методом двойного ведения бухгалтерского

учета (учета одновременно в двух системах).

Метод параллельного ведения учета может быть внедрен на двух

уровнях:

На первом процесс будет внедрен в одной из учетных областей, например

основные средства, инвестиции, учет затрат, дебиторская задолженность

покупателей и кредиторская задолженность поставщикам. Этот

метод наилучшим образом подходит для учетной системы, ведущей учет

в основном вручную, и предлагает компании вариант для перехода к предоставлению

информации по IAS поэтапно. Новые зоны учета добавляют

только после того, как текущие зоны введены и начали функционировать

должным образом. Для предоставления всей необходимой информации

по IAS учетные зоны, не охваченные методом двойного учета, необходимо

будет трансформировать, используя метод корректировки предшествующих

отчетных периодов.

Очевидно, для компаний, уже имеющих сложные компьютеризованные

учетные системы, предоставляющих точную финансовую информацию,

предусмотренную законодательством, более смелым подходом будет

выбор наиболее полного метода отражения, т. е. применение метода

двойного учета, что даст компании возможность предоставлять полную

финансовую информацию, предусмотренную как российским законодательством,

так и IAS.

Организация и этапы перехода на IAS

Прежде чем будет принято решение о методе перехода к предоставлению

финансовой информации в соответствии с IAS, необходимо проработать

следующие вопросы:

1. Даст ли преимущества составление финансовой информации согласно

IAS?

2. Кто будет конечным пользователем финансовой информации, составленной

в соответствии с IAS?

3. Какова цель составления финансовой информации в соответствии с

IAS?

4. Насколько подробной должна быть информация, составленная в

соответствии с IAS?

5. Будет ли необходимо проводить аудиторскую проверку информации,

составленной в соответствии с IAS?

6. Когда должно быть принято решение о выборе стратегического

подхода?

7. Какие имеются ресурсы персонала, внешних консультантов, финансовой

и информационной технологической поддержки?

8. Какую и какой степени точности информацию может создавать

действующая в настоящее время система?

Ответ на эти вопросы, поможет определить, является ли необходимой

информация, составленная в соответствии с IAS, и какой из методов является

наиболее подходящим для получения такой информации.

Общая стратегия метода корректировки предшествующих отчет»

ных периодов

Применение метода корректировки предыдущих отчетных периодов

легче организовать и контролировать, чем метод параллельного ведения

учета, потому что от компании и персонала требуются более ограниченные

вводные данные. Для осуществления трансформации по этому методу,

как правило, будут привлечены консультанты из профессиональных

фирм, так как:

- пользователи финансовой отчетности, составленной в соответствии

с IAS, будут, как правило, требовать заключения независимых аудиторов;

-внешним консультантам требуется меньше времени, потому что у

них имеется предыдущий опыт работы с IAS и проведения трансформации,

а круг вопросов четко определен;

- трансформация - это разовая операция.

Общая стратегия метода параллельного ведения учета

Внедрение метода параллельного ведения учета потребует привлечения

большего количества персонала, консультантов и других ресурсов.

Необходимо применять поэтапный метод, для того чтобы группы могли

успешно осуществить приведение счетов в порядок. Поэтапный метод

означает, что весь процесс разбит на управляемые этапы, каждый из которых

имеет развивающуюся, но легко определяемую цель. Координатор

только следит за тем, чтобы все усилия были одновременно направлены

на выполнение одной цели. До тех пор пока цель не достигнута, к работе,

направленной на достижение следующей цели, не приступают и ресурсы

для ее осуществления не выделяют.

Выбор предпочтительного варианта и его внедрение

При выборе приемлемого варианта необходимо учитывать затраты и

преимуществу каждого их них, а затем стратегическая команда должна

выбрать один из приемлемых предпочтительных вариантов для перехода

на IAS:

1. План внедрения выбранного варианта будет представлен стратегической

командой, которая подробно изложит требования по необходимым

ресурсам для выбранного варианта, таким, как компьютерное оборудование

и программное обеспечение, внутренний и вновь набранный

персонал и консультанты. На этом этапе не следует что-либо предпринимать

в отношении закупок товаров или услуг.

