2.2. Тест «Современный ли вы руководитель?»

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 

Развитие качеств современного руководителя является важнейшей составной частью подготовки менеджеров как в системе обучения и повышения квалификации, так и в процессе самообразования. Существенную помощь в развитии и оценке этих качеств может оказать метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК).

Оценку степени развития своих управленческих качеств студентам целесообразно осуществлять в три этапа.

Первый этап. В тестах отметьте наиболее значительные, с вашей точки зрения, качества руководителя. Для этого поставьте в графе «В» (важность) против каждого качества оценку ее важности по пятибалльной системе (или 0 при полном отсутствии качества). Если отдельные позиции покажутся вам несущественными, поставьте в графе низкий балл. Однако подумайте, в каких условиях и для какого типа руководителей они могут пригодиться.

Второй этап. Во второй графе «И» (исполнение) проставьте оценку своего соответствия данному качеству по пятибалльной системе (или 0 при отсутствии качества).

Третий этап. Подведение итогов тестирования. Результатом тестирования по МАСТАК является сумма баллов, отражающая количественную оценку степени развития тех или иных качеств руководителя.

Можно применить и другой метод для самооценки собственных качеств. Сравнив проставленные вами оценки в графах «В» и «И», вы увидите небольшие несовпадения. Это позволит вам выявить те факторы, на которые следует обратить особое внимание в процессе самоподготовки и повышения уровня своих качеств.

Тест состоит из следующих блоков:

1) профессиональная компетентность;

2) организаторские качества;

3) деловитость;

4) нравственные качества;

5) политическая культура;

6) работоспособность;

7) интегральная оценка качеств руководителя.

Рассмотрим каждый блок.

1. Профессиональная компетентность

Формирование профессиональной компетентности – важнейшая составная часть подготовки руководителя в процессе как специального обучения, так и самообразования.

Профессиональная компетентность руководителя может быть охарактеризована следующими основными критериями:

• организационно‑управленческая культура;

• экономическая культура;

• правовая культура;

• опыт руководства;

• опыт предпринимательства.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

1.1. Организационно‑управленческая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)

1.2. Экономическая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)

1.3. Правовая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)

1.4. Опыт руководства (оценивается в баллах от 0 до5)

1.5. Опыт предпринимательства (оценивается в баллах от 0 до 5)

2. Организаторские качества

Организаторские способности руководителя можно охарактеризовать следующими основными группами качеств:

• тяга к лидерству;

• умение контактировать с людьми (коммуникабельность);

• умение организовывать совместную трудовую деятельность коллектива;

• личный авторитет.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

2.1. Тяга к лидерству (оценивается в баллах от 0 до 5)

2.2. Умение контактировать с людьми (коммуникабельность) (оценивается в баллах от 0 до 5)

2.3. Умение организовать совместную деятельность в трудовом коллективе (оценивается в баллах от 0 до 5)

2.4. Личный авторитет (оценивается в баллах от 0 до 5)

3. Деловитость

Понятие «деловой человек» можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле это человек, имеющий собственное дело, т. е. предприниматель. Он знает и что делать, и как делать; инициирует идеи, определяет стратегию действий, претворяет их в жизнь. Это может быть фермер, арендатор, кооператор, владелец какого– то частного предприятия и пр. К ним в определенном смысле можно отнести хозяйственных руководителей, менеджеров, работающих в условиях, близких к рыночным.

Человек, стремящийся к предпринимательству, может рассчитывать на успех, если он профессионально компетентен, обладает организаторскими, административными способностями, характеризуется деловитостью, высокой политической культурой, нравственностью и работоспособностью.

Более узкое, конкретизированное понимание понятия делового человека исходит из наличия у него хороших деловых качеств, суммируемых как деловитость. Такие люди хорошо вписываются в любой предпринимательский коллектив. Без деловитости не может быть предпринимательства, настоящего дела.

Деловитость включает три основных компонента:

• умение стратегически мыслить (стратегия личности);

• предприимчивость (тактика деятельности);

• личная организованность.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

3.1. Умение стратегически мыслить (оценивается в баллах от 0 до 5)

3.2. Предприимчивость (оценивается в баллах от 0 до 5)

3.3. Личная организованность (оценивается в баллах от 0 до 5)

4. Нравственные качества

Самооценка нравственных качеств помогает хозяйственному руководителю совершенствовать их в процессе своей деятельности; ее целесообразно использовать при выдвижении резерва на руководящие посты, аттестации кадров, а также в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Нравственные качества руководителя можно разделить на две основные группы:

• духовные качества;

• культура поведения.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

4.1. Духовные качества (оценивается в баллах от 0 до 5)

4.2. Культура поведения (оценивается в баллах от 0 до 5)

5. Политическая культура

Политическую культуру руководителя можно разделить на три основные группы:

• общая политическая культура;

• умение понимать и учитывать общественные интересы;

• умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

5.1. Общая политическая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)

5.2. Умение понимать и учитывать общественные интересы (оценивается в баллах от 0 до 5)

5.3. Умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива (оценивается в баллах от 0 до 5)

6. Работоспособность

Работоспособность – одно из важнейших качеств современного руководителя. Работоспособность руководителя можно охарактеризовать следующими основными группами качеств:

• физический потенциал;

• эмоционально‑волевой потенциал.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

6.1. Физический потенциал (оценивается в баллах от 0 до 5)

6.2. Эмоционально‑волевой потенциал (оценивается в баллах от 0 до 5)

2.3. Тест «Можете ли вы быть руководителем?»

Умение руководить очень важно как для бизнеса, так и для менеджмента. Это искусство состоит из двух составляющих – способности увидеть, что нужно сделать, и способности сообщить об этом остальным.

Этот тест поможет вам оценить наличие у вас таланта руководителя.

Подберите наиболее подходящий ответ [15, с. 161]:

1. Основной принцип в распределении обязанностей – это:

A. Передать другим по возможности большую часть обязанностей.

Б. Убедиться, что вам известны все детали.

B. Утверждать все принятые решения.

Г. Делать все самому.

2. Ваш подчиненный (сотрудник, родственник) обдумал проблему, но не смог ее решить. Вы:

A. Подскажете ему решение.

Б. Поможете ему найти решение самостоятельно.

B. Предложите несколько решений на выбор.

3. Нужно хвалить сделанную работу:

A. Только если она этого заслуживает.

Б. Никогда, чтобы люди не зазнавались.

B. Часто, даже незаслуженно, чтобы поощрить людей.

4. Если вы ошиблись и ваш подчиненный это знает, вы:

А. Открыто признаете ошибку.

Б. Обвините кого‑то другого.

В. Воспользуетесь случаем преподать другим урок.

5. Ответьте «да» или «нет».

A. Я часто составляю списки дел для себя и других.

Б. Я обычно делаю какую‑то работу сам, прежде чем дать такое же задание другому.

B. Я считаю, что хороший начальник должен постоянно следить за своими подчиненными.

Г. Я считаю, что люди на руководящих должностях должны вести себя так же, как их подчиненные, чтобы возникло чувство коллективизма.

6. В течение 7 сек ответьте, какой из четырех прямоугольников (рис. 1) разделен на большее количество частей.

Рис. 1

2.4. Тест «Ваши деловые качества»

Ответьте «да» или «нет».

1. Вы склонны детально беседовать со своими коллегами по работе больше, чем со своими друзьями.

2. Вы очень пунктуальны.

3. Вы предпочитаете отдыхать в субботу после полудня, а не в воскресенье.

4. Вы лучше себя чувствуете, когда работаете, чем когда бездельничаете.

5. Вы тщательно планируете свое времяпрепровождение.

6. Вы раздражаетесь, когда ваши друзья заставляют вас ждать.

7. Ваши друзья считают, что с вами легко ладить.

8. Работая, вы часто забываете о близких.

9. Вы находите время для работы даже в самых трудных условиях.

10. Вы всегда до мельчайших подробностей планируете свои действия.

11. Вам нравится болтать в перерывах между совещаниями.

12. Ваши друзья занимаются примерно таким же делом, как и вы.

13. Вы стараетесь работать, даже когда бываете нездоровы.

14. Все, что вы читаете, относится к сфере вашей трудовой деятельности.

15. Вы остаетесь на работе позднее, чем ваши коллеги.

