4.6. Спрос и предложение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 

Спрос и предложение — два важнейших понятия, с помо0

щью которых описывается взаимодействие продавцов и покупате0

лей, каждый из которых стремится к максимально полному удов0

летворению своих потребностей. Этим понятиям следует уделить

особое внимание, поскольку они помогают понять причины паде0

ния и роста цен на финансовые активы при увеличении предложе0

ния или сокращении спроса.

Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут

предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы — про0

дать по более высокой. То есть цена товара является одним из важ0

нейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одно0

временно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на

каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя воз0

можности удовлетворять ту же потребность иным близким по на0

значению товаром, а на предложение — уровень развития техноло0

гии в данной отрасли.

Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворя0

ются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с дру0

гом, образуется так называемый рынок, т. е. система экономических

отношений между покупателями и поставщиками товара, в резуль0

тате которых между ними совершаются сделки.

Спрос и предложение товаров являются подлинными регулято0

рами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономики

лежит взаимодействие спроса и предложения.

В рыночной экономике понятие «спрос» наряду с понятием «пред0

ложение» относится к числу фундаментальных. Распространена

даже шутка, что попугая, умеющего произносить слова «спрос» и

«предложение», можно считать образованным экономистом.

Спрос — это платежеспособная потребность, сумма денег, кото0

рую покупатели могут и намерены заплатить за товар. Спрос нельзя

отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается

в каком0то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупатель0

ским спросом, т. е. совокупная величина потребностей превышает

платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью

удовлетворены. Таким образом, платежный спрос — это спрос на то0

вары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей.

Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить

все свои потребности путем приобретения различных товаров (фи0

нансовых инструментов). Однако он ограничен в своих действиях

имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет

возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров.

Таким образом, покупатель будет стремиться составить определен0

ную комбинацию различных планируемых для покупки товаров,

которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одно0

временно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные

потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос — наме0

рение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их

возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой

группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.

Величиной спроса называется количество товара, которое поку0

патели готовы (т. е. хотят, могут) купить при данной цене в тече0

ние определенного периода: дня, недели и т. п.

Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем

выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить,

и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди

готовы купить. Это соотношение называется законом спроса.

Измеряя спрос количеством товаров, которые покупатели гото0

вы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (P)

некоторой убывающей функцией Q = D(P) и наглядно представить

закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса

(рис. 4.6.1).

Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые мо0

гут быть поставлены на рынок поставщиками и предложены поку0

пателям для покупки.

Если в случае с покупателями цена влияет на величину спроса

на товар или услугу, то для продавцов она определяет величину

предложения. Величиной предложения называется количество

товара, которое будет предложено для продажи при данной цене

в данный период.

Закон предложения состоит в следующем: чем выше цена, тем

больше величина предложения; чем ниже цена, тем меньше вели0

чина предложения. Этот закон — следствие того, что любой прода0

вец заинтересован в получении максимального дохода, соответ0

ственно, рост цены в данном случае подразумевает, что производить

и продавать данный конкретный товар становится еще выгоднее.

Кривая предложения может быть схематично представлена гра0

фически так, как показано на рис. 4.6.2.

В условиях рыночной конкуренции взаимодействие рыночного

спроса и рыночного предложения регулирует цену до того момен0

та, когда величины спроса и предложения совпадают и устанавли0

вается «равновесная цена».

Равновесная цена устанавливается в результате уравновеши0

вания спроса и предложения, когда количество товаров, которые

покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. Другими словами,

равновесная цена — это цена такого уровня, когда объем предложе0

ния соответствует объему спроса.

Рыночное равновесие устанавливается на вполне определенный

период времени, поскольку спрос и предложение в течение време0

ни меняются. Изменение либо спроса, либо предложения влечет за

собой изменение равновесной цены. Устойчивое равновесие уста0

навливается тогда, когда объем предложения приспосабливается к

объему спроса, а цена приближается к равновесной цене. В каждый

последующий момент времени рыночное равновесие устанавлива0

ется как некоторое новое значение равновесной цены (рис. 4.6.3,

D — спрос, а S — предложение).

В результате свободной конкуренции на рынке формируется оп0

ределенный предел роста и снижения цен. Он выступает в виде цены

спроса и цены предложения. Цена спроса — это та максимальная

цена, которую покупатели согласны заплатить за товар, а цена пред0

ложения — это та минимальная цена, по которой продавец все еще

согласен продавать свой товар, чтобы не понести убытка.

На существовании равновесной цены основан любой рынок — и

валютный, и товарный, и фондовый. Каждый из них — сфера взаи0

модействия свободно конкурирующих продавцов и свободно при0

обретающих те или иные активы покупателей. Курс той или иной

национальной валюты может резко упасть, если сильный маркетмейкер примет решение выставить на продажу слишком большой

объем. Зная это свойство рынка, маркетмейкеры иногда использу0

ют его для «вычищения стопов» — сильными участниками рынка

создается избыточное предложение в тот момент, когда более мел0

кие участники уже открыли длинные позиции; в результате цены

падают и срабатывают стоп0ордера. Таким образом, падение цены

при увеличении предложения — реально существующий факт. В то

же время курсы валют или цены акций начинают резко расти, если

оказывается, что спрос на финансовый актив сильно превышает

предложение. Все это, безусловно, относится к воздействию на ры0

нок тех его участников, цель работы которых исключительно ком0

мерческая, т. е. — извлечение прибыли.

Но одновременно законом спроса и предложения в целях регу0

лирования курса национальной валюты пользуются и государствен0

ные структуры. Меры, предпринимаемые центральными банками

в этом контексте, называются интервенциями.

