12. 4 Прогнозирование регионального развития

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 

Прогнозирование региональных процессов – важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов.

Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.

В основе методологии регионального прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической системы, но и на уровне ее составляющих. Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах. Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей.

Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне– и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на схеме 72.

Схема 72.

Структура комплексного прогноза развития региона.

Прогнозирование применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.

Планирование – метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики. Важной частью планирования является программирование. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ.

Комиссия готовит предложения по определению приоритетных направлений развития регионов, совершенствованию мониторинга социально-экономического развития, оказанию помощи в реализации целевых программ развития территорий. С учетом предложений государство может выделять региональные квоты по кредитам на инвестиционные программы. Эта квота определяется суммой доли участия региона в производстве продукции и в кредитных ресурсах страны:

где Q1 – объем производства в регионе; Q0 – объем производства в стране; Кри – квота по кредитам на инвестиционные программы; КВр – кредитные вложения банков данного региона; КВ0 – общие кредитные вложения всех кредитных банков; КВм – кредитные вложения местных банков.

Региональное целевое программирование позволяет федеральному центру активно влиять на проблемные регионы, успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, направленные на уменьшение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Однако существующие в России программы все еще имеют существенные недостатки. Главные из них – слабое обоснование проблемных приоритетов, отбора и эффективности программ, отсутствие надлежащей межпрограммной увязки и координации, недостаточная проработка вопросов территориально-хозяйственной комплексности и интеграции, плохой контроль за реализацией, неустойчивость финансирования.

Тренировочные задания к теме 12

1. В последние годы в нашей стране стали разрабатываться Программы по комплексному развитию регионов. Некоторые авторы предлагают в прогноз включать разработки: во-первых, волны Кондратьева (50–60 лет), во-вторых, долгосрочный прогноз (20–25 лет), в-третьих, среднесрочный прогноз (8-12 лет), в четвертых, краткосрочные прогнозы (3–4 года). Проанализируйте, какие задачи ставятся и какие цели преследуются на каждом из этих этапов?

2. Основные направления государственной экономической политики обычно однозначно относят к формам либо прямого регулирования, либо косвенного. Однако региональную политику принято считать сферой смешанного регулирования. Объясните это положение.

3. Проанализируйте особенности отношений между дальневосточным регионом и центром. На примерах из периодической печати раскройте содержание центробежных и центростремительных тенденций. Какие из названных тенденций в современный период получают доминирующее значение? Какие последствия может иметь развитие этих тенденций для Приморского края, страны в целом?

4. Каким образом различаются основные функциональные формы региональной политики: прогнозирование, программирование, планирование?

5. Проанализируйте содержание следующих отрывков. Определите, какие из существующих подходов к региональной экономике они характеризуют:

а) «Имея непосредственную связь с проблемным подходом и являясь по существу его разновидностью, он вместе с тем имеет самостоятельное значение. Центральное место в нем занимает изучение явлений взаимодействия субъектов общественных отношений в географическом пространстве»;

б) «Он имеет важное методологическое значение в изучении действия экономических законов на региональном уровне. Относительное обособление воспроизводственного цикла означает не только обособление воспроизводства части совокупного внутреннего валового продукта в границах региона, но и обособление присущих ему, региону противоречий и их концентрированных выражений – сложных региональных социально-экономических проблем».

6. Определите размер региональной квоты по кредитам на инвестиционные программы, если в некотором регионе объем производства составил 42 млрд. руб. Общий объем продукции в стране равен 84 млрд. руб. Общие кредитные вложения коммерческих банков равны 2010 млрд. руб., а кредитные вложения банков данного региона в экономику страны составляют 0,2 от этой суммы. В экономику региона местные банки вложили сумму, равную 180 млрд. руб.

Тест к теме 12

Определите все верные ответы.

1. Региональная экономика – это

а) наука, изучающая рациональное размещение производительных сил;

б) часть экономической географии;

в) аналог отраслевых экономик; г) часть мезоэкономики.

2. Основная причина низкой дееспособности слаборазвитых регионов – это

а) удаленность от центра деловой активности страны;

б) недостаточный производственный и финансовый потенциал;

в) изменение геополитического положения страны;

г) формирование структуры и инфраструктуры рынка

3. Индустриально развитые в советское время области Северо-Западного, Центрального и др. регионов стали депрессивными, т. к.

а) имели дальние производственные связи;

б) имели высокую концентрацию ВПК;

в) имели полифункциональную структуру экономики, которая не соответствует потребностям рынка;

г) оказались заложниками развивающейся системы неплатежей.

4. Причинами усиления противостояния центра и регионов в России являются

а) отсутствие четкой регламентации прав и обязанностей центра и регионов в официальных документах;

б) разделение собственности за каждым уровнем управления;

в) нарушение принципов экономической самостоятельности регионов и их отношений с федеральным бюджетом;

г) перекладывание центром выполнения социальных функций на региональные власти без должного финансового обеспечения.

5. Региональная политика – это

а) приоритетное направлением деятельности местных властей;

б) система взаимоотношений между государством и регионами, а также между самими регионами;

в) политика выравнивание различий в уровне социально-экономического развития регионов;

г) сочетание принципов федерализма и регионализма.

6. Региональное прогнозирование

а) является составной частью индикативного планирования;

б) существовало только в централизованной экономике;

в) предшествует регионального целевому программированию;

г) осуществляется только по заказу региональных властей

Прогнозирование региональных процессов – важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов.

Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.

В основе методологии регионального прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической системы, но и на уровне ее составляющих. Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах. Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей.

Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне– и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на схеме 72.

Схема 72.

Структура комплексного прогноза развития региона.

Прогнозирование применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.

Планирование – метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики. Важной частью планирования является программирование. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ.

Комиссия готовит предложения по определению приоритетных направлений развития регионов, совершенствованию мониторинга социально-экономического развития, оказанию помощи в реализации целевых программ развития территорий. С учетом предложений государство может выделять региональные квоты по кредитам на инвестиционные программы. Эта квота определяется суммой доли участия региона в производстве продукции и в кредитных ресурсах страны:

где Q1 – объем производства в регионе; Q0 – объем производства в стране; Кри – квота по кредитам на инвестиционные программы; КВр – кредитные вложения банков данного региона; КВ0 – общие кредитные вложения всех кредитных банков; КВм – кредитные вложения местных банков.

Региональное целевое программирование позволяет федеральному центру активно влиять на проблемные регионы, успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, направленные на уменьшение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Однако существующие в России программы все еще имеют существенные недостатки. Главные из них – слабое обоснование проблемных приоритетов, отбора и эффективности программ, отсутствие надлежащей межпрограммной увязки и координации, недостаточная проработка вопросов территориально-хозяйственной комплексности и интеграции, плохой контроль за реализацией, неустойчивость финансирования.

Тренировочные задания к теме 12

1. В последние годы в нашей стране стали разрабатываться Программы по комплексному развитию регионов. Некоторые авторы предлагают в прогноз включать разработки: во-первых, волны Кондратьева (50–60 лет), во-вторых, долгосрочный прогноз (20–25 лет), в-третьих, среднесрочный прогноз (8-12 лет), в четвертых, краткосрочные прогнозы (3–4 года). Проанализируйте, какие задачи ставятся и какие цели преследуются на каждом из этих этапов?

2. Основные направления государственной экономической политики обычно однозначно относят к формам либо прямого регулирования, либо косвенного. Однако региональную политику принято считать сферой смешанного регулирования. Объясните это положение.

3. Проанализируйте особенности отношений между дальневосточным регионом и центром. На примерах из периодической печати раскройте содержание центробежных и центростремительных тенденций. Какие из названных тенденций в современный период получают доминирующее значение? Какие последствия может иметь развитие этих тенденций для Приморского края, страны в целом?

4. Каким образом различаются основные функциональные формы региональной политики: прогнозирование, программирование, планирование?

5. Проанализируйте содержание следующих отрывков. Определите, какие из существующих подходов к региональной экономике они характеризуют:

а) «Имея непосредственную связь с проблемным подходом и являясь по существу его разновидностью, он вместе с тем имеет самостоятельное значение. Центральное место в нем занимает изучение явлений взаимодействия субъектов общественных отношений в географическом пространстве»;

б) «Он имеет важное методологическое значение в изучении действия экономических законов на региональном уровне. Относительное обособление воспроизводственного цикла означает не только обособление воспроизводства части совокупного внутреннего валового продукта в границах региона, но и обособление присущих ему, региону противоречий и их концентрированных выражений – сложных региональных социально-экономических проблем».

6. Определите размер региональной квоты по кредитам на инвестиционные программы, если в некотором регионе объем производства составил 42 млрд. руб. Общий объем продукции в стране равен 84 млрд. руб. Общие кредитные вложения коммерческих банков равны 2010 млрд. руб., а кредитные вложения банков данного региона в экономику страны составляют 0,2 от этой суммы. В экономику региона местные банки вложили сумму, равную 180 млрд. руб.

Тест к теме 12

Определите все верные ответы.

1. Региональная экономика – это

а) наука, изучающая рациональное размещение производительных сил;

б) часть экономической географии;

в) аналог отраслевых экономик; г) часть мезоэкономики.

2. Основная причина низкой дееспособности слаборазвитых регионов – это

а) удаленность от центра деловой активности страны;

б) недостаточный производственный и финансовый потенциал;

в) изменение геополитического положения страны;

г) формирование структуры и инфраструктуры рынка

3. Индустриально развитые в советское время области Северо-Западного, Центрального и др. регионов стали депрессивными, т. к.

а) имели дальние производственные связи;

б) имели высокую концентрацию ВПК;

в) имели полифункциональную структуру экономики, которая не соответствует потребностям рынка;

г) оказались заложниками развивающейся системы неплатежей.

4. Причинами усиления противостояния центра и регионов в России являются

а) отсутствие четкой регламентации прав и обязанностей центра и регионов в официальных документах;

б) разделение собственности за каждым уровнем управления;

в) нарушение принципов экономической самостоятельности регионов и их отношений с федеральным бюджетом;

г) перекладывание центром выполнения социальных функций на региональные власти без должного финансового обеспечения.

5. Региональная политика – это

а) приоритетное направлением деятельности местных властей;

б) система взаимоотношений между государством и регионами, а также между самими регионами;

в) политика выравнивание различий в уровне социально-экономического развития регионов;

г) сочетание принципов федерализма и регионализма.

6. Региональное прогнозирование

а) является составной частью индикативного планирования;

б) существовало только в централизованной экономике;

в) предшествует регионального целевому программированию;

г) осуществляется только по заказу региональных властей