49. ПРИБЫЛЬ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

Большая часть собственного капитала предприятия должна формироваться за счет внутренних источников, один из которых – прибыль.

Прибыль предприятия – важнейшая экономическая категория; основная цель деятельности любой коммерческой организации; чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Значение прибыли состоит в том, что она выступает основным финансовым показателем. Однако это не означает, что последний уникален, поскольку у некоторых хозяйствующих субъектов наблюдается стремление извлечь как можно более высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда, что приводит к торможению развития производства и социального развития предприятия и коллектива.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие использует различные факторы производства. Результат соединения – готовая продукция. На стадии продажи выявляется стоимость товара, которая включает стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. При этом стоимость последнего характеризует вновь созданную стоимость и в таком виде распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции (т. е. для каждого предпринимателя она выступает частью издержек). Вторая же часть характеризует чистый доход, получаемый только в результате продажи продукции.

Прибыль предприятия – финансовый результат деятельности. Предприятия на рынке товаров – относительно обособленные товаропроизводители. Так, установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая таким образом денежную выручку. Но это не означает получения прибыли. С целью выявления финансового результата следует соотнести полученную выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Если выручка превышает себестоимость, предприятие получает прибыль. Если затраты превышают выручку, то предприятие несет убытки, т. е. отрицательный финансовый результат.

Таким образом, прибыль – показатель, наиболее полно отражающий эффективность деятельности предприятия. Значение прибыли усиливается с переходом к рыночной экономике. Это связано с тем, что акционерные, арендные, частные и другие формы собственности предприятия, получив финансовую самостоятельность и независимость, могут самостоятельно решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, остающуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. В рамках финансового менеджмента все инструменты управления в той или иной мере ориентированы на максимизацию прибыли.

Максимизация прибыли – одно из основных условий функционирования предприятия. Только при постоянном росте прибыли предприятие может иметь возможность осуществления финансовых и прямых инвестиций. Однако предприятие должно стремиться к максимизации прибыли в долгосрочном плане. В краткосрочном плане она может приводить к снижению темпов развития, поскольку предприятие может максимизировать прибыль только путем снижения своих расходов, в том числе и на инвестиции.

Прибыль может рассматриваться в качестве критерия отбора финансовых и инвестиционных решений в долгосрочном и краткосрочном понимании.

Большая часть собственного капитала предприятия должна формироваться за счет внутренних источников, один из которых – прибыль.

Прибыль предприятия – важнейшая экономическая категория; основная цель деятельности любой коммерческой организации; чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Значение прибыли состоит в том, что она выступает основным финансовым показателем. Однако это не означает, что последний уникален, поскольку у некоторых хозяйствующих субъектов наблюдается стремление извлечь как можно более высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда, что приводит к торможению развития производства и социального развития предприятия и коллектива.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие использует различные факторы производства. Результат соединения – готовая продукция. На стадии продажи выявляется стоимость товара, которая включает стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. При этом стоимость последнего характеризует вновь созданную стоимость и в таком виде распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции (т. е. для каждого предпринимателя она выступает частью издержек). Вторая же часть характеризует чистый доход, получаемый только в результате продажи продукции.

Прибыль предприятия – финансовый результат деятельности. Предприятия на рынке товаров – относительно обособленные товаропроизводители. Так, установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая таким образом денежную выручку. Но это не означает получения прибыли. С целью выявления финансового результата следует соотнести полученную выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Если выручка превышает себестоимость, предприятие получает прибыль. Если затраты превышают выручку, то предприятие несет убытки, т. е. отрицательный финансовый результат.

Таким образом, прибыль – показатель, наиболее полно отражающий эффективность деятельности предприятия. Значение прибыли усиливается с переходом к рыночной экономике. Это связано с тем, что акционерные, арендные, частные и другие формы собственности предприятия, получив финансовую самостоятельность и независимость, могут самостоятельно решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, остающуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. В рамках финансового менеджмента все инструменты управления в той или иной мере ориентированы на максимизацию прибыли.

Максимизация прибыли – одно из основных условий функционирования предприятия. Только при постоянном росте прибыли предприятие может иметь возможность осуществления финансовых и прямых инвестиций. Однако предприятие должно стремиться к максимизации прибыли в долгосрочном плане. В краткосрочном плане она может приводить к снижению темпов развития, поскольку предприятие может максимизировать прибыль только путем снижения своих расходов, в том числе и на инвестиции.

Прибыль может рассматриваться в качестве критерия отбора финансовых и инвестиционных решений в долгосрочном и краткосрочном понимании.