16. Просыпаясь ночью, вы думаете о работе.

17. Вы мечтаете о том, чтобы на работе не было неурядиц.

18. В играх вы такой же азартный, как и на работе.

19. Отдых вам быстро надоедает.

20. В дни отдыха вы часто готовитесь к трудовой неделе.

2.5. Тест «Ваша коммуникабельность»

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант ответа.

1. Находясь в купе или салоне самолета, вы предпочитаете:

а) обычно молчать, не вступая в контакты с соседями;

б) контактировать по необходимости, но без охоты;

в) инициативно вступать в контакты без всяких затруднений;

г) делиться с незнакомыми своими сокровенными мыслями.

2. Вы поддерживаете отношения с друзьями, родственниками, предпочитая:

а) редкие визиты (3–4 раза в год);

б) более частые визиты (5‑10 раз в год);

в) регулярные взаимные посещения (чаще одного раза в месяц);

г) еженедельные и более частые визиты.

3. Сколько поздравительных открыток вы получаете в год?

а) 1–5;

б) 6‑10;

в) 11–15;

г) 16–20 и более.

4. Если вы уже закончили школу (вуз), то судьба скольких ваших товарищей по учебе известна вам подробно?

а) 1–3;

б) 4‑10;

в) 11–15;

г) 16–20 и более.

5. В среднем у вас уходит на телефонный разговор:

а) 1–3 мин;

б) 4–5 мин;

в) 6‑10 мин;

г) от 15 мин и более.

6. Читая (или прочитав) новую книгу, вы обычно:

а) обдумываете прочитанное;

б) отвечаете на вопросы о прочитанном, но неохотно;

в) охотно отвечаете на вопросы о прочитанном;

г) по своей инициативе делитесь впечатлениями.

7. Во время киносеанса, спектакля, концерта вы обычно:

а) не любите, чтобы при вас кто‑то выражал свои впечатления;

б) терпимо относитесь к этому, вам это бывает интересно;

в) иногда перебрасываетесь репликами со знакомыми;

г) не можете все время сидеть молча, стараетесь выражать свое мнение почаще.

8. Встречаясь на улице со знакомыми, вы:

а) если нет срочных дел к ним, киваете и проходите мимо;

б) отвечаете на приветствие и обмениваетесь краткими репликами;

в) не замечаете, кто поздоровался первым, охотно узнаете о новостях;

г) первым останавливаетесь, здороваясь, расспрашиваете, рассказываете о себе.

9. Возвращаясь домой после работы (учебы), вы предпочитаете:

а) молчать;

б) кратко отвечать на вопросы;

в) расспрашивать своих домашних о новостях, но без охоты, формально;

г) заинтересованно расспрашивать и рассказывать о себе.

10. Находясь в чужом городе (незнакомом районе) и разыскивая нужное вам учреждение, адрес которого вы не знаете (известно только, что оно должно быть где‑то недалеко от остановки автобуса, на которой вы вышли), вы обычно предпочитаете:

а) обойти близлежащие улицы, самостоятельно разыскивая нужное вам учреждение;

б) определить среди прохожих («на глаз») местного жителя, задать ему вопрос, а в случае неудовлетворительного ответа продолжать самостоятельный поиск;

в) останавливать прохожих просьбой о помощи, но испытываете при этом чувство неловкости;

г) прибегать к помощи прохожих, не испытывая смущения.

11. Во время прогулки по городу, парку, за городом вы предпочитаете:

а) одиночество;

б) общество одного человека;

в) общество нескольких друзей или близких;

г) множество людей (коллективные вылазки, культпоходы и пр.).

12. Заметив на знакомом (близком, родственнике) обновку, вы:

а) оцениваете ее молча;

б) высказываете мнение, если спрашивают;

в) по своей инициативе высказываете мнение;

г) расспрашиваете о цене, о том, где обновка приобретена, комментируете свои впечатления.

13. При чтении художественной литературы вы обычно:

а) предпочитаете короткое стихотворение, новеллу;

б) цикл стихов, сборник новелл;

в) не обращаете внимания на жанр – лишь бы было интересно;

г) читаете обстоятельные романы и поэмы, которые заслужили авторитет критики, значительны по теме и пр.

14. Попав случайно в незнакомую компанию, вы:

а) чувствуете себя чрезвычайно стесненно, хотите уйти;

б) контактируете, но без особого желания;

в) рады новым знакомствам;

г) чрезвычайно рады новым людям, стараетесь узнать о них подробно и показать себя с лучшей стороны.

15. Если вы пишете стихи, рассказы, дневники и пр., то вы обычно:

а) не делитесь написанным ни с кем;

б) иногда делитесь частью написанного с тем, кому особо доверяете;

в) охотно читаете написанное, если вас об этом просят;

г) по своей инициативе читаете написанное, так как вам интересно мнение других. Отрицательное мнение или чересчур сдержанная похвала вас в определенной мере огорчает.

16. Когда вас в гостях угощают неким новым блюдом, понравившимся вам, вы обычно:

а) едите с удовольствием, но не высказываете своего мнения;

б) можете одобрить, если поинтересуются вашим мнением;

в) по своей инициативе хвалите блюдо;

г) не только хвалите, но и расспрашиваете о рецепте, просите своих домашних приготовить это блюдо и пр.

17. Выберите лучший тип заголовка (не произведение, а его тип!):

а) Ссора;

б) Ссора соседей;

в) Глупая ссора соседей;

г) Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

18. Если вы замечаете, что кто‑то из ваших хороших знакомых чересчур словоохотлив, то вы:

а) можете намекнуть ему на это, так как этот недостаток вас серьезно раздражает;

б) не особенно реагируете на словоохотливость других;

в) любите послушать, лишь бы было интересно;

г) сами словоохотливы, и сходное качество собеседника позволяет вам выразить себя.

19. На вопрос «Который час?» в ситуации, когда у вас нет при себе часов, вы ответите, вероятнее всего, так:

а) «Не знаю»;

б) «Не знаю, у меня нет часов, извините»;

в) «С удовольствием бы ответил, но у меня, к сожалению, нет при себе часов»;

г) «Я бы с превеликим удовольствием ответил на ваш вопрос, но у меня сейчас часы в ремонте, я сам испытываю большие неудобства, но что же делать?!»

20. Во время публичной лекции (доклада, выступления) в случае, если тема вам интересна, а выступающий высказывает спорные или неверные, на ваш взгляд, мысли, вы обычно:

а) испытываете некоторое желание возразить, но не реализуете его;

б) испытываете желание высказаться, но без досады реагируете на обстоятельства, помешавшие вам реализовать свое желание;

в) свободно можете реализовать свое желание с помощью записки;

г) добиваетесь возможности публично возразить докладчику.

21. Прочитав дискуссионную статью в газете (журнале) на тему, вас волнующую, вы обычно:

а) думаете, что могли бы выступить в дискуссии, но не принимаетесь за статью, письмо и пр., постепенно забывая о своем намерении;

б) обдумываете свой возможный ответ, статью, набрасываете план, собираете материал, составляете черновик, но не слишком огорчаетесь, если что‑то помешало вам довести дело до конца;

в) пишите статью (письмо в редакцию), отсылаете, но не принимаете близко к сердцу отказ опубликовать;

г) в случае отказа опубликовать ваш материал снова пишите в редакцию, посылаете новый вариант. Трудность выразить публично свое мнение вас серьезно задевает.

22. Подчеркните желательное для вас качество в ваших собеседниках:

а) крайняя сдержанность;

б) контактность, направленная преимущественно на вас;

в) заметная общительность;

г) неограниченная контактность.

23. Оцените себя, подчеркнув в приведенном перечне свойственный вам доминирующий уровень общения (коммуникабельности):

а) низкий;

б) близкий к среднему;

в) довольно высокий;

г) высокий, приближающийся к наивысшему.

2.6. Тест «Соответствие индивидуальных особенностей человека профессии менеджера»

Если у вас нет 100 %‑ной уверенности в правильности выбора профессии менеджера, то целесообразно лишний раз проверить себя. Ответьте на следующие вопросы:

1. Есть ли у вас желание начать собственное дело, т. е. стать предпринимателем, трудиться на себя, а не на других, но, как говорится, «вкалывать на всю катушку», не считаясь со временем, выходными днями и праздниками?

