2.Трансграничное движение ресурсов и его регулирование средствами международного экономического права

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 

Одной из главных групп отношений, находящихся в сфере регу-

лирования международного экономического права, являются отноше-

ния публичных лиц по поводу трансграничного движения ресурсов на

двух и многостороннем уровне.

Государства сами устанавливают правила поведения в этой сфере

по поводу ресурсов и выступают продавцами и покупателями.

В международных экономических отношениях постоянно цирку-

лируют:

- финансы,

- инвестиции,

- трудовые ресурсы,

- экономическая помощь.

В международных экономических отношениях в качестве товара

выступает все, что предназначено для обмена за возмещение для удов-

летворения потребностей. Услуги и права также являются товаром.

Движение товаров образует товаропотоки, в отношении принци-

пов управления которыми договариваются государства. Часть их осу-

ществляется непосредственно публичными лицами, отправителями и

получателями товаров.

В соглашениях друг с другом государства устанавливают прин-

ципы, на которых будут перемещаться ресурсы, либо условия их пере-

мещения, приема-передачи, купли-продажи.

Трансграничное движение финансовых ресурсов:

- в международной финансовой системе движутся, конвертируются,

обращаются валюты, ценные бумаги, кредиты;

- складываются валютные, кредитные, платежно-расчетные отноше-

ния;

- существуют национальные, двусторонние, многосторонниемеханиз-

мы международной финансовой системы, где есть микро и макро-

уровень отношений, регулируемый в той или иной степени

государствами;

- государства как отправители и получатели финансовых ресурсов в

двустороннем и многостороннем порядке разрешают проблему дол-

гов, устанавливают принципы взаимоотношений, нормы поведения,

порядок операций и процедур в международной финансовой систе-

ме.

На макроуровне это регулирование активно ведется в рамкахМВФ,

МБРР и других финансовых организаций.

Трансграничное движение инвестиционных ресурсов

Для производства товара необходимы ресурсы, или могут быть

запасы различных средств, выступающие в товарной, денежной или

иной формах. Это называется инвестициями, движение которых явля-

ется одним из объектов международного регулирования.

В международной инвестиционной системе есть свои рынки, по-

купатели и продавцы капитала, его экспорт и импорт.

Государства, регулируя движение частного капитала, определяют

принципы сотрудничества в инвестиционной сфере. Происходит пере-

ход к многостороннему регулированию в международной инвестици-

онной системе. Идет разработка Многостороннего соглашения по

инвестициям в рамках Организации экономического сотрудничества и

развития.

Трансграничное движение рабочей силы

В мировой экономике перемещаются как продукты труда, так и

сам труд, который принимает форму переселения трудоспособного

населения по экономическим причинам, т.е. миграция рабочей силы.

Миграция рабочей силы порождает массу вопросов и проблем,

требующих регулирования на международном публично-правовом

уровне в двустороннем и многостороннем плане:

- защита национального рынка труда;

- утечка мозгов;

- правила поселения (статус резидента);

- денежные переводы и т.д.

Государства заключают соглашения, призванные регулировать

вопросы миграции, сокращать иммиграцию, стимулировать реиммиг-

рацию.

Международное разделение труда своим результатом имеет нера-

венство в экономическом развитии государств и регионов.

Развитые государства помогали и помогаютслаборазвитым странам.

Эта помощь фактически выражается в перемещении тех же ре-

сурсов – товаров, финансов, инвестиций, только без встречного воз-

мещения.

Отсутствие встречного возмещения – есть отличительная черта, ко-

торая служит выделением данного ресурсопотока в особый вид, который

регулируется нормами права международной экономической помощи,

входящего в систему международного экономического права.

Здесь сложился свой рынок, где есть экспортеры (государства-

доноры) и импортеры (государства-рецепиенты) помощи, предостав-

ляемой как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

В международной экономической системе все ее элементы – тор-

говля, финансы, инвестиции – взаимосвязаны и сбалансированы.

Если управляемость системы нарушается, происходят кризисы,

касающиеся отдельных стран, регионов, подсистем или всей эконо-

мической системы в целом.

Взаимозависимость прослеживается в глобальном, региональном,

межрегиональном, двустороннем и секторальном разрезе.

Вопросы:

1. Назовите отношения, являющиеся предметом регулирования

МЭП.

2. Дайте характеристику источникамМЭП.

3. Перечислите основные международные организации, действу-

ющие в сфере МЭП.

