1. Развитие народного образования

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 

Культурная революция, начавшаяся после победы Октября, продолжалась и в годы гражданской войны. С окончанием войны открылись новые перспективы для развертывания культурного строительства1248. Политический и социальный переворот создал все условия для культурной революции, отмечал Ленин в январе 1923 г. «Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной…»1249. Ленин считал, что это — трудная, но вполне выполнимая задача: советский строй создал условия для настоящего быстрого подъема культурного уровня народных масс, для развития науки; народные массы сами в высшей степени заинтересованы в развитии культуры; Советская власть глубоко и последовательно ставит и решает вопросы культурного строительства1250.

Для культурного строительства большую роль сыграло создание в декабре 1922 г. Союза ССР, содействовавшего не только росту экономики входивших в него равноправных республик, но и расцвету их национальной культуры, образования и науки.

В. И. Ленин в работах «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции» развил высказанные ранее положения о строительстве социалистической культуры с использованием прогрессивного наследия науки и культуры.

Культурное строительство в восстановительный период осуществлялось в условиях хозяйственной разрухи и острой классовой борьбы, недостатка материальных и финансовых средств1251. Многие школы, учреждения науки и культуры были разрушены, не хватало оборудования, канцелярских принадлежностей, учебников и т.д. Страна не располагала необходимым количеством кадров учителей, работников всех областей культуры.

Унаследованная от старой России и подорванная войной материальная база культурно-просветительных учреждений не соответствовала возрастающей потребности культурного развития народных масс. Сложилось, как отмечал В. И. Ленин, острое противоречие,  «разрыв между всемирно-историческим величием задач, поставленных и начатых и нищетой материальной и культурной»1252.

В первые годы мирного хозяйственного строительства страна переживала серьезные трудности, основные средства шли на подъем разрушенной промышленности и сельского хозяйства. Советское государство не могло еще взять на себя большие расходы на культурное строительство.

При переходе к нэпу расходы на школьное образование были отнесены на местные бюджеты, которые в то время были очень незначительными. В эти трудные годы школе оказывали большую помощь трудящиеся города и деревни: проводились субботники и «недели» помощи школе, сбор средств и заготовка топлива для школ, ремонт школьных зданий и т.д.

Первоочередной и ударной задачей народного просвещения оставалась ликвидация неграмотности населения. Движение за ликвидацию неграмотности приняло массовый характер. Важную роль в этом сыграло созданное в 1923 г. добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН), председателем которого был избран М. И. Калинин. Через три года в обществе состояло 1,6 млн. активных борцов с неграмотностью. Оно создало в городах и селах большую сеть своих ячеек, школ, курсов, кружков. К 1926 г. в них обучалось грамоте около 3 млн. человек. Большую работу по ликвидации неграмотности выполнили комсомол и профсоюзы, Красная Армия. Обучение грамоте проводилось во многих тысячах школ для неграмотных и малограмотных, а также в индивидуальном порядке. К 1925 г. среди кадровых рабочих неграмотность была в основном ликвидирована. В деревне миллионы взрослого населения овладели грамотой.

Значительные успехи были достигнуты национальными республиками. В Грузии число обучавшихся грамоте в 1925 г. увеличилось по сравнению с 1922 г. в 15 раз, в Казахстане — в 5 раз, в Киргизии — почти в 4 раза, Узбекистане — в 3 раза. К концу 1927 г. ликвидировали неграмотность примерно 10 млн. взрослых1253. За годы восстановительного периода многие народы Советского государства впервые получили письменность на родном языке.

В результате энергичных мер но ликвидации неграмотности, а также благодаря все более широкому охвату подрастающей молодежи школьным обучением, уровень грамотности населения в СССР к концу восстановительного периода намного вырос.

По переписи населения 1926 г. грамотность поднялась в стране до 56,6%, в том числе в РСФСР до 60,9% против 32% в 1920 г. Грамотность городского населения достигла 80,9%, но половина сельского населения (49,4%) оставалась еще неграмотной. Среди отдельных национальностей удельный вес неграмотных был особенно велик: среди казахов — 74,8%, туркмен — 86%, киргизов — 83,5%, таджиков — 92,2%, узбеков — 88,4%1254. Эти данные говорили о громадной работе, которую еще предстояло осуществить.

Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была важным шагом в борьбе за всеобщую грамотность. Одновременно развивалась и совершенствовалась система советской школы.

Общеобразовательная школа. Трудности первых лет восстановительного периода привели к значительному сокращению сети школ и контингента учащихся. Если в 1920/21 учебном году начальных общеобразовательных школ было 113 994 с количеством учащихся 9170 тыс. чел., то в 1921/22 учебном году количество школ уменьшилось до 99 396, а количество учащихся — до 7919 тыс.1255 Сеть средних общеобразовательных школ всех типов насчитывала в 1920/21 учебном году 4163 школы с 569 тыс. учащихся, а в 1921/22 учебном году число школ сократилось до 3137 с количеством учащихся 520 тыс. чел.1256

Сокращение школьной сети в эти годы было связано с последствиями голода, со значительным ослаблением материальной базы школы. Это выражалось в недостатке учебников, необходимых наглядных пособий и оборудования, школьной мебели и, наконец, в остром недостатке самих школьных зданий.

В связи с некоторым улучшением экономического положения страны X Всероссийский съезд Советов (декабрь 1922 г.) в постановлении по докладу Наркомпроса обязал центральные и местные органы Советской власти «принять все меры к тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений было решительно приостановлено». Съезд призвал все государственные и общественные организации «отдать максимум сил и средств на дело народного образования»1257.

В. И. Ленин в опубликованной в январе 1923 г. статье «Странички из дневника» подчеркивал, что в первую очередь должны сокращаться расходы не Наркомпроса, а других ведомств, «с тем, чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса»; предлагал увеличить, выдачу хлеба учителям. Необходимо, указывалось в статье, «передвинуть весь наш государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую голову потребностей первоначального народного образования»1258.

С 1923 г. существенно увеличиваются расходы на народное образование по государственному бюджету. Начиная с этого года происходит рост сети начальных школ и количества учащихся, о чем свидетельствуют данные табл. 11259.

Таблица 1

Год

Число школ

%

Численность учащихся, тыс.

%

1914/15

101 917

100

7030

100,0

1922/23

82 560

81

5993

85,2

1923/24

85 662

84

6328

90,0

1924/25

87 619

86

7182

102,1

Как показывают данные таблицы, в 1924/25 учебном году численность учащихся превысила довоенный уровень. Претворялись в жизнь ленинские указания о необходимости поднять прежде всего дело начального образования. Особое внимание уделялось вопросам расширения и укрепления начальной школы, особенно в деревне, в связи с решением задачи по подготовке и введению всеобщего и обязательного начального обучения.

Принятое 31 августа 1925 г. постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети» определяло предельный срок осуществления всеобуча — десять лет (1933/34 учебный год). Аналогичные законы принимались и правительством других советских республик.

Хозяйственные успехи позволили к концу восстановительного периода добиться значительных достижений и в области школьного образования. В 1925/26 г. в 103 тыс. начальных, неполных средних и средних школ СССР обучалось более 10 млн. человек — почти на 30% больше, чем в 1914/15 г.1260 Значительно выросла сеть школ в национальных республиках и областях, где преподавание велось на родном языке.

Этот период характеризуется дальнейшим совершенствованием системы народного образования. Наряду с общеобразовательными школами двух ступеней стали создаваться школы фабрично-заводского ученичества, школы крестьянской молодежи и фабрично-заводские семилетки.

К концу восстановительного периода школьное образование сложилось в следующую систему. Школа I ступени — начальная школа (4 класса) являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских и т.п. Семилетняя школа являлась базой для средних и профессионально-технических учебных заведений — техникумов; школа II ступени с пятилетним курсом обучения готовила в вузы и в то же время давала известную практическую подготовку. Эта школьная система претерпела позже некоторые изменения, вытекающие из задач подготовки кадров для возрождающейся промышленности и сельского хозяйства.