2. План внедрения для выбранного предпочтительного варианта необходимо

представить на утверждение совету директоров.

3. Совет директоров затем создаст внедренческую команду и назначит

руководителей, ответственных за выполнение работы в определенных

областях, например контролера, осуществляющего общий контроль, и

подотчетного совету директоров, контактное лицо для связи с внешними

консультантами, специалистов по информационным технологиям, для

того чтобы работать по закупкам и производству аппаратных средств и

программного обеспечения. Все руководители, наделенные обязанностями,

будут также нуждаться в полномочиях, необходимых для выполнения

этих обязанностей. Обязанности и полномочия неразделимы, и одно

без другого приведет к неэффективному управлению проектом.

Таблица 58

Сравнение двух методов

Метод корректировки предшествующих

периодов (трансформационный метод)

Предоставляет один комплект финансовой

информации, составленной в соответствии

с IAS, в конце учетного периода, когда

существуют четкая потребность в ее составлении

Не требуется никакого значительного изменения

в организации компании

Может быть осуществлен внешними консультантами

при содействии персонала

компании

Может быть выполнен для удовлетворения

конкретных требований компании, так как

конечный пользователь уже определен

Стоимость трансформации может быть

определена заранее. Метод считается наиболее

дешевым

Внедрение может быть выполнено быстро и

незамедлительно

Метод параллельного ведения учета

(метод ведения двойного бухгалтерского

учета)

Предоставляет IAS финансовую

информацию на каждую дату и на

постоянной основе

Влечет за собой значительные изменения

в организационной структуре многих

отделов, помимо бухгалтерии

Может быть выполнен только персоналом

компании после соответствующего

обучения

Предоставляет управленческую информацию

на постоянной основе, а также

может предоставлять финансовую информацию,

составленную в соответствии

cIAS

Объем дополнительной постоянной

рабочей нагрузки на персонал компании,

стоимость услуг внешних консультантов,

необходимых для помощи в выполнении

проекта, и стоимость дополнительного

информационно-технологического

оборудования делают метод

ведения двойного учета более дорогостоящим

и более обременительным для

бюджета

Внедрение может потребовать много

времени, и процесс будет затруднительным

Окончание табл. 58

Метод корректировки предшествующих

периодов (трансформационный метод)

Финансовая информация, составленная в

соответствии с IAS, предоставляется после

представления предусмотренной законодательством

отчетности

В силу своего характера трансформация

предоставляет менее точную финансовую

информацию, составленную в соответствии

cIAS

Метод параллельного ведения учета

(метод ведения двойного бухгалтерского

учета)

Финансовая информация, как составленная

в соответствии с IAS, так и установленная

российским законодательством,

предоставляется в то же самое время и с

минимальным разрывом во времени по

окончании учетного периода

Составление детальной финансовой

информации в соответствии с IAS даст

возможность точно применять коэффициент

распределения накладных расходов

для производственного учета

Стороны, участвующие в процессе внедрения

При применении любой из обсуждаемых стратегий важно, чтобы руководство

и персонал компании, участвующий в процессе перевода финансовой

информации на IAS, чувствовали необходимость этого и принимали

активное участие в процессе. Без полного сотрудничества и отдачи

со стороны руководства и персонала компании никакое количество

внешних профессионалов не сможет обеспечить успех в предоставлении

финансовой информации, кроме как для базовой трансформации, описанной

выше.

При полном взаимопонимании и сотрудничестве руководства компании

и персонала могут быть привлечены со стороны следующие специалисты

для оказания содействия в процессе внедрения:

- одна из крупнейших международных бухгалтерских фирм;

- российские дипломированные аудиторы;

- консультанты по информационным технологиям;

- крупные международные бухгалтерские фирмы будут, как правило,

предоставлять комплексные услуги, так как в число их специалистов будут

входить специалисты по IAS, российские дипломированные аудиторы и

специалисты из отдела консультантов по информационным технологиям.

