2.2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ЕВРОПЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 

Применение японского опыта управления качеством не сводилось к слепому копированию мето-

дов и средств, а сопровож-

далось некоторыми нововведениями, самым существенным из

которых можно считать акцент на сертификации систем качества

и производств третьей стороной. Результатом повышенного внимания к документированию систем

качества явилось появ-

ление семейства британских стандартов BS 5750, впоследствии

взятых за основу в первой редакции международных стандартов

ИСО–9000.

Европейский фонд управления качеством (EFQM) находится в Брюсселе. Он объединяет отдельные

компании и уполномоченные национальные организации, которые представляют собой важнейшие эко-

номические регионы Европы. Применяя самые передовые методы менеджмента, EFQM помогает евро-

пейским предприятиям в создании высококачественных товаров и услуг. EFQM, являясь некоммерче-

ским партнерством, предоставляет своим членам необходимую информацию и различные сетевые услу-

ги. Помимо этого, Фонд присуждает престижные премии по качеству, определяет уровни делового со-

вершенства, реализует учебные программы, проводит семинары и симпозиумы, создает рабочие группы

и продвигает специальные проекты по методам и средствам повышения качества на предприятиях раз-

ных типов.

EFQM основан в 1988 г. президентами четырнадцати крупнейших европейских компаний при под-

держке и содействии Европейской комиссии (ЕК). Сегодня EFQM объединяет более 800 компаний. Ос-

новным мотивом создания этой мощной организации стала потребность в разработке Европейской мо-

дели повышения качества на основе тех, что использовались при оценке соискателей премий Малколь-

ма Болдриджа в США и Деминга в Японии. Обе упомянутые модели способствовали заметному повы-

шению качества товаров и услуг тех организаций, которые их применяли.

Европейская модель делового совершенства, получившая название Модель делового совершенства

EFQM, впервые была применена в 1991 г. и использовалась в качестве общей схемы самооценки, про-

водимой компаниями. Это модель также стала основой для оценки соискателей Европейской премии по

качеству, впервые присужденной в 1992 г.

С момента своего создания EFQM руководствуется идеей создания сильных европейских органи-

заций, которые применяют

в своей деятельности и во взаимоотношениях со своими работниками, акционерами, потребителями и

обществом в целом принципы ТQМ.

Цели и задачи EFQM: стимулирование европейских предприятий и организаций к проведению ме-

роприятий, направленных на достижение делового совершенства, т.е. на повышение уровня удовлетво-

ренности потребителей и собственных работников, а также на получение более высоких деловых ре-

зультатов и положительное влияние на общество; оказание поддержки менеджерам европейских орга-

низаций в ускоренном внедрении принципов ТQМ как решающего фактора в достижении глобальной

конкурентоспособности.

В 2000 г. EFQM пересмотрел свои взгляды, цели и задачи. Сегодня Фонд видит свою миссию в со-

действии созданию благоприятных условий для процветания европейских компаний. При этом свою

собственную деятельность EFQM намерен организовать таким образом, чтобы сделать Фонд «движу-

щей силой для существенного продвижения европейских предприятий к достижению делового совер-

шенства».

Внедрение программ ТQМ приносит предприятиям значительные выгоды, выражающиеся в повы-

шении эффективности, сокращении собственных затрат, в повышении уровня удовлетворенности всех

заинтересованных сторон и в конечном итоге – в улучшении всех деловых показателей.

В состав EFQM входят более 800 организаций из 38 стран мира. В их числе организации и предпри-

ятия разного масштаба – крупные, средние и малые. Многие из них являются создателями наиболее ус-

пешных и влиятельных мировых брендов. Фонд также включает в себя учебные и научно-

исследовательские учреждения, консалтинговые организации в области менеджмента и различные на-

циональные ассоциации делового совершенства, включая уполномоченных национальных представите-

лей. Страны СНГ представлены в EFQM следующими организациями: «Центр испытаний и сертифика-

ции», «Тест-С.-Петербург», «Диджитал Дизайн», «Микрон», «Машиностроительный завод», «Россий-

ский морской регистр», «Учебно-методический центр» (Россия), «АгроСоюз», Межотраслевой центр

качества «Прирост» (Украина) [3].

В общественном секторе экономики большинство компаний используют организационную струк-

туру ЕЩМ в качестве средства быстрого развития и совершенствования услуг, предоставляемых обще-

ству.