В 1924 г. в соответствии с указаниями XIII съезда РКП(б) о сближении школы II ступени с потребностями народного хозяйства путем решения задач как общего, так и профессионального образования было принято решение о придании профессионального характера обучению в 8—9 классах школы II ступени, о подготовке в них кооперативно-торговых, производственно-технических, административно-хозяйственных работников, а также работников для культурно-просветительной сети.

Хотя эта система имела недостатки и позднее была пересмотрена, однако в те годы школы II ступени обеспечивали подготовку молодежи к практической деятельности и в известной мере содействовали ослаблению «голода» на работников средней квалификации.

В этот период была проделана большая работа учителями и научными работниками по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. К 1924 г. Научно-педагогическая секция Государственного ученого совета, председателем которой была Н. К. Крупская, подготовила новые школьные программы, в которых полнее отражались ленинские указания о тесной связи школы с жизнью.

В годы восстановления народного хозяйства приобретала особую актуальность подготовка молодежи к трудовой деятельности, потому что от успеха этой работы, от трудового энтузиазма масс зависела ликвидация разрухи, подъем экономики.

В 1923 г. был принят «Устав единой трудовой школы», в основу которого были положены программные требования партии по народному образованию.

К концу восстановительного периода значительно расширилась сеть профессионально-технических учебных заведений. Особенно быстро стали расти созданные по инициативе комсомола школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В решениях XII съезда РКП(б) указывалось, что школы ФЗУ призваны сыграть первостепенную роль в подготовке нового, коммунистического поколения квалифицированных и классово-сознательных рабочих1261. В 1925/26 учебном году в школах ФЗУ и других профессионально-технических школах СССР обучалось 228,3 тыс. человек.

Следует иметь в виду, что в рассматриваемый период школа ФЗУ не была чисто профессиональной школой, а давала общеобразовательные знания примерно в объеме семилетки. С 1925 г. в связи с повышением уровня общеобразовательной подготовки подростков появилась возможность проводить в школах профессионально-технического обучения преимущественно производственную подготовку учащихся. Тем самым школы ФЗУ были преобразованы в чисто профессиональные учебные заведения, а срок обучения в них снизился до полутора-двух лет (в некоторых школах — до 6—9 месяцев).

Развитие кооперации в деревне, широкая пропаганда агротехнических знаний вызвали необходимость в создании школ крестьянской молодежи (ШКМ).

Являясь в общеобразовательном отношении продолжением школы 1 ступени, вооружая сельскую молодежь необходимыми знаниями и умением вести земледелие на кооперативной основе, ШКМ в то же время обеспечивали возможность для выпускников продолжать образование в старших классах школы II ступени или в техникумах. В 1924/25 учебном году по РСФСР насчитывалось 224 ШКМ, где училось около 12 тысяч человек1262.

Среднее специальное и высшее образование. Восстановительный период явился важным этапом в подъеме среднего специального и высшего образования. Успешное восстановление народного хозяйства сопровождалось возрастанием потребностей в специалистах для всех отраслей народного хозяйства и культуры.

Особенно быстро развивалась подготовка специалистов в техникумах и других средних специальных учебных заведениях; их число возросло в 1925/26 г. по сравнению с 1914/15 г. более чем вдвое, а число учащихся — в 3 с лишним раза1263. В 1925/26 учебном году техникумы выпустили более 27 тыс. специалистов. Однако подготовка специалистов техников еще не удовлетворяла потребностей народного хозяйства. Так, только по промышленности ВСНХ в 1927 г. требовалось 31 504 человека со средним техническим образованием, а выпуск специалистов всеми техникумами страны в тот год составил всего 5305 человек1264.

Система высшего образования и структура высшей школы были коренным образом перестроены в соответствии с подписанным В. И. Лениным в сентябре 1921 г. декретом, утвердившим новое Положение о высших учебных заведениях РСФСР. Высшая школа строилась на демократической основе. Особое внимание обращалось на развитие партийной, политико-просветительной и культурно-массовой работы среди студенчества, согласование ее с учебной деятельностью, укрепление связи студенческой молодежи с рабочими массами.