Комплексный подход

Для того чтобы проект с примененим метода, учитывающего текущий

и будущий периоды, прошел успешно, будет необходимо включить специалистов

из нескольких отделений компании, а также внешних консультантов.

Координационный комитет будет состоять из высшего руководства

компании и координатора проекта. Ежедневная работа на проекте будет

выполнена командой проекта, первоочередной обязанностью которой

будет завершение перехода на IAS и которая будет состоять из менеджера

по проекту, главного бухгалтера, финансового директора, менеджеров

компании по различным направлениям и финансовых консультантов.

Менеджеры и директора различных департаментов и персонал компании

будут оказывать содействие команде, работающей с проектом.

Такой подбор персонала будет являться гарантией того, что на проекте

будут работать специалисты различного профиля и помимо завершения

проекта команда, работающая на проекте, обеспечит обмен опытом и

знаниями между различными отделами компании.

Измеримые цели

Цели должны быть измеримыми, для того чтобы обобщить ожидаемые

преимущества, полученные в результате сделанных вложений, и

для того чтобы контролировать выполнение поставленной цели. Необходимо:

- четко определить конечную цель;

-обеспечить постоянную и эффективную связь между компанией и

внешними консультантами;

- измерить успех внедрения.

В качестве примерных целей можно привести следующие:

- составление финансового отчета в формате IAS ежемесячно;

- наличие данных еженедельного учета по статьям основного балансового

отчета и отчета о прибылях и убытках;

-необходимость ежедневной подготовки данных финансовой отчетности

для банков;

-сокращение разрыва в сроках предоставления отчетности до двух

дней;

- обеспечение возможности подготовки прогнозов по балансовым отчетам

и отчетам о прибылях и убытках на год вперед с внесением возможных

изменений. Эти прогнозы затем можно будет сравнивать с фактическими

цифрами.

Совет директоров к этому времени должен утвердить план к внедрению,

а команда, занимающаяся внедрением, - получить задание на выполнение

плана. План должен быть выполнен с соблюдением всех деталей:

- при возникновении проблем с выполнением первоначального плана

руководители могут вносить изменения, направленные на достижение

конечной цели;

- координатор проекта будет контролировать ход внедрения, будет

являться посредником в спорах между различными группами команды

внедрения и обеспечивать равномерность выполнения работы. Будет

регулярно представлять отчет о ходе выполнения работы совету директоров.

Стратегия обучения методу параллельного учета

Цели обучения и участники

Обучение персонала является одной из наиболее важных составляющих

этапа внедрения проекта. Эффективность внедренных процедур и

систем зависит от того, насколько хорошо персонал компании знаком с

IAS, функциями системы и требованиями, предъявляемыми к отчетности.

В ходе обучения на этапе внедрения проекта необходимо отразить

следующие темы:

- план счетов, принципы и методы учета;

-новые принципы построения аналитического учета, связанные с

расширенным планом счетов;

- общая организация системы, базовые функции и цели;

- принципы IAS;

- ввод данных и редактирование;

- администрирование системы, защищенность системы, контроль доступа

к данным, обслуживание системы;

-там, где это необходимо, - обучение базовым знаниям работы на

компьютере;

- возможные формы отчетов.

Обучение необходимо предусмотреть для следующей группы лиц:

- руководство компании, которое будет использовать новую систему

для управленческого планирования и принятия решений;

- уполномоченные бухгалтера, которые будут контролировать применение

системы, ее соответствие требованиям IAS и российскому законодательству.

Эти лица должны уметь при необходимости вносить изменения

в систему для приспособления ее к конкретным целям, для контроля

и изменения бухгалтерских проводок;

- сотрудники, которые будут вносить данные из первичных документов

в новую систему;

- администраторы систем, которые будут отвечать за работу технической

системы.