Применение японского опыта управления качеством не сводилось к слепому копированию мето-

дов и средств, а сопровож-

далось некоторыми нововведениями, самым существенным из

которых можно считать акцент на сертификации систем качества

и производств третьей стороной. Результатом повышенного внимания к документированию систем

качества явилось появ-

ление семейства британских стандартов BS 5750, впоследствии

взятых за основу в первой редакции международных стандартов

ИСО–9000.

Европейский фонд управления качеством (EFQM) находится в Брюсселе. Он объединяет отдельные

компании и уполномоченные национальные организации, которые представляют собой важнейшие эко-

номические регионы Европы. Применяя самые передовые методы менеджмента, EFQM помогает евро-

пейским предприятиям в создании высококачественных товаров и услуг. EFQM, являясь некоммерче-

ским партнерством, предоставляет своим членам необходимую информацию и различные сетевые услу-

ги. Помимо этого, Фонд присуждает престижные премии по качеству, определяет уровни делового со-

вершенства, реализует учебные программы, проводит семинары и симпозиумы, создает рабочие группы

и продвигает специальные проекты по методам и средствам повышения качества на предприятиях раз-

ных типов.

EFQM основан в 1988 г. президентами четырнадцати крупнейших европейских компаний при под-

держке и содействии Европейской комиссии (ЕК). Сегодня EFQM объединяет более 800 компаний. Ос-

новным мотивом создания этой мощной организации стала потребность в разработке Европейской мо-

дели повышения качества на основе тех, что использовались при оценке соискателей премий Малколь-

ма Болдриджа в США и Деминга в Японии. Обе упомянутые модели способствовали заметному повы-

шению качества товаров и услуг тех организаций, которые их применяли.

Европейская модель делового совершенства, получившая название Модель делового совершенства

EFQM, впервые была применена в 1991 г. и использовалась в качестве общей схемы самооценки, про-

водимой компаниями. Это модель также стала основой для оценки соискателей Европейской премии по

качеству, впервые присужденной в 1992 г.

С момента своего создания EFQM руководствуется идеей создания сильных европейских органи-

заций, которые применяют

в своей деятельности и во взаимоотношениях со своими работниками, акционерами, потребителями и

обществом в целом принципы ТQМ.

Цели и задачи EFQM: стимулирование европейских предприятий и организаций к проведению ме-

роприятий, направленных на достижение делового совершенства, т.е. на повышение уровня удовлетво-

ренности потребителей и собственных работников, а также на получение более высоких деловых ре-

зультатов и положительное влияние на общество; оказание поддержки менеджерам европейских орга-

низаций в ускоренном внедрении принципов ТQМ как решающего фактора в достижении глобальной

конкурентоспособности.

В 2000 г. EFQM пересмотрел свои взгляды, цели и задачи. Сегодня Фонд видит свою миссию в со-

действии созданию благоприятных условий для процветания европейских компаний. При этом свою

собственную деятельность EFQM намерен организовать таким образом, чтобы сделать Фонд «движу-

щей силой для существенного продвижения европейских предприятий к достижению делового совер-

шенства».

Внедрение программ ТQМ приносит предприятиям значительные выгоды, выражающиеся в повы-

шении эффективности, сокращении собственных затрат, в повышении уровня удовлетворенности всех

заинтересованных сторон и в конечном итоге – в улучшении всех деловых показателей.

В состав EFQM входят более 800 организаций из 38 стран мира. В их числе организации и предпри-

ятия разного масштаба – крупные, средние и малые. Многие из них являются создателями наиболее ус-

пешных и влиятельных мировых брендов. Фонд также включает в себя учебные и научно-

исследовательские учреждения, консалтинговые организации в области менеджмента и различные на-

циональные ассоциации делового совершенства, включая уполномоченных национальных представите-

лей. Страны СНГ представлены в EFQM следующими организациями: «Центр испытаний и сертифика-

ции», «Тест-С.-Петербург», «Диджитал Дизайн», «Микрон», «Машиностроительный завод», «Россий-

ский морской регистр», «Учебно-методический центр» (Россия), «АгроСоюз», Межотраслевой центр

качества «Прирост» (Украина) [3].

В общественном секторе экономики большинство компаний используют организационную струк-

туру ЕЩМ в качестве средства быстрого развития и совершенствования услуг, предоставляемых обще-

ству.