Одной из наиболее трудных и сложных проблем строительства высшей школы было привлечение на сторону Советской власти старой профессуры, использование ее знаний для подготовки молодых специалистов. Большая работа, проведенная партией и правительством в этом направлении, внимательное отношение к нуждам и интересам старых специалистов, забота об улучшении их материального положения дали положительные результаты.

Коммунистическая партия и Советское правительство принимала меры по обеспечению высшей школы профессорско-преподавательскими кадрами, преданными Советской власти. ЦК партии направил в вузы значительную группу ответственных партийных работников, которые возглавили многие учебные заведения и активно участвовали в перестройке высшего образования.

В 1921 г. в Москве был создан Институт красной профессуры, который сыграл важную роль в обеспечении вузов марксистскими научно-педагогическими силами для преподавания политической экономии, исторического материализма, новейшей истории и советского строительства. За годы своей деятельности Институт дал высшей школе сотни преподавателей.

В развитие и дополнение к ранее принятым декретам, 21 января 1924 г.. СНК РСФСР утвердил «Положение о научных работниках высших учебных заведений»1265, где указывалось, что научными работниками высших учебных заведений могут быть лица, обладающие достаточной научной подготовкой, определяемой на основании как собственных их работ, так и отзывов соответствующих учреждений и специалистов.

Благодаря большой работе, проделанной партийными и советскими органами к концу восстановительного периода, число профессоров и преподавателей увеличилось почти втрое и составило около 18 тыс. человек1266.

Подавляющая масса профессоров и преподавателей включалась в активную работу по подготовке кадров советской интеллигенции. В целях более эффективной подготовки новых педагогических и научных работников в 1925 г. была образована аспирантура.

Учитывая указания В. И. Ленина о необходимости широкого привлечения к педагогической деятельности старой профессуры, учебные заведения создавали все необходимые для их работы условия. В вузах активно трудились такие замечательные русские ученые, как И. П. Павлов, А. П. Карпинский, К. А. Тимирязев, Н. Д. Зелинский, В. Л. Комаров, В. И. Вернадский, И. М. Губкин, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, А. Н. Крылов и многие другие.

В развитии советской высшей школы уже в те годы проявилась важнейшая ее черта — тесная связь с практикой. Учеба в вузе и практика должны были обеспечить студентам понимание условий, в которых им предстоит работать. Будущий специалист должен был хорошо изучить экономику той или иной отрасли хозяйства, важнейшие условия развития техники и экономики предприятия и отрасли в целом.

Для увеличения приема в вузы молодежи из числа рабочих и крестьян расширялась сеть рабфаков1267.

Если в 1921/22 учебном году в стране действовало 87 рабфаков, на которых обучалось свыше 27 тыс. человек, то в 1925/26 г. 107 рабфаков готовили 47 тыс. будущих студентов вузов. К концу восстановительного периода рабфаковцы составляли почти 45% от общего числа принятых в высшую школу.

В 1925 г. в системе высших учебных заведений в СССР было 18 университетов, 25 сельскохозяйственных, 21 индустриально-технический, 13 педагогических, 6 медицинских, 4 социально-экономических, 10 художественных и других институтов1268. Общее число высших и средних специальных учебных заведений и численность обучающихся в них студентов намного превысили дореволюционный уровень, о чем свидетельствуют данные табл. 21269.

Таблица 2

Учебный год

Число высших учебных заведений

Численность студентов, тыс.

Число средних специальных учебных заведений

Число учащихся, тыс.

1914/15 (в современных границах)

105

127,4

450

54,3

1922/23

248

216,7

932

121,3

1923/24

187

208,3

903

149,9

1924/25

169

169,5

921

164,6

1925/26

145

167,0

983

181,3

В результате огромной организаторской деятельности партии и правительства к концу восстановительного периода в стране была создана по существу новая система высшего образования, были подготовлены десятки тысяч квалифицированных советских специалистов. Однако выпуск специалистов высшей квалификации, особенно инженерно-технических работников еще сильно отставал от запросов народного хозяйства, — страна стояла в преддверии огромной работы по индустриализации СССР и организации крупного механизированного сельского хозяйства.