Организация обучения и график

План обучения должен быть разработан и одобрен на этапе внедрения

проекта. Руководство, пользователи и персонал которых необходимо

обучить, также будут определены на этом этапе. Необходимо разработать

следующие вопросы:

- список лиц, намеченных к обучению, их опыт, уровень подготовки и

потребность в обучении;

- график обучения, определяющий:

а) курсы, которые необходимо провести, сроки, время и место обучения

и преподавателей, назначенных на каждый курс;

б) план обучения, который предусматривает подготовку обучающего

материала, установку обучающих приспособлений, проведение обучения

и инструкторов.

Этапы и последовательность обучения можно представить таким образом

(табл. 59).

Таблица 59

Организация и последовательность обучения персонала

Общая организация

системы, базовые

функции и цели

План счетов, учетные

принципы и

методы

Введение в принципы

учета в соответствии

с IAS

Средства отчетности

Новые принципы

построения аналитического

учета,

связанные с расширенным

планом

счетов

Кодирование данных,

ввод и редактирование

Обучение работе на

компьютере

Защищенность системы

и обслуживание

Руководство

компании

*

*

*

*

Менеджеры

отдела учета

*

*

*

»

*

*

Операторы

*

*

*

*

*

Администраторы

системы

*

*

*

Для ведущих бухгалтеров и всех других сотрудников бухгалтерии необходимо

составить подробное руководство по ведению учетных операций.

Менеджеры компании и прочий персонал должны получить учебник,

где доступно изложен вводный курс по IAS. Ведущим бухгалтерам

необходимо предоставить более сложную книгу по IAS.

Необходимое для целей обучения оборудование и программное обеспечение

должно быть установлено и отконфигурировано, обучающие

базы данных установлены и проверены. Обучающая организация должна

иметь необходимое количество подразделений, осуществляющих планирование,

разработку, поставку, обслуживание и достаточное количество

опытного персонала. Важность и относительную первоочередность обучения внутри компании определяет руководство. По завершении обучения

необходимо провести тестирование, для того чтобы убедиться, что

цели обучения достигнуты.

Примерный план внедрения метода корректировки

и предшествующих отчетных периодов

В компании, где работает приблизительно сто пятьдесят сотрудников,

для трансформации российской отчетности за два отчетных года потребуется

следующий план внедрения.

Планирование

Осуществляется двумя привлеченными со стороны консультантами

примерно в течение двух недель. К его осуществлению будут привлекаться

консультанты, выполняющие тщательный анализ учетных процедур компании

и готовящие отчет с описанием того, как работает система, включая

поток документов, основной персонал и время обработки данных.

Сбор и обработка подробных данных

Персонал компании будет привлечен к работе наряду с привлеченными

со стороны консультантами. Они предоставят подробный анализ различных

счетов за несколько лет. Для этого этапа, который будет продолжаться

приблизительно семь недель, потребуется примерно три или семь

сотрудников, в основном из бухгалтерии.

Окончательная оценка и составление отчета

Обычно эта работа выполняется привлеченными со стороны консультантами

при содействии более опытных ведущих бухгалтеров. Отчет,

составленный консультантами, будет финансовым отчетом компании в

соответствии с IAS. Один отчет будет составляться за каждый отчетный

период и будет содержать аудиторское заключение, констатирующее,

была ли финансовая отчетность составлена в соответствии с IAS, и свободна

ли она от существенных искажений. Этот этап должен занимать не

более трех недель.

Переход на IAS на основе метода ведения параллельного учета

примерный план внедрения

План внедрения будет охватывать широкий диапазон действий, которые

необходимо предпринять, и, как правило, будет содержать следующее:

- окончательное решение о выборе метода перехода на IAS и подробную

информацию о соответствующей стоимости. Стоимость определяется исходя из необходимости приобретения дополнительного оборудования

и других связанных с этим дополнительных затрат;

- окончательное определение требований, предъявленных к компьютерным

системам;

- приобретение программного обеспечения;

- приведение программного обеспечения в соответствие с потребностями

компании;

- подготовку инструкций по использованию системы;

- подготовку описания внутреннего документооборота по бухгалтерскому

учету;

- подготовку системы ввода данных;

- анализ совместимости новой и существующих систем;

- подготовку руководства по переходу к новой системе и проведение

проверки перехода к новой системе;

- обучение персонала, привлеченного к работе с компьютерной системой;

- установку компьютеров и инсталлирование программного обеспечения;

-контрольную проверку системы с фактическими или условными

данными;

- корректировку системы на основании результатов ее проверки;

- получение официального одобрения на внедрение новой системы в

эксплуатацию.