2. Располагаете ли вы необходимой энергией для самых решительных действий при любых неожиданных жизненных поворотах?

3. Согласны ли вы принять участие в сделке, если нет достаточной ясности и определенности, но выигрыш, возможно, будет большой?

4. Откажетесь ли вы от гарантированной работы со средним заработком, предпочтя ей менее надежную, но более доходную?

5. Любите ли вы новые идеи и концепции, причем самые неожиданные?

6. Способны ли вы постоянно генерировать оригинальные идеи, реализация которых дает прибыль?

7. Желаете ли вы испытать себя в весьма рискованных ситуациях?

8. Способны ли вы принять пари на сумму, которой в данный момент не располагаете?

9. Откажетесь ли вы от малопривлекательной работы, если нет гарантии, что будет другая, лучше оплачиваемая?

10. Будете ли вы предлагать новые идеи, если реакция на них вашего руководства неопределенна?

11. Независимый ли у вас характер?

12. Располагаете ли вы большим запасом жизненной энергии?

13. Любите ли вы острые ощущения?

14. Будете ли вы выполнять работу, связанную с многочисленными разъездами?

15. Если бы вам пришлось играть в азартные игры, то предпочли бы вы самые крупные ставки?

16. Опасаетесь ли вы крутых жизненных поворотов?

2.7. Тест «Соответствие здоровья человека профессии менеджера»

1. Переживаете ли вы из‑за неприятностей долгое время?

Да (5), часто (4), иногда (2), никогда (1).

2. Много ли времени вы уделяете себе вечером?

Свыше трех часов (0), два часа (0), один час (0), меньше часа (2), ни минуты (4).

3. Перебиваете ли вы собеседника, объясняющего вам что‑то с излишними подробностями?

Да (3), часто (4), редко (1), нет (0).

4. Вечно ли вы спешите?

Да (5), спешу часто (4), спешу иногда (1), никогда не тороплюсь (0).

5. Трудно ли вам обратиться к кому‑либо с просьбой о помощи?

Да (3), зависит от обстоятельств (2), очень редко (1), никогда (0).

6. Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?

Весьма часто (5), иногда (2), никогда (0).

7. Если у другого человека что‑то не получается, есть ли у вас желание сделать это вместо него?

Да (5), часто (4), иногда (2), никогда (0).

8. Сложно ли вам ограничить себя во вкусной еде?

Да (3), часто (2), иногда (1), редко, никогда (0).

9. Делаете ли вы несколько дел одновременно?

Да (5), часто (4), иногда (3), редко (1), никогда (0).

10. Бывает ли, что во время беседы ваши мысли витают где‑то далеко?

Часто (5), нередко (4), бывает (3), очень редко, никогда (0).

11. Сколь часто вам приходит мысль, что люди говорят об очень скучных и бесполезных вещах?

Весьма часто (5), нередко (4), иногда (1), редко, никогда (0).

12. Нервничаете ли вы, выстаивая очередь?

Очень часто (4), часто (3), иногда (2), очень редко (1), никогда (0).

13. Нравится ли вам давать советы другим?

Да (4), как правило (3), иногда (1), редко, никогда (0).

14. Часто ли вы колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда (3), зачастую (2), часто (1), очень редко, никогда (0).

15. Быстро ли вы говорите?

Спеша, скороговоркой (3), довольно торопливо (2), спокойно, рассудительно (0).

2.8. Ключи и результаты тестов

Ключ к тесту 2.2 «Современный ли вы руководитель?»

1. Профессиональная компетентность

1.1. Организационно‑управленческая культура руководителя

Исходя из суммы набранных вами баллов, можно охарактеризовать уровень вашей организационно‑управленческой культуры следующим образом:

До 19 баллов – низкий;

20‑25 баллов – удовлетворительный;

26‑32 балла – высокий;

33‑40 баллов – очень высокий.

1.2. Экономическая культура руководителя

До 7 баллов – низкий;

8‑10 баллов – удовлетворительный;

11‑13 баллов – высокий;

14‑15 баллов – очень высокий.

1.3. Правовая культура руководителя

До 12 баллов – низкий;

13‑17 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

1.4. Опыт руководства

До 10 баллов – недостаточный;

11‑14 баллов – удовлетворительный;

15– 18 баллов – достаточно хороший, что позволяет успешно решать управленческие проблемы;

19‑20 баллов – очень большой опыт руководства, что отражает способность весьма эффективно решать проблемы управления.

1.5. Опыт предпринимательства

До 7 баллов – недостаточный;

8‑10 баллов – удовлетворительный;

11‑13 баллов – высокий;

14‑15 баллов – очень высокий.

1.6. Итоговая оценка профессиональной компетентности руководителя

Для общей оценки уровня профессиональной компетентности следует подсчитать сумму баллов по предлагаемой группе тестов. Для этого в графе «Оценка уровня компетентности по тесту» приведенной таблицы следует проставить тестовые значения ваших характеристик по вышеприведенным тестам. В графе «Количество баллов» необходимо проставить количественную оценку уровня вашей компетентности по каждой группе:

низкий уровень – 2 балла;

удовлетворительный – 3 балла;

высокий – 4 балла;

очень высокий – 5 баллов.

Таблица

Итоговая оценка вашей профессиональной компетентности будет следующей:

до 12 баллов – низкий уровень качеств;

13‑17 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

2. Организаторские качества

2.1. Тяга к лидерству

До 5 баллов – низкая;

6‑7 баллов – средняя;

8‑9 баллов – достаточно устойчивая;

10 баллов – очень высокая.

2.2. Умение контактировать с людьми (коммуникабельность)

до 10 баллов – низкий уровень коммуникабельности;

11‑14 баллов – удовлетворительный;

15‑18 баллов – высокий;

19‑20 баллов – очень высокий.

2.3. Умение организовать совместную деятельность в трудовом коллективе

До 7 баллов – низкий уровень организаторских способностей;

8‑10 баллов – удовлетворительный;

11‑13 баллов – высокий;

14‑15 баллов – очень высокий.

2.4. Личный авторитет

До 12 баллов – низкий уровень привлекательности;

13‑17 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

2.5. Общая оценка организаторских качеств руководителя

Общая оценка уровня организаторских качеств руководителя складывается на базе полученных оценок по предложенной выше группе тестов.

Для этого в графе «Оценка уровня организаторских качеств по тесту» приведенной таблицы надо проставить полученные ранее тестовые значения ваших характеристик (низкий уровень, удовлетворительный, высокий, очень высокий). В другой графе «Количество баллов» следует проставить количественную оценку уровня ваших организаторских качеств по соответствующим группам:

низкий уровень организаторских качеств – 2 балла;

удовлетворительный – 3 балла;

высокий – 4 балла;

очень высокий – 5 баллов.

Таблица

Итоговая оценка ваших организаторских качеств может быть следующей:

до 10 баллов – низкий уровень организаторских качеств;

11‑14 баллов – удовлетворительный;

15‑18 баллов – высокий;

19‑20 баллов – очень высокий.

3. Деловитость

3.1. Умение стратегически мыслить

Исходя из суммы набранных баллов (И) по тесту, можно дать следующую характеристику вашему умению аналитически мыслить:

до 19 баллов – низкая способность к стратегическому мышлению;

20– 27 баллов – посредственное стратегическое мышление;

28‑35 баллов – хорошие способности к стратегическому мышлению;

36‑40 баллов – отличные способности к стратегическому мышлению.

3.2. Предприимчивость (по оценке исполнения)

До 51 балла – низкий уровень предприимчивости;

52‑72 балла – посредственный;

73‑93 балла – высокий;

94‑105 баллов – очень высокий.

3.3. Личная организованность (по оценке исполнения)

До 12 баллов – низкий уровень;

13‑17 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

3.4. Общая самооценка деловитости

Для определения общего уровня деловитости можно использовать результаты тестирования по предложенной выше группе тестов и оценить их, проставив в приведенной таблице свою оценку исполнения:

до 7 баллов – низкий уровень деловитости;

8‑10 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

Таблица

4. Нравственные качества

4.1. Духовные качества

До 24 баллов – низкий уровень качеств;

25‑34 балла – удовлетворительный;

35‑43 балла – высокий;

43‑50 баллов– очень высокий.