Культурная революция, начавшаяся после победы Октября, продолжалась и в годы гражданской войны. С окончанием войны открылись новые перспективы для развертывания культурного строительства1248. Политический и социальный переворот создал все условия для культурной революции, отмечал Ленин в январе 1923 г. «Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной…»1249. Ленин считал, что это — трудная, но вполне выполнимая задача: советский строй создал условия для настоящего быстрого подъема культурного уровня народных масс, для развития науки; народные массы сами в высшей степени заинтересованы в развитии культуры; Советская власть глубоко и последовательно ставит и решает вопросы культурного строительства1250.

Для культурного строительства большую роль сыграло создание в декабре 1922 г. Союза ССР, содействовавшего не только росту экономики входивших в него равноправных республик, но и расцвету их национальной культуры, образования и науки.

В. И. Ленин в работах «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции» развил высказанные ранее положения о строительстве социалистической культуры с использованием прогрессивного наследия науки и культуры.

Культурное строительство в восстановительный период осуществлялось в условиях хозяйственной разрухи и острой классовой борьбы, недостатка материальных и финансовых средств1251. Многие школы, учреждения науки и культуры были разрушены, не хватало оборудования, канцелярских принадлежностей, учебников и т.д. Страна не располагала необходимым количеством кадров учителей, работников всех областей культуры.

Унаследованная от старой России и подорванная войной материальная база культурно-просветительных учреждений не соответствовала возрастающей потребности культурного развития народных масс. Сложилось, как отмечал В. И. Ленин, острое противоречие,  «разрыв между всемирно-историческим величием задач, поставленных и начатых и нищетой материальной и культурной»1252.

В первые годы мирного хозяйственного строительства страна переживала серьезные трудности, основные средства шли на подъем разрушенной промышленности и сельского хозяйства. Советское государство не могло еще взять на себя большие расходы на культурное строительство.

При переходе к нэпу расходы на школьное образование были отнесены на местные бюджеты, которые в то время были очень незначительными. В эти трудные годы школе оказывали большую помощь трудящиеся города и деревни: проводились субботники и «недели» помощи школе, сбор средств и заготовка топлива для школ, ремонт школьных зданий и т.д.

Первоочередной и ударной задачей народного просвещения оставалась ликвидация неграмотности населения. Движение за ликвидацию неграмотности приняло массовый характер. Важную роль в этом сыграло созданное в 1923 г. добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН), председателем которого был избран М. И. Калинин. Через три года в обществе состояло 1,6 млн. активных борцов с неграмотностью. Оно создало в городах и селах большую сеть своих ячеек, школ, курсов, кружков. К 1926 г. в них обучалось грамоте около 3 млн. человек. Большую работу по ликвидации неграмотности выполнили комсомол и профсоюзы, Красная Армия. Обучение грамоте проводилось во многих тысячах школ для неграмотных и малограмотных, а также в индивидуальном порядке. К 1925 г. среди кадровых рабочих неграмотность была в основном ликвидирована. В деревне миллионы взрослого населения овладели грамотой.

Значительные успехи были достигнуты национальными республиками. В Грузии число обучавшихся грамоте в 1925 г. увеличилось по сравнению с 1922 г. в 15 раз, в Казахстане — в 5 раз, в Киргизии — почти в 4 раза, Узбекистане — в 3 раза. К концу 1927 г. ликвидировали неграмотность примерно 10 млн. взрослых1253. За годы восстановительного периода многие народы Советского государства впервые получили письменность на родном языке.

В результате энергичных мер но ликвидации неграмотности, а также благодаря все более широкому охвату подрастающей молодежи школьным обучением, уровень грамотности населения в СССР к концу восстановительного периода намного вырос.

По переписи населения 1926 г. грамотность поднялась в стране до 56,6%, в том числе в РСФСР до 60,9% против 32% в 1920 г. Грамотность городского населения достигла 80,9%, но половина сельского населения (49,4%) оставалась еще неграмотной. Среди отдельных национальностей удельный вес неграмотных был особенно велик: среди казахов — 74,8%, туркмен — 86%, киргизов — 83,5%, таджиков — 92,2%, узбеков — 88,4%1254. Эти данные говорили о громадной работе, которую еще предстояло осуществить.

Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была важным шагом в борьбе за всеобщую грамотность. Одновременно развивалась и совершенствовалась система советской школы.

Общеобразовательная школа. Трудности первых лет восстановительного периода привели к значительному сокращению сети школ и контингента учащихся. Если в 1920/21 учебном году начальных общеобразовательных школ было 113 994 с количеством учащихся 9170 тыс. чел., то в 1921/22 учебном году количество школ уменьшилось до 99 396, а количество учащихся — до 7919 тыс.1255 Сеть средних общеобразовательных школ всех типов насчитывала в 1920/21 учебном году 4163 школы с 569 тыс. учащихся, а в 1921/22 учебном году число школ сократилось до 3137 с количеством учащихся 520 тыс. чел.1256

Сокращение школьной сети в эти годы было связано с последствиями голода, со значительным ослаблением материальной базы школы. Это выражалось в недостатке учебников, необходимых наглядных пособий и оборудования, школьной мебели и, наконец, в остром недостатке самих школьных зданий.

В связи с некоторым улучшением экономического положения страны X Всероссийский съезд Советов (декабрь 1922 г.) в постановлении по докладу Наркомпроса обязал центральные и местные органы Советской власти «принять все меры к тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений было решительно приостановлено». Съезд призвал все государственные и общественные организации «отдать максимум сил и средств на дело народного образования»1257.

В. И. Ленин в опубликованной в январе 1923 г. статье «Странички из дневника» подчеркивал, что в первую очередь должны сокращаться расходы не Наркомпроса, а других ведомств, «с тем, чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса»; предлагал увеличить, выдачу хлеба учителям. Необходимо, указывалось в статье, «передвинуть весь наш государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую голову потребностей первоначального народного образования»1258.

С 1923 г. существенно увеличиваются расходы на народное образование по государственному бюджету. Начиная с этого года происходит рост сети начальных школ и количества учащихся, о чем свидетельствуют данные табл. 11259.

Таблица 1

Год

Число школ

%

Численность учащихся, тыс.

%

1914/15

101 917

100

7030

100,0

1922/23

82 560

81

5993

85,2

1923/24

85 662

84

6328

90,0

1924/25

87 619

86

7182

102,1

Как показывают данные таблицы, в 1924/25 учебном году численность учащихся превысила довоенный уровень. Претворялись в жизнь ленинские указания о необходимости поднять прежде всего дело начального образования. Особое внимание уделялось вопросам расширения и укрепления начальной школы, особенно в деревне, в связи с решением задачи по подготовке и введению всеобщего и обязательного начального обучения.

Принятое 31 августа 1925 г. постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети» определяло предельный срок осуществления всеобуча — десять лет (1933/34 учебный год). Аналогичные законы принимались и правительством других советских республик.

Хозяйственные успехи позволили к концу восстановительного периода добиться значительных достижений и в области школьного образования. В 1925/26 г. в 103 тыс. начальных, неполных средних и средних школ СССР обучалось более 10 млн. человек — почти на 30% больше, чем в 1914/15 г.1260 Значительно выросла сеть школ в национальных республиках и областях, где преподавание велось на родном языке.

Этот период характеризуется дальнейшим совершенствованием системы народного образования. Наряду с общеобразовательными школами двух ступеней стали создаваться школы фабрично-заводского ученичества, школы крестьянской молодежи и фабрично-заводские семилетки.

К концу восстановительного периода школьное образование сложилось в следующую систему. Школа I ступени — начальная школа (4 класса) являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских и т.п. Семилетняя школа являлась базой для средних и профессионально-технических учебных заведений — техникумов; школа II ступени с пятилетним курсом обучения готовила в вузы и в то же время давала известную практическую подготовку. Эта школьная система претерпела позже некоторые изменения, вытекающие из задач подготовки кадров для возрождающейся промышленности и сельского хозяйства.

