10. МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ИХ СОСТАВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Метод экономического анализа – диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
Характерные особенности метода экономического анализа: использование системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними.
Методика экономического анализа – совокупность методов, применяющихся для обработки экономической информации.
Виды методики экономического анализа.
1. Частная методика – методика, конкретизирующая общую применительно к хозяйственным процессам.
2. Общая методика – совокупность приемов аналитической работы, применяемых при исследовании экономических процессов.
Методы и приемы анализа.
1. Методы предварительного анализа:
1) сплошное наблюдение – исследование и обработка всех имеющихся данных;
2) выборочное наблюдение – наблюдение, при котором из общей совокупности обследованию подлежит часть, которая является выборочной совокупностью;
3) сравнение данных – прием, который позволяет выявить взаимосвязь экономических явлений, динамику и степень достигнутой эффективности.
Виды сравнений:
а) сравнение отчетных и плановых показателей;
б) сравнение плановых показателей и показателей предшествующего периода;
в) сравнение отчетных показателей и показателей предшествующего периода;
г) сравнение со среднеотраслевыми данными;
д) сравнение показателей с показателями однородных предприятий;
4) сводка и группировка данных. Сводка данных – обобщение статического материала при помощи итоговых подсчетов, выполняемых по определенной системе;
5) расчет абсолютных и относительных величин.
Абсолютные статистические величины – показатели, выражающие размеры количественных признаков общественных явлений. Относительные статистические величины – обобщающие показатели, которые характеризуют количественные отношения общественных явлений;
6) расчет средних величин и показателей вариации.
Средняя величина – обобщающая характеристика совокупности однородных общественных явлений (средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментального ряда, мода, медиана). Средняя величина характеризует уровень признака на единицу совокупности и обобщает индивидуальные величины одного вида;
7) рассмотрение рядов динамики. Рядом динамики (временный ряд) является ряд расположенных во времени статистических показателей, которые характеризуют изменения общественного явления;
8) графический;
9) эвристический.
2. Методы факторного анализа:
1) индексный основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню данного явления, принятому в качестве базы;
2) метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель;
3) метод абсолютных разниц;
4) метод относительных разниц;
5) метод долевого участия;
6) интегральный;
7) метод логарифмирования.
3. Модели имитации и оптимизации.
Метод экономического анализа – диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
Характерные особенности метода экономического анализа: использование системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними.
Методика экономического анализа – совокупность методов, применяющихся для обработки экономической информации.
Виды методики экономического анализа.
1. Частная методика – методика, конкретизирующая общую применительно к хозяйственным процессам.
2. Общая методика – совокупность приемов аналитической работы, применяемых при исследовании экономических процессов.
Методы и приемы анализа.
1. Методы предварительного анализа:
1) сплошное наблюдение – исследование и обработка всех имеющихся данных;
2) выборочное наблюдение – наблюдение, при котором из общей совокупности обследованию подлежит часть, которая является выборочной совокупностью;
3) сравнение данных – прием, который позволяет выявить взаимосвязь экономических явлений, динамику и степень достигнутой эффективности.
Виды сравнений:
а) сравнение отчетных и плановых показателей;
б) сравнение плановых показателей и показателей предшествующего периода;
в) сравнение отчетных показателей и показателей предшествующего периода;
г) сравнение со среднеотраслевыми данными;
д) сравнение показателей с показателями однородных предприятий;
4) сводка и группировка данных. Сводка данных – обобщение статического материала при помощи итоговых подсчетов, выполняемых по определенной системе;
5) расчет абсолютных и относительных величин.
Абсолютные статистические величины – показатели, выражающие размеры количественных признаков общественных явлений. Относительные статистические величины – обобщающие показатели, которые характеризуют количественные отношения общественных явлений;
6) расчет средних величин и показателей вариации.
Средняя величина – обобщающая характеристика совокупности однородных общественных явлений (средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментального ряда, мода, медиана). Средняя величина характеризует уровень признака на единицу совокупности и обобщает индивидуальные величины одного вида;
7) рассмотрение рядов динамики. Рядом динамики (временный ряд) является ряд расположенных во времени статистических показателей, которые характеризуют изменения общественного явления;
8) графический;
9) эвристический.
2. Методы факторного анализа:
1) индексный основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню данного явления, принятому в качестве базы;
2) метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель;
3) метод абсолютных разниц;
4) метод относительных разниц;
5) метод долевого участия;
6) интегральный;
7) метод логарифмирования.
3. Модели имитации и оптимизации.