Компьютеризация

Компьютеризация несет в себе преимущества над ручной системой,

такие, как высвобождение персонала, более высокую точность, более

точное соблюдение сроков предоставления отчетности. Кроме того,

практически не существует возможности перехода к системе двойного

учета без использования компьютеризованной системы.

Существует следующее программное обеспечение, удовлетворяющее

требованиям метода двойного учета:

Таблица 60

Наименование

Scala

Дистрибьютор

Scala

Тел-(095) 138 2596

Уровень цен на

программное

обеспечение

Срелний

Комментарии

Несколько лет работы

в России

Значительная клиентская

база

Активно используется

совместными предприятиями

Окончание табл. 60

Sun Systems

Platinum

SAP

ACCPAC

RBS

Тел: (095) 922 9292

Platinum Inc.

Тел: (095) 336 1530

SAP CIS

Тел: (095) 275 0454

Computer Associates

Тел: (095) 956 6895

Средний

Средний

Высокий

Низкий

Несколько лет работы

в России

Значительная клиентская

база

Активно используется

совместными предприятиями

Несколько лет работы

в России

Значительная клиентская

база

Активно используется

совместными предприятиями

Пакет вариантов для

крупных транснациональных

компаний

Внедрение сложное и

дорогостоящее

Некоторые российские

клиенты

Распространяется исключительно

компанией

«Волгодонск-

Электронике»

Стоимость внедрения

Существует четыре основные категории затрат, которые необходимо

предусмотреть при составлении бюджета по внедрению системы двойного

учета при переходе к IAS. В табл. 61 приведены данные о стоимости

внедрения системы двойного учета по методу, затрагивающему текущий

и будущие отчетные периоды для производства с персоналом приблизительно

в 150 человек:

Таблица 61

Категория затрат

Компьютерное оборудование

Программное обеспечение

Оплата услуг финансовых

консультантов

Оплата услуг технических

консультантов

Итого

Минимальная стоимость

(доллары США)

15,000

25,000

60,000

20,000

120,000

Максимальная стоимость

(доллары США)

20,000

55,000

100,000

30,000

205,000

Точная стоимость каждой категории будет зависеть от количества параметров,

влияющих на стоимость. Для четырех категорий, выделенных

выше, основными параметрами стоимости будут:

Таблица 62

Категория затрат

Компьютерное оборудование

Программное обеспечение

Оплата услуг финансовых консультантов

Оплата услуг технических консультантов

Основные параметры, определяющие стоимости

Тип сервера и количество рабочих станций

Количество закупленных программных модулей,

количество пользователей и отдельных компаний,

которые смогут пользоваться программным обеспечением

Количество затраченного времени и устанавливаемые

почасовые ставки за профессиональные услуги

Количество затраченного времени и взимаемые

почасовые ставки за профессиональные услуги

График внедрения метода параллельного ведения учета

Графики могут использовать команды, занимающиеся внедрением,

для того чтобы определить временные рамки для основных задач.

Примерный график внедрения

Проект перехода на IAS на основе метода параллельного ведения учета

Основные задачи

- Определить организационное построение проекта и цели

- Понять требования пользователя финансовой отчетности

- Разработать приемлемые варианты и поставить задачу

- Привлечь для работы финансовых и технических консультантов

- Провести оценку организации и протестировать вариант

- Выполнить конкретный анализ и выбрать вариант

- Разработать стратегию для выбранного варианта

- Составить план внедрения

- Обеспечить компьютерным оборудованием и программным обеспечением

- Создать новые системы и внутренний документооборот

- Провести тестирование и обучение по стандартам IAS на протяжении

всего срока выполнения проекта

- Провести оценку внедрения и обобщить полученные результаты.