В 1924 г. в соответствии с указаниями XIII съезда РКП(б) о сближении школы II ступени с потребностями народного хозяйства путем решения задач как общего, так и профессионального образования было принято решение о придании профессионального характера обучению в 8—9 классах школы II ступени, о подготовке в них кооперативно-торговых, производственно-технических, административно-хозяйственных работников, а также работников для культурно-просветительной сети.

Хотя эта система имела недостатки и позднее была пересмотрена, однако в те годы школы II ступени обеспечивали подготовку молодежи к практической деятельности и в известной мере содействовали ослаблению «голода» на работников средней квалификации.

В этот период была проделана большая работа учителями и научными работниками по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. К 1924 г. Научно-педагогическая секция Государственного ученого совета, председателем которой была Н. К. Крупская, подготовила новые школьные программы, в которых полнее отражались ленинские указания о тесной связи школы с жизнью.

В годы восстановления народного хозяйства приобретала особую актуальность подготовка молодежи к трудовой деятельности, потому что от успеха этой работы, от трудового энтузиазма масс зависела ликвидация разрухи, подъем экономики.

В 1923 г. был принят «Устав единой трудовой школы», в основу которого были положены программные требования партии по народному образованию.

К концу восстановительного периода значительно расширилась сеть профессионально-технических учебных заведений. Особенно быстро стали расти созданные по инициативе комсомола школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В решениях XII съезда РКП(б) указывалось, что школы ФЗУ призваны сыграть первостепенную роль в подготовке нового, коммунистического поколения квалифицированных и классово-сознательных рабочих1261. В 1925/26 учебном году в школах ФЗУ и других профессионально-технических школах СССР обучалось 228,3 тыс. человек.

Следует иметь в виду, что в рассматриваемый период школа ФЗУ не была чисто профессиональной школой, а давала общеобразовательные знания примерно в объеме семилетки. С 1925 г. в связи с повышением уровня общеобразовательной подготовки подростков появилась возможность проводить в школах профессионально-технического обучения преимущественно производственную подготовку учащихся. Тем самым школы ФЗУ были преобразованы в чисто профессиональные учебные заведения, а срок обучения в них снизился до полутора-двух лет (в некоторых школах — до 6—9 месяцев).

Развитие кооперации в деревне, широкая пропаганда агротехнических знаний вызвали необходимость в создании школ крестьянской молодежи (ШКМ).

Являясь в общеобразовательном отношении продолжением школы 1 ступени, вооружая сельскую молодежь необходимыми знаниями и умением вести земледелие на кооперативной основе, ШКМ в то же время обеспечивали возможность для выпускников продолжать образование в старших классах школы II ступени или в техникумах. В 1924/25 учебном году по РСФСР насчитывалось 224 ШКМ, где училось около 12 тысяч человек1262.

Среднее специальное и высшее образование. Восстановительный период явился важным этапом в подъеме среднего специального и высшего образования. Успешное восстановление народного хозяйства сопровождалось возрастанием потребностей в специалистах для всех отраслей народного хозяйства и культуры.

Особенно быстро развивалась подготовка специалистов в техникумах и других средних специальных учебных заведениях; их число возросло в 1925/26 г. по сравнению с 1914/15 г. более чем вдвое, а число учащихся — в 3 с лишним раза1263. В 1925/26 учебном году техникумы выпустили более 27 тыс. специалистов. Однако подготовка специалистов техников еще не удовлетворяла потребностей народного хозяйства. Так, только по промышленности ВСНХ в 1927 г. требовалось 31 504 человека со средним техническим образованием, а выпуск специалистов всеми техникумами страны в тот год составил всего 5305 человек1264.

Система высшего образования и структура высшей школы были коренным образом перестроены в соответствии с подписанным В. И. Лениным в сентябре 1921 г. декретом, утвердившим новое Положение о высших учебных заведениях РСФСР. Высшая школа строилась на демократической основе. Особое внимание обращалось на развитие партийной, политико-просветительной и культурно-массовой работы среди студенчества, согласование ее с учебной деятельностью, укрепление связи студенческой молодежи с рабочими массами.