4.2. Культура поведения

До 22 баллов – низкий уровень моральных качеств;

23‑30 баллов – удовлетворительный;

31‑39 баллов – высокий;

40‑45 баллов – очень высокий.

4.3. Общая оценка нравственных качеств руководителя

Для получения общей оценки уровня нравственных качеств необходимо рассчитать сумму баллов по предложенным выше тестам.

Для этого в графе «Оценка уровня нравственных качеств по тесту» приведенной таблицы нужно проставить фактические тестовые значения ваших характеристик по вышеприведенным тестам. В графе «Количество баллов» следует проставить количественную оценку уровня ваших моральных качеств по соответствующим группам:

низкий уровень – 2 балла;

удовлетворительный – 3 балла;

высокий очень – 4 балла;

высокий – 5 баллов.

Таблица

Общая оценка уровня ваших моральных качеств может быть следующей:

до 5 баллов – низкий уровень;

6‑7 баллов – удовлетворительный;

8‑9 баллов – высокий;

10 баллов – очень высокий.

5. Политическая культура

5.1. Общая политическая культура

До 20 баллов – низкий уровень;

21‑28 баллов – удовлетворительный;

29‑32 балла – высокий;

33‑40 баллов – очень высокий.

5.2. Умение понимать и учитывать общественные интересы

До 12 баллов – низкий уровень понимания общественных интересов;

13‑17 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

5.3. Умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива

До 15 баллов – недостаточное внимание к интересам коллектива и потребностям каждого работника;

16‑21 балл – отношение к коллективным и личным интересам удовлетворительное;

22‑27 баллов – вы оказываете достаточно внимания интересам и нуждам в руководимом вами коллективе;

28‑30 баллов – вы являетесь достойным представителем своего трудового коллектива, выражаете его интересы, внимательны к своим работникам.

5.4. Общая оценка политической культуры

Общая оценка политической культуры складывается на базе полученных оценок по вышеназванной группе тестов.

Проставьте в таблице тестовые значения ваших характеристик, исходя из следующих оценок:

низкий уровень – до 2 баллов;

удовлетворительный – 3 балла;

высокий – 4 балла;

очень высокий – 5 баллов.

Таблица

Ключ к итоговому тесту:

Итоговая оценка политической культуры может быть следующей:

до 7 баллов – низкий уровень;

8‑10 баллов – средний;

11‑13 баллов – хороший;

14‑15 баллов – высокий уровень.

6. Работоспособность

6.1. Физиологический потенциал

До 25 баллов – низкий уровень здоровья;

26‑35 баллов – средний;

36‑45 баллов – хороший;

46‑50 баллов – отличный.

6.2. Эмоционально‑волевой потенциал

До 25 баллов – низкий уровень эмоционально‑волевых резервов;

26‑35 баллов – средний;

36‑45 баллов – хороший;

46‑50 баллов – отличный.

6.3. Итоговая оценка работоспособности

Таблица

До 5 баллов – низкий уровень работоспособности;

6‑7 баллов – средний;

8‑9 баллов – высокий;

10 баллов – очень высокий.

7. Интегральная оценка качеств менеджера

Проставьте итоговые оценки по каждому блоку качеств в таблице, исходя из следующих значений:

низкий уровень качеств – до 2 баллов;

средний (удовлетворительный) уровень – 3 балла;

высокий уровень – 4 балла;

очень высокий уровень – 5 баллов.

Таблица

Ключ к тесту

До 15 баллов – ваших качеств недостаточно для менеджера;

15‑21 балл – вы имеете удовлетворительный уровень качеств менеджера;

22‑27 баллов – вы обладаете качествами хорошего менеджера;

28‑30 баллов – по своим качествам вы отличный менеджер.

Ключ к тесту 2.3 «Можете ли вы быть руководителем?»

Ответы:

1. А; 2. Б; 3. А; 4. А; 5. А, Б – «Да»; В, Г – «Нет»; 6. Прямоугольник В (В разделен на 13 частей, а остальные – на 10). Это задание позволяет проверить быстроту реакции и способность мгновенно принимать решение. Оба качества важны для успешного руководства.

Засчитайте себе по 2 балла за каждый правильный ответ.

16–18 баллов. Это отличный результат. Вы наблюдательны и хорошо разбираетесь в людях. Вы умеете обращаться с людьми, поощряете их, демонстрируя свое доверие.

12–14 баллов. Это хороший результат. Часто люди, которые его получают, не отвечают на последний вопрос, причем обычно из– за нехватки времени или терпения.

6‑10 баллов. Результат слабый, но при желании его можно исправить. Берите пример с человека, у которого хорошие способности к руководству.

0–4 балла. Плохой результат. Его обычно получают закоренелые пессимисты, которые не верят в человечество и стремятся все делать самостоятельно. У вас замашки диктатора. Поймите, что нельзя всегда и везде успеть.

Ключ к тесту 2.4 «Ваши деловые качества»

За ответы «да» на вопросы, кроме 7‑го («нет») и 11‑го («нет»), вы получаете по одному баллу.

10 баллов и менее – склонность к безделью.

11‑15 баллов – деловитость.

16‑20 баллов – «работоголия».

Ключ к тесту 2.5 «Ваша коммуникабельность»

Задание, состоящее из 23 серий вопросов, рассчитано на искренность анкетируемых.

В каждой серии имеется четыре позиции, т. е. четыре существенные характеристики коммуникативных проявлений испытуемого. Эти характеристики расположены в порядке убывания уровня коммуникативной активности, причем каждому пункту (позиции) приписывается для исчисления по два балла: характеристика «а» составляет 2 очка; «б» – 4; «в» – 6; «г» – 8.

Если испытуемый все время отмечал п. «а», то оценку его коммуникабельности находят путем умножения 22 на 2, т. е. она равна 44. Это соответствует низкому уровню.

При превалировании п. «б», «в» и «г» получается, соответственно, 88 (22 х 4), 132 (22 х 6) и 176 (22 х 8) баллов, означающих «уровень, близкий к среднему», «близкий к высокому» и «близкий к наивысшему, чаще избыточный». Как правило, реальное число пунктов находится в соответствующих интервалах между крайними числами, редко достигая 176. Тем, кто набрал это количество или близкое к нему, следует больше сдерживать себя, внимательно изучать реакцию окружающих и корректировать свою манеру общения в сторону понижения ее активности.

От 44 до 60 баллов. Вам надо учиться активному общению, преодолевая свою интравертность. Заставляйте себя вступать в общение, не реагируйте болезненно на неудачи и помните, что они заметны больше вам самому, чем другим. Подражайте тем, кто, по вашему мнению, более активен в общении.

От 70 до 100. Вам надо также сознательно повышать активность в общении, но не слишком пересиливая себя.

От 125 до 150 баллов. Это хороший уровень общения, близкий к классической экстравертности.

Задание имеет целью помочь вам правильно оценить разницу между вашим объективным уровнем коммуникабельности и вашей собственной его оценкой. Например, если вы набрали 70 очков, а подчеркнули в задании п. «в», то вам следует больше доверять объективному показателю, чем собственному мнению о себе; вам надо совершенствовать свои возможности общения.

Ключ к тесту 2.6 «Соответствие индивидуальных особенностей человека профессии менеджер»

Подсчитайте, свои положительные ответы; если их 13 и более, вы можете испытать себя в предпринимательстве.

Ключ к тесту 2.7 «Соответствие здоровья человека профессии менеджера»

От 50 до 63 баллов – нервное напряжение велико. Вам нужно подумать о состоянии своего здоровья и изменить образ жизни;

20‑49 баллов – здоровье удовлетворительное, но вам следует приучить себя расслабляться, снимать напряжение;

до 19 баллов – основные ваши черты – спокойствие и уравновешенность. Не обращайте внимание на мелочи, не драматизируйте свои неудачи.

2.9. Контрольные вопросы

1. Что такое управленческая культура руководителя?

2. Для чего нужны руководителю организаторские и деловые качества? В чем их различие?

3. В чем отличие морально‑эстетических качеств руководителя от его морально‑нравственных качеств?

4. Каковы основные производственные качества руководителя?

5. Что такое метод экспертных оценок?