Таблица 63

Компании, число сотрудников которых не превышает

400 человек

Компании, число сотрудников которых больше 400, но

меньше 2000

Компании, число сотрудников которых превышает 2000

6-8 месяцев для маленьких

компаний

8-Ю месяцев для компаний

среднего размера

10-12 месяцев для крупных

компаний

Первоначальный план будет постоянно сравниваться с текущими результатами

работы на проекте в следующих случаях:

- если проект не достиг первоначальной цели, метод выполнения нового

проекта будет определен исходя из опыта, полученного со времени

введения в действие первого плана выполнения проекта, и работа будет

продолжена с того момента, когда план впервые был предпринят к осуществлению;

- все этапы внедрения плана должны быть завершены, для того чтобы

обеспечить полный успех проекта. Например, без персонала, прошедшего

обучение работе на компьютерных системах, затраты на компьютерную

технику, программное обеспечение и время, потраченное консультантами,

будут неоправданны.

Одной только компьютеризации недостаточно для обеспечения успешного

перехода на IAS. Несмотря на широко распространенное мнение

об обратном, интегрированная компьютерная система будет полезной

только после того, как все обеспечение процессов будет разработано и

проверено вручную, будет создана функциональная система для хранения

информации, будет четко определен весь внутренний документооборот

и установлены четкие рабочие отношения между участниками.

Для получения максимальной пользы от компьютеризации до введения

компьютерной системы бухгалтерского учета рекомендуется полностью

проанализировать, задокументировать и затем реорганизовать финансовые

функции, чтобы обеспечить эффективную работу системы в

существующей отчетной среде. Создание компьютеризованной системы

должно быть основано на четко определенных целях и полностью

разработанной стратегии.

В силу исторически сложившихся различий в целях, стоящих перед

РСУ (Российской системы учета) и IAS, определенная информация, являющаяся

существенной для финансовой отчетности в соответствии с IAS,

не существенна для российских стандартов. Поэтому организации могут

нуждаться в повышении качества учетной информации, которую они обрабатывают.

Для каждой категории учетных записей в рамках балансового

отчета и отчета о прибылях и убытках аналитический учет должен быть

организован таким образом, чтобы была собрана вся информация, необходимая

для составления отчетности в соответствии с IAS.

Примеры требований к информации

Дата признания или осуществления операции

Счет за электричество по РСУ обычно отражается в учете в том периоде,

в который он выписывается. Согласно IAS стоимость должна быть

учтена в тот период, в который понесены расходы, т. е. когда электричество

используется.

Согласно РСУ не ведется учет сроков приобретения товарно-материальных

ценностей по каждой позиции. В соответствии с IAS возраст

каждой позиции, входящей в состав товарно-материальных ценностей,

имеет важное значение для создания резервов на моральное устаревание

и неходовые товары.

Учет сроков предоставляет предприятию возможность применять

принцип соответствия в отношении начислений и принцип осмотрительности

в отношении резервов на материалы.

Стоимость, по которой учитывается операция

В случае применения кассового метода при составлении отчетности

фактическую себестоимость отгруженных товаров отражают на счете

«Товары отгруженные». В соответствии с IAS дебиторская задолженность

отражается по цене счета-фактуры.

Отражение полной величины дебиторской задолженности дает возможность

компании применять концепцию соответствия доходов от продаж

за отчетный период расходам этого периода.

Для того чтобы внедрение метода перехода на IAS, затрагивающего

текущий и будущие отчетные периоды, прошло успешно, персоналу

предприятия необходимо будет объяснить причины перехода на IAS,

провести обучение по новым методам и документам, основным концепциям

IAS и обучить работе с новой компьютеризированной учетной системой.

В отношении персонала возникают следующие важные вопросы:

- Имеется ли в компании в настоящее время потенциал, необходимый

для обслуживания компьютеризованной системы IAS?

