10. МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ИХ СОСТАВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Метод экономического анализа – диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Характерные особенности метода экономического анализа: использование системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними.

Методика экономического анализа – совокупность методов, применяющихся для обработки экономической информации.

Виды методики экономического анализа.

1. Частная методика – методика, конкретизирующая общую применительно к хозяйственным процессам.

2. Общая методика – совокупность приемов аналитической работы, применяемых при исследовании экономических процессов.

Методы и приемы анализа.

1. Методы предварительного анализа:

1) сплошное наблюдение – исследование и обработка всех имеющихся данных;

2) выборочное наблюдение – наблюдение, при котором из общей совокупности обследованию подлежит часть, которая является выборочной совокупностью;

3) сравнение данных – прием, который позволяет выявить взаимосвязь экономических явлений, динамику и степень достигнутой эффективности.

Виды сравнений:

а) сравнение отчетных и плановых показателей;

б) сравнение плановых показателей и показателей предшествующего периода;

в) сравнение отчетных показателей и показателей предшествующего периода;

г) сравнение со среднеотраслевыми данными;

д) сравнение показателей с показателями однородных предприятий;

4) сводка и группировка данных. Сводка данных – обобщение статического материала при помощи итоговых подсчетов, выполняемых по определенной системе;

5) расчет абсолютных и относительных величин.

Абсолютные статистические величины – показатели, выражающие размеры количественных признаков общественных явлений. Относительные статистические величины – обобщающие показатели, которые характеризуют количественные отношения общественных явлений;

6) расчет средних величин и показателей вариации.

Средняя величина – обобщающая характеристика совокупности однородных общественных явлений (средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментального ряда, мода, медиана). Средняя величина характеризует уровень признака на единицу совокупности и обобщает индивидуальные величины одного вида;

7) рассмотрение рядов динамики. Рядом динамики (временный ряд) является ряд расположенных во времени статистических показателей, которые характеризуют изменения общественного явления;

8) графический;

9) эвристический.

2. Методы факторного анализа:

1) индексный основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню данного явления, принятому в качестве базы;

2) метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель;

3) метод абсолютных разниц;

4) метод относительных разниц;

5) метод долевого участия;

6) интегральный;

7) метод логарифмирования.

3. Модели имитации и оптимизации.

Метод экономического анализа – диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Характерные особенности метода экономического анализа: использование системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними.

Методика экономического анализа – совокупность методов, применяющихся для обработки экономической информации.

Виды методики экономического анализа.

1. Частная методика – методика, конкретизирующая общую применительно к хозяйственным процессам.

2. Общая методика – совокупность приемов аналитической работы, применяемых при исследовании экономических процессов.

Методы и приемы анализа.

1. Методы предварительного анализа:

1) сплошное наблюдение – исследование и обработка всех имеющихся данных;

2) выборочное наблюдение – наблюдение, при котором из общей совокупности обследованию подлежит часть, которая является выборочной совокупностью;

3) сравнение данных – прием, который позволяет выявить взаимосвязь экономических явлений, динамику и степень достигнутой эффективности.

Виды сравнений:

а) сравнение отчетных и плановых показателей;

б) сравнение плановых показателей и показателей предшествующего периода;

в) сравнение отчетных показателей и показателей предшествующего периода;

г) сравнение со среднеотраслевыми данными;

д) сравнение показателей с показателями однородных предприятий;

4) сводка и группировка данных. Сводка данных – обобщение статического материала при помощи итоговых подсчетов, выполняемых по определенной системе;

5) расчет абсолютных и относительных величин.

Абсолютные статистические величины – показатели, выражающие размеры количественных признаков общественных явлений. Относительные статистические величины – обобщающие показатели, которые характеризуют количественные отношения общественных явлений;

6) расчет средних величин и показателей вариации.

Средняя величина – обобщающая характеристика совокупности однородных общественных явлений (средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментального ряда, мода, медиана). Средняя величина характеризует уровень признака на единицу совокупности и обобщает индивидуальные величины одного вида;

7) рассмотрение рядов динамики. Рядом динамики (временный ряд) является ряд расположенных во времени статистических показателей, которые характеризуют изменения общественного явления;

8) графический;

9) эвристический.

2. Методы факторного анализа:

1) индексный основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню данного явления, принятому в качестве базы;

2) метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель;

3) метод абсолютных разниц;

4) метод относительных разниц;

5) метод долевого участия;

6) интегральный;

7) метод логарифмирования.

3. Модели имитации и оптимизации.