Развитие качеств современного руководителя является важнейшей составной частью подготовки менеджеров как в системе обучения и повышения квалификации, так и в процессе самообразования. Существенную помощь в развитии и оценке этих качеств может оказать метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК).

Оценку степени развития своих управленческих качеств студентам целесообразно осуществлять в три этапа.

Первый этап. В тестах отметьте наиболее значительные, с вашей точки зрения, качества руководителя. Для этого поставьте в графе «В» (важность) против каждого качества оценку ее важности по пятибалльной системе (или 0 при полном отсутствии качества). Если отдельные позиции покажутся вам несущественными, поставьте в графе низкий балл. Однако подумайте, в каких условиях и для какого типа руководителей они могут пригодиться.

Второй этап. Во второй графе «И» (исполнение) проставьте оценку своего соответствия данному качеству по пятибалльной системе (или 0 при отсутствии качества).

Третий этап. Подведение итогов тестирования. Результатом тестирования по МАСТАК является сумма баллов, отражающая количественную оценку степени развития тех или иных качеств руководителя.

Можно применить и другой метод для самооценки собственных качеств. Сравнив проставленные вами оценки в графах «В» и «И», вы увидите небольшие несовпадения. Это позволит вам выявить те факторы, на которые следует обратить особое внимание в процессе самоподготовки и повышения уровня своих качеств.

Тест состоит из следующих блоков:

1) профессиональная компетентность;

2) организаторские качества;

3) деловитость;

4) нравственные качества;

5) политическая культура;

6) работоспособность;

7) интегральная оценка качеств руководителя.

Рассмотрим каждый блок.

1. Профессиональная компетентность

Формирование профессиональной компетентности – важнейшая составная часть подготовки руководителя в процессе как специального обучения, так и самообразования.

Профессиональная компетентность руководителя может быть охарактеризована следующими основными критериями:

• организационно‑управленческая культура;

• экономическая культура;

• правовая культура;

• опыт руководства;

• опыт предпринимательства.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

1.1. Организационно‑управленческая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)

1.2. Экономическая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)

1.3. Правовая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)

1.4. Опыт руководства (оценивается в баллах от 0 до5)

1.5. Опыт предпринимательства (оценивается в баллах от 0 до 5)

2. Организаторские качества

Организаторские способности руководителя можно охарактеризовать следующими основными группами качеств:

• тяга к лидерству;

• умение контактировать с людьми (коммуникабельность);

• умение организовывать совместную трудовую деятельность коллектива;

• личный авторитет.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

2.1. Тяга к лидерству (оценивается в баллах от 0 до 5)

2.2. Умение контактировать с людьми (коммуникабельность) (оценивается в баллах от 0 до 5)

2.3. Умение организовать совместную деятельность в трудовом коллективе (оценивается в баллах от 0 до 5)

2.4. Личный авторитет (оценивается в баллах от 0 до 5)

3. Деловитость

Понятие «деловой человек» можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле это человек, имеющий собственное дело, т. е. предприниматель. Он знает и что делать, и как делать; инициирует идеи, определяет стратегию действий, претворяет их в жизнь. Это может быть фермер, арендатор, кооператор, владелец какого– то частного предприятия и пр. К ним в определенном смысле можно отнести хозяйственных руководителей, менеджеров, работающих в условиях, близких к рыночным.

Человек, стремящийся к предпринимательству, может рассчитывать на успех, если он профессионально компетентен, обладает организаторскими, административными способностями, характеризуется деловитостью, высокой политической культурой, нравственностью и работоспособностью.

Более узкое, конкретизированное понимание понятия делового человека исходит из наличия у него хороших деловых качеств, суммируемых как деловитость. Такие люди хорошо вписываются в любой предпринимательский коллектив. Без деловитости не может быть предпринимательства, настоящего дела.

Деловитость включает три основных компонента:

• умение стратегически мыслить (стратегия личности);

• предприимчивость (тактика деятельности);

• личная организованность.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

3.1. Умение стратегически мыслить (оценивается в баллах от 0 до 5)

3.2. Предприимчивость (оценивается в баллах от 0 до 5)

3.3. Личная организованность (оценивается в баллах от 0 до 5)

4. Нравственные качества

Самооценка нравственных качеств помогает хозяйственному руководителю совершенствовать их в процессе своей деятельности; ее целесообразно использовать при выдвижении резерва на руководящие посты, аттестации кадров, а также в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Нравственные качества руководителя можно разделить на две основные группы:

• духовные качества;

• культура поведения.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

4.1. Духовные качества (оценивается в баллах от 0 до 5)

4.2. Культура поведения (оценивается в баллах от 0 до 5)

5. Политическая культура

Политическую культуру руководителя можно разделить на три основные группы:

• общая политическая культура;

• умение понимать и учитывать общественные интересы;

• умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

5.1. Общая политическая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)

5.2. Умение понимать и учитывать общественные интересы (оценивается в баллах от 0 до 5)

5.3. Умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива (оценивается в баллах от 0 до 5)

6. Работоспособность

Работоспособность – одно из важнейших качеств современного руководителя. Работоспособность руководителя можно охарактеризовать следующими основными группами качеств:

• физический потенциал;

• эмоционально‑волевой потенциал.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

6.1. Физический потенциал (оценивается в баллах от 0 до 5)

6.2. Эмоционально‑волевой потенциал (оценивается в баллах от 0 до 5)

2.3. Тест «Можете ли вы быть руководителем?»

Умение руководить очень важно как для бизнеса, так и для менеджмента. Это искусство состоит из двух составляющих – способности увидеть, что нужно сделать, и способности сообщить об этом остальным.

Этот тест поможет вам оценить наличие у вас таланта руководителя.

Подберите наиболее подходящий ответ [15, с. 161]:

1. Основной принцип в распределении обязанностей – это:

A. Передать другим по возможности большую часть обязанностей.

Б. Убедиться, что вам известны все детали.

B. Утверждать все принятые решения.

Г. Делать все самому.

2. Ваш подчиненный (сотрудник, родственник) обдумал проблему, но не смог ее решить. Вы:

A. Подскажете ему решение.

Б. Поможете ему найти решение самостоятельно.

B. Предложите несколько решений на выбор.

3. Нужно хвалить сделанную работу:

A. Только если она этого заслуживает.

Б. Никогда, чтобы люди не зазнавались.

B. Часто, даже незаслуженно, чтобы поощрить людей.

4. Если вы ошиблись и ваш подчиненный это знает, вы:

А. Открыто признаете ошибку.

Б. Обвините кого‑то другого.

В. Воспользуетесь случаем преподать другим урок.

5. Ответьте «да» или «нет».

A. Я часто составляю списки дел для себя и других.

Б. Я обычно делаю какую‑то работу сам, прежде чем дать такое же задание другому.

B. Я считаю, что хороший начальник должен постоянно следить за своими подчиненными.

Г. Я считаю, что люди на руководящих должностях должны вести себя так же, как их подчиненные, чтобы возникло чувство коллективизма.

6. В течение 7 сек ответьте, какой из четырех прямоугольников (рис. 1) разделен на большее количество частей.

Рис. 1

2.4. Тест «Ваши деловые качества»

Ответьте «да» или «нет».

1. Вы склонны детально беседовать со своими коллегами по работе больше, чем со своими друзьями.

2. Вы очень пунктуальны.

3. Вы предпочитаете отдыхать в субботу после полудня, а не в воскресенье.

4. Вы лучше себя чувствуете, когда работаете, чем когда бездельничаете.

5. Вы тщательно планируете свое времяпрепровождение.

6. Вы раздражаетесь, когда ваши друзья заставляют вас ждать.

7. Ваши друзья считают, что с вами легко ладить.

8. Работая, вы часто забываете о близких.

9. Вы находите время для работы даже в самых трудных условиях.

10. Вы всегда до мельчайших подробностей планируете свои действия.

11. Вам нравится болтать в перерывах между совещаниями.

12. Ваши друзья занимаются примерно таким же делом, как и вы.

13. Вы стараетесь работать, даже когда бываете нездоровы.

14. Все, что вы читаете, относится к сфере вашей трудовой деятельности.

15. Вы остаетесь на работе позднее, чем ваши коллеги.

16. Просыпаясь ночью, вы думаете о работе.