- Затраты на привлечение нового персонала, уже обладающего навыками,

которые необходимы предприятию, могут быть высокими.

-Внедрение программ обучения и повышения квалификации внутренних

сотрудников является лучшей стратегией, чем прием нового персонала.

Опыт и квалификация существующего персонала уже известны, и

они уже оценены предприятием.

- Обучение персонала навыкам, необходимым для обслуживания системы

IAS, как правило, потребует меньших затрат, чем привлечение нового

персонала, уже обладающего необходимыми навыками.

- Бизнес постоянно изменяется, и новый персонал нельзя привлекать

каждый раз, когда происходят значительные изменения. Существующие

сотрудники должны поддерживать необходимый уровень квалификации

при помощи непрерывных обучающих программ.

- Квалифицированный труд всегда высоко ценится, и поэтому единственным

решением может быть обучение сотрудников, имеющихся на

предприятии.

- Обучение дает сотрудникам чувство общности целей и доказательство

того, что предприятие их ценит.

-Обучение гарантирует широкое распространение знаний, опыта и

информации на всем предприятии.

Заключение

При проведении анализа финансового положения зарубежные аудиторы

рекомендуют привлекать внешние источники: публикации о предприятий

в открытой печати, интервью, отданные руководителями предприятия

журналистам газет, журналов, радио и телевидения, а также отзывы

партнеров по экономической деятельности. Эти сведения могут

хорошо дополнить то впечатление, которое складывается в результате

подробного и глубокого изучения учетных данных и отчетности предприятия.

Комплексный анализ финансового состояния в настоящее время необходим

хозяйствующим субъектам при разработке бизнес-планов, программ

санации предприятий. Трудоемкость его проведения значительна,

необходимы специальные знания, наличие соответствующих методик и

кадров. Кроме того, развитие комплексного анализа сдерживается несовершенством

форм бухгалтерской и статистической отчетности, внутрипроизводственного

документооборота, их постоянными изменениями.

Поэтому такой вид анализа не получил пока широкого распространения.

В работе аналитических служб предприятия необходимо применять

специальные компьютерные программы по экономическому анализу, что

значительно снизит трудоемкость работ. Однако опыт использования

таких программ свидетельствует о том, что необходимо правильно интерпретировать

результаты компьютерного анализа, т. е. умело пользоваться

компьютерной программой. Как бы совершенна она ни была, все

равно окончательное решение принимают именно функциональные специалисты

и руководитель. Они должны быть достаточно хорошо подготовлены,

знать методики анализа, специфические особенности их применения

в различных отраслях и условиях производства, иметь определенную

экономическую интуицию и опыт. Поэтому аудиторским фирмам и

предприятиям целесообразно не только иметь компьютерные программы,

но и обучать специалистов по анализу и прогнозированию и систематически

повышать их квалификацию.

Стратегический кризис возникает при потере руководством хозяйствующего

субъекта стратегического зрения - несвоевременная смена продукции

(когда продукция выпускается на последних этапах жизненного

цикла), отказ от перехода на новые технологии или в новые регионы,

снижение инвестиций на НИОКР, новую технику или подготовку кадров

и др. Все это формирует долгосрочную и устойчивую потерю объемов

продаж и рынков сбыта.

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать следующие положения.

Аналитик должен:

- поддерживать работу по выявлению кризиса хозяйствующего

субъекта;

- обнаружив признаки кризиса, предложить заказчику принять меры

по его предупреждению;

- обладать соответствующими навыками и иметь должную квалификацию

в части выявления возможного кризиса.

Предупреждение кризиса - первостепенная цель для собственника

или руководства организации и второстепенная для аналитика. Если в

процессе проведения проверки специалистом будет выявлена кризисная

ситуация предприятия, это должно быть известно руководству без промедления.

Функции аналитика при этом ограничиваются указанием на

возникновение кризисной ситуации и предложением ряда мероприятий

по выводу хозяйствующего субъекта из сложившегося состояния.