Литература:

№ 3, 12, 29, 37, 40 55, 66, 80, 83

Одной из главных групп отношений, находящихся в сфере регу-

лирования международного экономического права, являются отноше-

ния публичных лиц по поводу трансграничного движения ресурсов на

двух и многостороннем уровне.

Государства сами устанавливают правила поведения в этой сфере

по поводу ресурсов и выступают продавцами и покупателями.

В международных экономических отношениях постоянно цирку-

лируют:

- финансы,

- инвестиции,

- трудовые ресурсы,

- экономическая помощь.

В международных экономических отношениях в качестве товара

выступает все, что предназначено для обмена за возмещение для удов-

летворения потребностей. Услуги и права также являются товаром.

Движение товаров образует товаропотоки, в отношении принци-

пов управления которыми договариваются государства. Часть их осу-

ществляется непосредственно публичными лицами, отправителями и

получателями товаров.

В соглашениях друг с другом государства устанавливают прин-

ципы, на которых будут перемещаться ресурсы, либо условия их пере-

мещения, приема-передачи, купли-продажи.

Трансграничное движение финансовых ресурсов:

- в международной финансовой системе движутся, конвертируются,

обращаются валюты, ценные бумаги, кредиты;

- складываются валютные, кредитные, платежно-расчетные отноше-

ния;

- существуют национальные, двусторонние, многосторонниемеханиз-

мы международной финансовой системы, где есть микро и макро-

уровень отношений, регулируемый в той или иной степени

государствами;

- государства как отправители и получатели финансовых ресурсов в

двустороннем и многостороннем порядке разрешают проблему дол-

гов, устанавливают принципы взаимоотношений, нормы поведения,

порядок операций и процедур в международной финансовой систе-

ме.

На макроуровне это регулирование активно ведется в рамкахМВФ,

МБРР и других финансовых организаций.

Трансграничное движение инвестиционных ресурсов

Для производства товара необходимы ресурсы, или могут быть

запасы различных средств, выступающие в товарной, денежной или

иной формах. Это называется инвестициями, движение которых явля-

ется одним из объектов международного регулирования.

В международной инвестиционной системе есть свои рынки, по-

купатели и продавцы капитала, его экспорт и импорт.

Государства, регулируя движение частного капитала, определяют

принципы сотрудничества в инвестиционной сфере. Происходит пере-

ход к многостороннему регулированию в международной инвестици-

онной системе. Идет разработка Многостороннего соглашения по

инвестициям в рамках Организации экономического сотрудничества и

развития.

Трансграничное движение рабочей силы

В мировой экономике перемещаются как продукты труда, так и

сам труд, который принимает форму переселения трудоспособного

населения по экономическим причинам, т.е. миграция рабочей силы.

Миграция рабочей силы порождает массу вопросов и проблем,

требующих регулирования на международном публично-правовом

уровне в двустороннем и многостороннем плане:

- защита национального рынка труда;

- утечка мозгов;

- правила поселения (статус резидента);

- денежные переводы и т.д.

Государства заключают соглашения, призванные регулировать

вопросы миграции, сокращать иммиграцию, стимулировать реиммиг-

рацию.

Международное разделение труда своим результатом имеет нера-

венство в экономическом развитии государств и регионов.

Развитые государства помогали и помогаютслаборазвитым странам.

Эта помощь фактически выражается в перемещении тех же ре-

сурсов – товаров, финансов, инвестиций, только без встречного воз-

мещения.

Отсутствие встречного возмещения – есть отличительная черта, ко-

торая служит выделением данного ресурсопотока в особый вид, который

регулируется нормами права международной экономической помощи,

входящего в систему международного экономического права.

Здесь сложился свой рынок, где есть экспортеры (государства-

доноры) и импортеры (государства-рецепиенты) помощи, предостав-

ляемой как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

В международной экономической системе все ее элементы – тор-

говля, финансы, инвестиции – взаимосвязаны и сбалансированы.

Если управляемость системы нарушается, происходят кризисы,

касающиеся отдельных стран, регионов, подсистем или всей эконо-

мической системы в целом.

Взаимозависимость прослеживается в глобальном, региональном,

межрегиональном, двустороннем и секторальном разрезе.

Вопросы:

1. Назовите отношения, являющиеся предметом регулирования

МЭП.

2. Дайте характеристику источникамМЭП.

3. Перечислите основные международные организации, действу-

ющие в сфере МЭП.

Литература:

№ 3, 12, 29, 37, 40 55, 66, 80, 83