17. Вы мечтаете о том, чтобы на работе не было неурядиц.

18. В играх вы такой же азартный, как и на работе.

19. Отдых вам быстро надоедает.

20. В дни отдыха вы часто готовитесь к трудовой неделе.

2.5. Тест «Ваша коммуникабельность»

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант ответа.

1. Находясь в купе или салоне самолета, вы предпочитаете:

а) обычно молчать, не вступая в контакты с соседями;

б) контактировать по необходимости, но без охоты;

в) инициативно вступать в контакты без всяких затруднений;

г) делиться с незнакомыми своими сокровенными мыслями.

2. Вы поддерживаете отношения с друзьями, родственниками, предпочитая:

а) редкие визиты (3–4 раза в год);

б) более частые визиты (5‑10 раз в год);

в) регулярные взаимные посещения (чаще одного раза в месяц);

г) еженедельные и более частые визиты.

3. Сколько поздравительных открыток вы получаете в год?

а) 1–5;

б) 6‑10;

в) 11–15;

г) 16–20 и более.

4. Если вы уже закончили школу (вуз), то судьба скольких ваших товарищей по учебе известна вам подробно?

а) 1–3;

б) 4‑10;

в) 11–15;

г) 16–20 и более.

5. В среднем у вас уходит на телефонный разговор:

а) 1–3 мин;

б) 4–5 мин;

в) 6‑10 мин;

г) от 15 мин и более.

6. Читая (или прочитав) новую книгу, вы обычно:

а) обдумываете прочитанное;

б) отвечаете на вопросы о прочитанном, но неохотно;

в) охотно отвечаете на вопросы о прочитанном;

г) по своей инициативе делитесь впечатлениями.

7. Во время киносеанса, спектакля, концерта вы обычно:

а) не любите, чтобы при вас кто‑то выражал свои впечатления;

б) терпимо относитесь к этому, вам это бывает интересно;

в) иногда перебрасываетесь репликами со знакомыми;

г) не можете все время сидеть молча, стараетесь выражать свое мнение почаще.

8. Встречаясь на улице со знакомыми, вы:

а) если нет срочных дел к ним, киваете и проходите мимо;

б) отвечаете на приветствие и обмениваетесь краткими репликами;

в) не замечаете, кто поздоровался первым, охотно узнаете о новостях;

г) первым останавливаетесь, здороваясь, расспрашиваете, рассказываете о себе.

9. Возвращаясь домой после работы (учебы), вы предпочитаете:

а) молчать;

б) кратко отвечать на вопросы;

в) расспрашивать своих домашних о новостях, но без охоты, формально;

г) заинтересованно расспрашивать и рассказывать о себе.

10. Находясь в чужом городе (незнакомом районе) и разыскивая нужное вам учреждение, адрес которого вы не знаете (известно только, что оно должно быть где‑то недалеко от остановки автобуса, на которой вы вышли), вы обычно предпочитаете:

а) обойти близлежащие улицы, самостоятельно разыскивая нужное вам учреждение;

б) определить среди прохожих («на глаз») местного жителя, задать ему вопрос, а в случае неудовлетворительного ответа продолжать самостоятельный поиск;

в) останавливать прохожих просьбой о помощи, но испытываете при этом чувство неловкости;

г) прибегать к помощи прохожих, не испытывая смущения.

11. Во время прогулки по городу, парку, за городом вы предпочитаете:

а) одиночество;

б) общество одного человека;

в) общество нескольких друзей или близких;

г) множество людей (коллективные вылазки, культпоходы и пр.).

12. Заметив на знакомом (близком, родственнике) обновку, вы:

а) оцениваете ее молча;

б) высказываете мнение, если спрашивают;

в) по своей инициативе высказываете мнение;

г) расспрашиваете о цене, о том, где обновка приобретена, комментируете свои впечатления.

13. При чтении художественной литературы вы обычно:

а) предпочитаете короткое стихотворение, новеллу;

б) цикл стихов, сборник новелл;

в) не обращаете внимания на жанр – лишь бы было интересно;

г) читаете обстоятельные романы и поэмы, которые заслужили авторитет критики, значительны по теме и пр.

14. Попав случайно в незнакомую компанию, вы:

а) чувствуете себя чрезвычайно стесненно, хотите уйти;

б) контактируете, но без особого желания;

в) рады новым знакомствам;

г) чрезвычайно рады новым людям, стараетесь узнать о них подробно и показать себя с лучшей стороны.

15. Если вы пишете стихи, рассказы, дневники и пр., то вы обычно:

а) не делитесь написанным ни с кем;

б) иногда делитесь частью написанного с тем, кому особо доверяете;

в) охотно читаете написанное, если вас об этом просят;

г) по своей инициативе читаете написанное, так как вам интересно мнение других. Отрицательное мнение или чересчур сдержанная похвала вас в определенной мере огорчает.

16. Когда вас в гостях угощают неким новым блюдом, понравившимся вам, вы обычно:

а) едите с удовольствием, но не высказываете своего мнения;

б) можете одобрить, если поинтересуются вашим мнением;

в) по своей инициативе хвалите блюдо;

г) не только хвалите, но и расспрашиваете о рецепте, просите своих домашних приготовить это блюдо и пр.

17. Выберите лучший тип заголовка (не произведение, а его тип!):

а) Ссора;

б) Ссора соседей;

в) Глупая ссора соседей;

г) Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

18. Если вы замечаете, что кто‑то из ваших хороших знакомых чересчур словоохотлив, то вы:

а) можете намекнуть ему на это, так как этот недостаток вас серьезно раздражает;

б) не особенно реагируете на словоохотливость других;

в) любите послушать, лишь бы было интересно;

г) сами словоохотливы, и сходное качество собеседника позволяет вам выразить себя.

19. На вопрос «Который час?» в ситуации, когда у вас нет при себе часов, вы ответите, вероятнее всего, так:

а) «Не знаю»;

б) «Не знаю, у меня нет часов, извините»;

в) «С удовольствием бы ответил, но у меня, к сожалению, нет при себе часов»;

г) «Я бы с превеликим удовольствием ответил на ваш вопрос, но у меня сейчас часы в ремонте, я сам испытываю большие неудобства, но что же делать?!»

20. Во время публичной лекции (доклада, выступления) в случае, если тема вам интересна, а выступающий высказывает спорные или неверные, на ваш взгляд, мысли, вы обычно:

а) испытываете некоторое желание возразить, но не реализуете его;

б) испытываете желание высказаться, но без досады реагируете на обстоятельства, помешавшие вам реализовать свое желание;

в) свободно можете реализовать свое желание с помощью записки;

г) добиваетесь возможности публично возразить докладчику.

21. Прочитав дискуссионную статью в газете (журнале) на тему, вас волнующую, вы обычно:

а) думаете, что могли бы выступить в дискуссии, но не принимаетесь за статью, письмо и пр., постепенно забывая о своем намерении;

б) обдумываете свой возможный ответ, статью, набрасываете план, собираете материал, составляете черновик, но не слишком огорчаетесь, если что‑то помешало вам довести дело до конца;

в) пишите статью (письмо в редакцию), отсылаете, но не принимаете близко к сердцу отказ опубликовать;

г) в случае отказа опубликовать ваш материал снова пишите в редакцию, посылаете новый вариант. Трудность выразить публично свое мнение вас серьезно задевает.

22. Подчеркните желательное для вас качество в ваших собеседниках:

а) крайняя сдержанность;

б) контактность, направленная преимущественно на вас;

в) заметная общительность;

г) неограниченная контактность.

23. Оцените себя, подчеркнув в приведенном перечне свойственный вам доминирующий уровень общения (коммуникабельности):

а) низкий;

б) близкий к среднему;

в) довольно высокий;

г) высокий, приближающийся к наивысшему.

2.6. Тест «Соответствие индивидуальных особенностей человека профессии менеджера»

Если у вас нет 100 %‑ной уверенности в правильности выбора профессии менеджера, то целесообразно лишний раз проверить себя. Ответьте на следующие вопросы:

1. Есть ли у вас желание начать собственное дело, т. е. стать предпринимателем, трудиться на себя, а не на других, но, как говорится, «вкалывать на всю катушку», не считаясь со временем, выходными днями и праздниками?