Современные экономические условия потребовали более тщательного

и системного (комплексного) подхода к анализу финансового состояния

промышленных предприятий. Поэтому на современном этапе необходима

детальная разработка системы анализа финансового состояния в целях

ее практического применения на промышленных предприятиях.

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют

сделать следующие выводы:

1. Рыночные отношения потребовали наличия комплексного подхода

к анализу финансового состояния на предприятиях легкой промышленности.

Поэтому на современном этапе необходима детализированная разработка

системы показателей анализа финансового состояния в целях ее

практического применения на производственных предприятиях.

2. В современных условиях финансовое состояние становится важнейшей

характеристикой экономической деятельности хозяйствующих

субъектов всех форм собственности во внешней среде, которая определяет

их конкурентоспособность, деловой потенциал, оценивает, в какой

степени гарантированы экономические интересы как самого хозяйствующего

субъекта, так и его деловых партнеров.

3. Предприятия легкой промышленности, являясь полноправными

субъектами рыночных отношений, заинтересованы в проведении комплексной

аналитической работы, связанной с изучением и прогнозированием

(определением) финансового состояния.

Следовательно, разработка комплексной системы показателей, разносторонне

характеризующей финансовое состояние хозяйствующих субъектов,

- необходимое условие их успешного функционирования в рыночной

среде.

Авторами рекомендована структурная схема комплексного анализа

финансового состояния хозяйствующего субъекта, которая позволяет:

-получить более широкую (углубленную) оценку финансово-

хозяйственной деятельности предприятия;

- непосредственно проводить оценку финансового состояния с учетом

динамики показателей, а также особенностей конкретного пользователя;

- предоставлять полученные результаты как в табличной и графической

формах, так и в виде аналитического заключения;

- получать объяснение результатов проведенного анализа;

- на основании полученных результатов, определения узких мест, выявленных

резервов исследуемого хозяйствующего субъекта составлять

программы финансового оздоровления.

Усовершенствование разработанной методики оценки финансового

состояния предприятия применительно к конкретным группам пользователей

позволит: разработать блок анализа (модуль) положения предприятия

на рынке (известности, репутации, местоположения) и включить его

в общую оценку финансового состояния; расширить структуру оценки,

дополнив анализ одного предприятия по нескольким показателям анализом

группы конкурирующих предприятий, например для определения

наиболее кредитоспособного предприятия; реализовать возможность выбора

методики расчета показателей анализа и их корректировки; разработать

процедуру формирования рекомендаций, касающихся планирования

финансово-хозяйственной деятельности предприятия, исходя из полученных

характеристик его финансового состояния; дополнить комплексную

оценку финансового состояния хозяйствующего субъекта анализом

(товарной) ассортиментной политики, непосредственно влияющей на

конкурентоспособность продукции; более подробно рассмотреть вопросы

формирования и перспективной потребности предприятия в основных

фондах и оборотных средствах, влияния затрат на формирование финансового

результата и т. д.

Реализация перечисленных предложений в настоящем учебном пособии

позволит значительно повысить эффективность ее работы, расширить

возможности системы, что, в свою очередь, отразится на качестве

получаемых результатов.

Комплексный анализ финансового состояния, с нашей точки зрения,

должен позволить практически в реальном масштабе времени принимать

решения по устранению негативного воздействия внешних и внутренних

факторов. Естественно, что такие требования к анализу можно реализовать

только в условиях развитых информационно-управляющих систем и

при наличии соответствующего программного обеспечения. Именно через

систему комплексного анализа финансового состояния, по мнению

авторов, можно перейти к разработке действенной системы планирования

и прогнозирования, рейтинговой оценке финансового состояния и

инвестиционной привлекательности предприятий, что является основой антикризисного

управления. Поэтому руководители предприятий совместно

с экономистами, финансистами, бухгалтерами, аудиторами должны вводить

на предприятиях систему комплексного анализа финансового состояния

как важнейшего элемента антикризисного управления, отслеживать

параметры и определять тенденции развития, разрабатывать укрупненный

прогноз.