Спрос и предложение — два важнейших понятия, с помо0

щью которых описывается взаимодействие продавцов и покупате0

лей, каждый из которых стремится к максимально полному удов0

летворению своих потребностей. Этим понятиям следует уделить

особое внимание, поскольку они помогают понять причины паде0

ния и роста цен на финансовые активы при увеличении предложе0

ния или сокращении спроса.

Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут

предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы — про0

дать по более высокой. То есть цена товара является одним из важ0

нейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одно0

временно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на

каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя воз0

можности удовлетворять ту же потребность иным близким по на0

значению товаром, а на предложение — уровень развития техноло0

гии в данной отрасли.

Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворя0

ются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с дру0

гом, образуется так называемый рынок, т. е. система экономических

отношений между покупателями и поставщиками товара, в резуль0

тате которых между ними совершаются сделки.

Спрос и предложение товаров являются подлинными регулято0

рами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономики

лежит взаимодействие спроса и предложения.

В рыночной экономике понятие «спрос» наряду с понятием «пред0

ложение» относится к числу фундаментальных. Распространена

даже шутка, что попугая, умеющего произносить слова «спрос» и

«предложение», можно считать образованным экономистом.

Спрос — это платежеспособная потребность, сумма денег, кото0

рую покупатели могут и намерены заплатить за товар. Спрос нельзя

отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается

в каком0то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупатель0

ским спросом, т. е. совокупная величина потребностей превышает

платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью

удовлетворены. Таким образом, платежный спрос — это спрос на то0

вары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей.

Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить

все свои потребности путем приобретения различных товаров (фи0

нансовых инструментов). Однако он ограничен в своих действиях

имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет

возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров.

Таким образом, покупатель будет стремиться составить определен0

ную комбинацию различных планируемых для покупки товаров,

которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одно0

временно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные

потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос — наме0

рение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их

возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой

группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.

Величиной спроса называется количество товара, которое поку0

патели готовы (т. е. хотят, могут) купить при данной цене в тече0

ние определенного периода: дня, недели и т. п.

Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем

выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить,

и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди

готовы купить. Это соотношение называется законом спроса.

Измеряя спрос количеством товаров, которые покупатели гото0

вы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (P)

некоторой убывающей функцией Q = D(P) и наглядно представить

закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса

(рис. 4.6.1).

Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые мо0

гут быть поставлены на рынок поставщиками и предложены поку0

пателям для покупки.

Если в случае с покупателями цена влияет на величину спроса

на товар или услугу, то для продавцов она определяет величину

предложения. Величиной предложения называется количество

товара, которое будет предложено для продажи при данной цене

в данный период.

Закон предложения состоит в следующем: чем выше цена, тем

больше величина предложения; чем ниже цена, тем меньше вели0

чина предложения. Этот закон — следствие того, что любой прода0

вец заинтересован в получении максимального дохода, соответ0

ственно, рост цены в данном случае подразумевает, что производить

и продавать данный конкретный товар становится еще выгоднее.

Кривая предложения может быть схематично представлена гра0

фически так, как показано на рис. 4.6.2.

В условиях рыночной конкуренции взаимодействие рыночного

спроса и рыночного предложения регулирует цену до того момен0

та, когда величины спроса и предложения совпадают и устанавли0

вается «равновесная цена».

Равновесная цена устанавливается в результате уравновеши0

вания спроса и предложения, когда количество товаров, которые

покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. Другими словами,

равновесная цена — это цена такого уровня, когда объем предложе0

ния соответствует объему спроса.

Рыночное равновесие устанавливается на вполне определенный

период времени, поскольку спрос и предложение в течение време0

ни меняются. Изменение либо спроса, либо предложения влечет за

собой изменение равновесной цены. Устойчивое равновесие уста0

навливается тогда, когда объем предложения приспосабливается к

объему спроса, а цена приближается к равновесной цене. В каждый

последующий момент времени рыночное равновесие устанавлива0

ется как некоторое новое значение равновесной цены (рис. 4.6.3,

D — спрос, а S — предложение).

В результате свободной конкуренции на рынке формируется оп0

ределенный предел роста и снижения цен. Он выступает в виде цены

спроса и цены предложения. Цена спроса — это та максимальная

цена, которую покупатели согласны заплатить за товар, а цена пред0

ложения — это та минимальная цена, по которой продавец все еще

согласен продавать свой товар, чтобы не понести убытка.

На существовании равновесной цены основан любой рынок — и

валютный, и товарный, и фондовый. Каждый из них — сфера взаи0

модействия свободно конкурирующих продавцов и свободно при0

обретающих те или иные активы покупателей. Курс той или иной

национальной валюты может резко упасть, если сильный маркетмейкер примет решение выставить на продажу слишком большой

объем. Зная это свойство рынка, маркетмейкеры иногда использу0

ют его для «вычищения стопов» — сильными участниками рынка

создается избыточное предложение в тот момент, когда более мел0

кие участники уже открыли длинные позиции; в результате цены

падают и срабатывают стоп0ордера. Таким образом, падение цены

при увеличении предложения — реально существующий факт. В то

же время курсы валют или цены акций начинают резко расти, если

оказывается, что спрос на финансовый актив сильно превышает

предложение. Все это, безусловно, относится к воздействию на ры0

нок тех его участников, цель работы которых исключительно ком0

мерческая, т. е. — извлечение прибыли.

Но одновременно законом спроса и предложения в целях регу0

лирования курса национальной валюты пользуются и государствен0

ные структуры. Меры, предпринимаемые центральными банками

в этом контексте, называются интервенциями.