2. Располагаете ли вы необходимой энергией для самых решительных действий при любых неожиданных жизненных поворотах?

3. Согласны ли вы принять участие в сделке, если нет достаточной ясности и определенности, но выигрыш, возможно, будет большой?

4. Откажетесь ли вы от гарантированной работы со средним заработком, предпочтя ей менее надежную, но более доходную?

5. Любите ли вы новые идеи и концепции, причем самые неожиданные?

6. Способны ли вы постоянно генерировать оригинальные идеи, реализация которых дает прибыль?

7. Желаете ли вы испытать себя в весьма рискованных ситуациях?

8. Способны ли вы принять пари на сумму, которой в данный момент не располагаете?

9. Откажетесь ли вы от малопривлекательной работы, если нет гарантии, что будет другая, лучше оплачиваемая?

10. Будете ли вы предлагать новые идеи, если реакция на них вашего руководства неопределенна?

11. Независимый ли у вас характер?

12. Располагаете ли вы большим запасом жизненной энергии?

13. Любите ли вы острые ощущения?

14. Будете ли вы выполнять работу, связанную с многочисленными разъездами?

15. Если бы вам пришлось играть в азартные игры, то предпочли бы вы самые крупные ставки?

16. Опасаетесь ли вы крутых жизненных поворотов?

2.7. Тест «Соответствие здоровья человека профессии менеджера»

1. Переживаете ли вы из‑за неприятностей долгое время?

Да (5), часто (4), иногда (2), никогда (1).

2. Много ли времени вы уделяете себе вечером?

Свыше трех часов (0), два часа (0), один час (0), меньше часа (2), ни минуты (4).

3. Перебиваете ли вы собеседника, объясняющего вам что‑то с излишними подробностями?

Да (3), часто (4), редко (1), нет (0).

4. Вечно ли вы спешите?

Да (5), спешу часто (4), спешу иногда (1), никогда не тороплюсь (0).

5. Трудно ли вам обратиться к кому‑либо с просьбой о помощи?

Да (3), зависит от обстоятельств (2), очень редко (1), никогда (0).

6. Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?

Весьма часто (5), иногда (2), никогда (0).

7. Если у другого человека что‑то не получается, есть ли у вас желание сделать это вместо него?

Да (5), часто (4), иногда (2), никогда (0).

8. Сложно ли вам ограничить себя во вкусной еде?

Да (3), часто (2), иногда (1), редко, никогда (0).

9. Делаете ли вы несколько дел одновременно?

Да (5), часто (4), иногда (3), редко (1), никогда (0).

10. Бывает ли, что во время беседы ваши мысли витают где‑то далеко?

Часто (5), нередко (4), бывает (3), очень редко, никогда (0).

11. Сколь часто вам приходит мысль, что люди говорят об очень скучных и бесполезных вещах?

Весьма часто (5), нередко (4), иногда (1), редко, никогда (0).

12. Нервничаете ли вы, выстаивая очередь?

Очень часто (4), часто (3), иногда (2), очень редко (1), никогда (0).

13. Нравится ли вам давать советы другим?

Да (4), как правило (3), иногда (1), редко, никогда (0).

14. Часто ли вы колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда (3), зачастую (2), часто (1), очень редко, никогда (0).

15. Быстро ли вы говорите?

Спеша, скороговоркой (3), довольно торопливо (2), спокойно, рассудительно (0).

2.8. Ключи и результаты тестов

Ключ к тесту 2.2 «Современный ли вы руководитель?»

1. Профессиональная компетентность

1.1. Организационно‑управленческая культура руководителя

Исходя из суммы набранных вами баллов, можно охарактеризовать уровень вашей организационно‑управленческой культуры следующим образом:

До 19 баллов – низкий;

20‑25 баллов – удовлетворительный;

26‑32 балла – высокий;

33‑40 баллов – очень высокий.

1.2. Экономическая культура руководителя

До 7 баллов – низкий;

8‑10 баллов – удовлетворительный;

11‑13 баллов – высокий;

14‑15 баллов – очень высокий.

1.3. Правовая культура руководителя

До 12 баллов – низкий;

13‑17 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

1.4. Опыт руководства

До 10 баллов – недостаточный;

11‑14 баллов – удовлетворительный;

15– 18 баллов – достаточно хороший, что позволяет успешно решать управленческие проблемы;

19‑20 баллов – очень большой опыт руководства, что отражает способность весьма эффективно решать проблемы управления.

1.5. Опыт предпринимательства

До 7 баллов – недостаточный;

8‑10 баллов – удовлетворительный;

11‑13 баллов – высокий;

14‑15 баллов – очень высокий.

1.6. Итоговая оценка профессиональной компетентности руководителя

Для общей оценки уровня профессиональной компетентности следует подсчитать сумму баллов по предлагаемой группе тестов. Для этого в графе «Оценка уровня компетентности по тесту» приведенной таблицы следует проставить тестовые значения ваших характеристик по вышеприведенным тестам. В графе «Количество баллов» необходимо проставить количественную оценку уровня вашей компетентности по каждой группе:

низкий уровень – 2 балла;

удовлетворительный – 3 балла;

высокий – 4 балла;

очень высокий – 5 баллов.

Таблица

Итоговая оценка вашей профессиональной компетентности будет следующей:

до 12 баллов – низкий уровень качеств;

13‑17 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

2. Организаторские качества

2.1. Тяга к лидерству

До 5 баллов – низкая;

6‑7 баллов – средняя;

8‑9 баллов – достаточно устойчивая;

10 баллов – очень высокая.

2.2. Умение контактировать с людьми (коммуникабельность)

до 10 баллов – низкий уровень коммуникабельности;

11‑14 баллов – удовлетворительный;

15‑18 баллов – высокий;

19‑20 баллов – очень высокий.

2.3. Умение организовать совместную деятельность в трудовом коллективе

До 7 баллов – низкий уровень организаторских способностей;

8‑10 баллов – удовлетворительный;

11‑13 баллов – высокий;

14‑15 баллов – очень высокий.

2.4. Личный авторитет

До 12 баллов – низкий уровень привлекательности;

13‑17 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

2.5. Общая оценка организаторских качеств руководителя

Общая оценка уровня организаторских качеств руководителя складывается на базе полученных оценок по предложенной выше группе тестов.

Для этого в графе «Оценка уровня организаторских качеств по тесту» приведенной таблицы надо проставить полученные ранее тестовые значения ваших характеристик (низкий уровень, удовлетворительный, высокий, очень высокий). В другой графе «Количество баллов» следует проставить количественную оценку уровня ваших организаторских качеств по соответствующим группам:

низкий уровень организаторских качеств – 2 балла;

удовлетворительный – 3 балла;

высокий – 4 балла;

очень высокий – 5 баллов.

Таблица

Итоговая оценка ваших организаторских качеств может быть следующей:

до 10 баллов – низкий уровень организаторских качеств;

11‑14 баллов – удовлетворительный;

15‑18 баллов – высокий;

19‑20 баллов – очень высокий.

3. Деловитость

3.1. Умение стратегически мыслить

Исходя из суммы набранных баллов (И) по тесту, можно дать следующую характеристику вашему умению аналитически мыслить:

до 19 баллов – низкая способность к стратегическому мышлению;

20– 27 баллов – посредственное стратегическое мышление;

28‑35 баллов – хорошие способности к стратегическому мышлению;

36‑40 баллов – отличные способности к стратегическому мышлению.

3.2. Предприимчивость (по оценке исполнения)

До 51 балла – низкий уровень предприимчивости;

52‑72 балла – посредственный;

73‑93 балла – высокий;

94‑105 баллов – очень высокий.

3.3. Личная организованность (по оценке исполнения)

До 12 баллов – низкий уровень;

13‑17 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

3.4. Общая самооценка деловитости

Для определения общего уровня деловитости можно использовать результаты тестирования по предложенной выше группе тестов и оценить их, проставив в приведенной таблице свою оценку исполнения:

до 7 баллов – низкий уровень деловитости;

8‑10 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

Таблица

4. Нравственные качества

4.1. Духовные качества

До 24 баллов – низкий уровень качеств;

25‑34 балла – удовлетворительный;

35‑43 балла – высокий;

43‑50 баллов– очень высокий.