Одной из наиболее трудных и сложных проблем строительства высшей школы было привлечение на сторону Советской власти старой профессуры, использование ее знаний для подготовки молодых специалистов. Большая работа, проведенная партией и правительством в этом направлении, внимательное отношение к нуждам и интересам старых специалистов, забота об улучшении их материального положения дали положительные результаты.

Коммунистическая партия и Советское правительство принимала меры по обеспечению высшей школы профессорско-преподавательскими кадрами, преданными Советской власти. ЦК партии направил в вузы значительную группу ответственных партийных работников, которые возглавили многие учебные заведения и активно участвовали в перестройке высшего образования.

В 1921 г. в Москве был создан Институт красной профессуры, который сыграл важную роль в обеспечении вузов марксистскими научно-педагогическими силами для преподавания политической экономии, исторического материализма, новейшей истории и советского строительства. За годы своей деятельности Институт дал высшей школе сотни преподавателей.

В развитие и дополнение к ранее принятым декретам, 21 января 1924 г.. СНК РСФСР утвердил «Положение о научных работниках высших учебных заведений»1265, где указывалось, что научными работниками высших учебных заведений могут быть лица, обладающие достаточной научной подготовкой, определяемой на основании как собственных их работ, так и отзывов соответствующих учреждений и специалистов.

Благодаря большой работе, проделанной партийными и советскими органами к концу восстановительного периода, число профессоров и преподавателей увеличилось почти втрое и составило около 18 тыс. человек1266.

Подавляющая масса профессоров и преподавателей включалась в активную работу по подготовке кадров советской интеллигенции. В целях более эффективной подготовки новых педагогических и научных работников в 1925 г. была образована аспирантура.

Учитывая указания В. И. Ленина о необходимости широкого привлечения к педагогической деятельности старой профессуры, учебные заведения создавали все необходимые для их работы условия. В вузах активно трудились такие замечательные русские ученые, как И. П. Павлов, А. П. Карпинский, К. А. Тимирязев, Н. Д. Зелинский, В. Л. Комаров, В. И. Вернадский, И. М. Губкин, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, А. Н. Крылов и многие другие.

В развитии советской высшей школы уже в те годы проявилась важнейшая ее черта — тесная связь с практикой. Учеба в вузе и практика должны были обеспечить студентам понимание условий, в которых им предстоит работать. Будущий специалист должен был хорошо изучить экономику той или иной отрасли хозяйства, важнейшие условия развития техники и экономики предприятия и отрасли в целом.

Для увеличения приема в вузы молодежи из числа рабочих и крестьян расширялась сеть рабфаков1267.

Если в 1921/22 учебном году в стране действовало 87 рабфаков, на которых обучалось свыше 27 тыс. человек, то в 1925/26 г. 107 рабфаков готовили 47 тыс. будущих студентов вузов. К концу восстановительного периода рабфаковцы составляли почти 45% от общего числа принятых в высшую школу.

В 1925 г. в системе высших учебных заведений в СССР было 18 университетов, 25 сельскохозяйственных, 21 индустриально-технический, 13 педагогических, 6 медицинских, 4 социально-экономических, 10 художественных и других институтов1268. Общее число высших и средних специальных учебных заведений и численность обучающихся в них студентов намного превысили дореволюционный уровень, о чем свидетельствуют данные табл. 21269.

Таблица 2

Учебный год

Число высших учебных заведений

Численность студентов, тыс.

Число средних специальных учебных заведений

Число учащихся, тыс.

1914/15 (в современных границах)

105

127,4

450

54,3

1922/23

248

216,7

932

121,3

1923/24

187

208,3

903

149,9

1924/25

169

169,5

921

164,6

1925/26

145

167,0

983

181,3

В результате огромной организаторской деятельности партии и правительства к концу восстановительного периода в стране была создана по существу новая система высшего образования, были подготовлены десятки тысяч квалифицированных советских специалистов. Однако выпуск специалистов высшей квалификации, особенно инженерно-технических работников еще сильно отставал от запросов народного хозяйства, — страна стояла в преддверии огромной работы по индустриализации СССР и организации крупного механизированного сельского хозяйства.