4.2. Культура поведения

До 22 баллов – низкий уровень моральных качеств;

23‑30 баллов – удовлетворительный;

31‑39 баллов – высокий;

40‑45 баллов – очень высокий.

4.3. Общая оценка нравственных качеств руководителя

Для получения общей оценки уровня нравственных качеств необходимо рассчитать сумму баллов по предложенным выше тестам.

Для этого в графе «Оценка уровня нравственных качеств по тесту» приведенной таблицы нужно проставить фактические тестовые значения ваших характеристик по вышеприведенным тестам. В графе «Количество баллов» следует проставить количественную оценку уровня ваших моральных качеств по соответствующим группам:

низкий уровень – 2 балла;

удовлетворительный – 3 балла;

высокий очень – 4 балла;

высокий – 5 баллов.

Таблица

Общая оценка уровня ваших моральных качеств может быть следующей:

до 5 баллов – низкий уровень;

6‑7 баллов – удовлетворительный;

8‑9 баллов – высокий;

10 баллов – очень высокий.

5. Политическая культура

5.1. Общая политическая культура

До 20 баллов – низкий уровень;

21‑28 баллов – удовлетворительный;

29‑32 балла – высокий;

33‑40 баллов – очень высокий.

5.2. Умение понимать и учитывать общественные интересы

До 12 баллов – низкий уровень понимания общественных интересов;

13‑17 баллов – удовлетворительный;

18‑22 балла – высокий;

23‑25 баллов – очень высокий.

5.3. Умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива

До 15 баллов – недостаточное внимание к интересам коллектива и потребностям каждого работника;

16‑21 балл – отношение к коллективным и личным интересам удовлетворительное;

22‑27 баллов – вы оказываете достаточно внимания интересам и нуждам в руководимом вами коллективе;

28‑30 баллов – вы являетесь достойным представителем своего трудового коллектива, выражаете его интересы, внимательны к своим работникам.

5.4. Общая оценка политической культуры

Общая оценка политической культуры складывается на базе полученных оценок по вышеназванной группе тестов.

Проставьте в таблице тестовые значения ваших характеристик, исходя из следующих оценок:

низкий уровень – до 2 баллов;

удовлетворительный – 3 балла;

высокий – 4 балла;

очень высокий – 5 баллов.

Таблица

Ключ к итоговому тесту:

Итоговая оценка политической культуры может быть следующей:

до 7 баллов – низкий уровень;

8‑10 баллов – средний;

11‑13 баллов – хороший;

14‑15 баллов – высокий уровень.

6. Работоспособность

6.1. Физиологический потенциал

До 25 баллов – низкий уровень здоровья;

26‑35 баллов – средний;

36‑45 баллов – хороший;

46‑50 баллов – отличный.

6.2. Эмоционально‑волевой потенциал

До 25 баллов – низкий уровень эмоционально‑волевых резервов;

26‑35 баллов – средний;

36‑45 баллов – хороший;

46‑50 баллов – отличный.

6.3. Итоговая оценка работоспособности

Таблица

До 5 баллов – низкий уровень работоспособности;

6‑7 баллов – средний;

8‑9 баллов – высокий;

10 баллов – очень высокий.

7. Интегральная оценка качеств менеджера

Проставьте итоговые оценки по каждому блоку качеств в таблице, исходя из следующих значений:

низкий уровень качеств – до 2 баллов;

средний (удовлетворительный) уровень – 3 балла;

высокий уровень – 4 балла;

очень высокий уровень – 5 баллов.

Таблица

Ключ к тесту

До 15 баллов – ваших качеств недостаточно для менеджера;

15‑21 балл – вы имеете удовлетворительный уровень качеств менеджера;

22‑27 баллов – вы обладаете качествами хорошего менеджера;

28‑30 баллов – по своим качествам вы отличный менеджер.

Ключ к тесту 2.3 «Можете ли вы быть руководителем?»

Ответы:

1. А; 2. Б; 3. А; 4. А; 5. А, Б – «Да»; В, Г – «Нет»; 6. Прямоугольник В (В разделен на 13 частей, а остальные – на 10). Это задание позволяет проверить быстроту реакции и способность мгновенно принимать решение. Оба качества важны для успешного руководства.

Засчитайте себе по 2 балла за каждый правильный ответ.

16–18 баллов. Это отличный результат. Вы наблюдательны и хорошо разбираетесь в людях. Вы умеете обращаться с людьми, поощряете их, демонстрируя свое доверие.

12–14 баллов. Это хороший результат. Часто люди, которые его получают, не отвечают на последний вопрос, причем обычно из– за нехватки времени или терпения.

6‑10 баллов. Результат слабый, но при желании его можно исправить. Берите пример с человека, у которого хорошие способности к руководству.

0–4 балла. Плохой результат. Его обычно получают закоренелые пессимисты, которые не верят в человечество и стремятся все делать самостоятельно. У вас замашки диктатора. Поймите, что нельзя всегда и везде успеть.

Ключ к тесту 2.4 «Ваши деловые качества»

За ответы «да» на вопросы, кроме 7‑го («нет») и 11‑го («нет»), вы получаете по одному баллу.

10 баллов и менее – склонность к безделью.

11‑15 баллов – деловитость.

16‑20 баллов – «работоголия».

Ключ к тесту 2.5 «Ваша коммуникабельность»

Задание, состоящее из 23 серий вопросов, рассчитано на искренность анкетируемых.

В каждой серии имеется четыре позиции, т. е. четыре существенные характеристики коммуникативных проявлений испытуемого. Эти характеристики расположены в порядке убывания уровня коммуникативной активности, причем каждому пункту (позиции) приписывается для исчисления по два балла: характеристика «а» составляет 2 очка; «б» – 4; «в» – 6; «г» – 8.

Если испытуемый все время отмечал п. «а», то оценку его коммуникабельности находят путем умножения 22 на 2, т. е. она равна 44. Это соответствует низкому уровню.

При превалировании п. «б», «в» и «г» получается, соответственно, 88 (22 х 4), 132 (22 х 6) и 176 (22 х 8) баллов, означающих «уровень, близкий к среднему», «близкий к высокому» и «близкий к наивысшему, чаще избыточный». Как правило, реальное число пунктов находится в соответствующих интервалах между крайними числами, редко достигая 176. Тем, кто набрал это количество или близкое к нему, следует больше сдерживать себя, внимательно изучать реакцию окружающих и корректировать свою манеру общения в сторону понижения ее активности.

От 44 до 60 баллов. Вам надо учиться активному общению, преодолевая свою интравертность. Заставляйте себя вступать в общение, не реагируйте болезненно на неудачи и помните, что они заметны больше вам самому, чем другим. Подражайте тем, кто, по вашему мнению, более активен в общении.

От 70 до 100. Вам надо также сознательно повышать активность в общении, но не слишком пересиливая себя.

От 125 до 150 баллов. Это хороший уровень общения, близкий к классической экстравертности.

Задание имеет целью помочь вам правильно оценить разницу между вашим объективным уровнем коммуникабельности и вашей собственной его оценкой. Например, если вы набрали 70 очков, а подчеркнули в задании п. «в», то вам следует больше доверять объективному показателю, чем собственному мнению о себе; вам надо совершенствовать свои возможности общения.

Ключ к тесту 2.6 «Соответствие индивидуальных особенностей человека профессии менеджер»

Подсчитайте, свои положительные ответы; если их 13 и более, вы можете испытать себя в предпринимательстве.

Ключ к тесту 2.7 «Соответствие здоровья человека профессии менеджера»

От 50 до 63 баллов – нервное напряжение велико. Вам нужно подумать о состоянии своего здоровья и изменить образ жизни;

20‑49 баллов – здоровье удовлетворительное, но вам следует приучить себя расслабляться, снимать напряжение;

до 19 баллов – основные ваши черты – спокойствие и уравновешенность. Не обращайте внимание на мелочи, не драматизируйте свои неудачи.

2.9. Контрольные вопросы

1. Что такое управленческая культура руководителя?

2. Для чего нужны руководителю организаторские и деловые качества? В чем их различие?

3. В чем отличие морально‑эстетических качеств руководителя от его морально‑нравственных качеств?

4. Каковы основные производственные качества руководителя?

5. Что такое метод экспертных оценок?