§ 4.4. «Рекомендации и поощрения в финансовом праве».

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 

Критическому анализу подвергается научная дискуссия по вопросу о возможности признания правовых рекомендаций способом регулирования общественных отношений. Автор отмечает, что норма права, содержащая рекомендацию, безусловно, не имеет обязательного значения для субъектов, однако в случае ее принятия (исполнения) обеспечивается мерами государственного воздействия.

Выявленные различия между рекомендациями и дозволениями сводятся к тому, что дозволения предоставляют субъекту право выбора варианта поведения, не оказывая предпочтения ни одному из возможных направлений. В то же время правовые рекомендации предоставляют субъектам правоотношений полную свободу действий, демонстрируя при этом их приоритетную, желательную форму.

Анализ рекомендательных норм действующего законодательства показал, что их подавляющее большинство используется для регулирования публично-правовых отношений. По мнению автора, это объясняется тем, что построение отношений, основанных на властном подчинении, в последнее время стало испытывать на себе влияние демократических процессов, происходящих в обществе, и усиливающихся тенденций отступления от принципа жесткого администрирования всех сфер государственного управления. Кроме того, правовые рекомендации, содержащие пожелания государства относительно того или иного варианта поведения субъекта, приемлемы только в отношении подчиненных, неравноправных субъектов правоотношения, требующих подробной регламентации своих действий.

Изучение действующего финансового законодательства позволяет утверждать, что рекомендательный способ регулирования финансовых отношений имеет особое значение, так как позволяет учитывать не только правовые, но и политические аспекты финансовой деятельности участников. В ряде случаев, когда невозможно установить прямого законодательного предписания в отношении варианта желаемого поведения участника финансовых отношений, заинтересованные субъекты используют рекомендации. Чаще всего такая необходимость возникает, когда федеральным органам государственной власти необходимо осуществить воздействие на те финансовые отношения, которые относятся к предмету регулирования нижестоящих государственных органов или органов местного самоуправления.

В работе находит отражение общетеоретическое исследование способа правовых поощрений, используемого для регулирования финансовых отношений. В отличие от рекомендательного, поощрительный способ предполагает наступление реальных материальных или иного рода выгод для субъекта, выполнившего определенные предписания.

Анализ действующего финансового законодательства РФ показывает, что прямые поощрительные нормы, содержащие слово «поощрить» или аналогичное, практически не встречаются. В то же время поощрительный способ регулирования финансовых отношений используется достаточно активно.

В работе исследуются особенности поощрительного способа регулирования налоговых и бюджетных отношений в рамках действующего федерального и регионального законодательства.

По мнению автора, широкое распространение поощрительных норм в финансовых правоотношениях не может иметь места. Учитывая то, что залогом нормальной финансовой деятельности государства является эффективная реализация рассматриваемых отношений, важнейшим правовым рычагом выступают все-таки императивные предписания. Но в то же время использование правовых поощрений при регулировании финансовых отношений может осуществляться с большим правовым и экономическим эффектом.

Критическому анализу подвергается научная дискуссия по вопросу о возможности признания правовых рекомендаций способом регулирования общественных отношений. Автор отмечает, что норма права, содержащая рекомендацию, безусловно, не имеет обязательного значения для субъектов, однако в случае ее принятия (исполнения) обеспечивается мерами государственного воздействия.

Выявленные различия между рекомендациями и дозволениями сводятся к тому, что дозволения предоставляют субъекту право выбора варианта поведения, не оказывая предпочтения ни одному из возможных направлений. В то же время правовые рекомендации предоставляют субъектам правоотношений полную свободу действий, демонстрируя при этом их приоритетную, желательную форму.

Анализ рекомендательных норм действующего законодательства показал, что их подавляющее большинство используется для регулирования публично-правовых отношений. По мнению автора, это объясняется тем, что построение отношений, основанных на властном подчинении, в последнее время стало испытывать на себе влияние демократических процессов, происходящих в обществе, и усиливающихся тенденций отступления от принципа жесткого администрирования всех сфер государственного управления. Кроме того, правовые рекомендации, содержащие пожелания государства относительно того или иного варианта поведения субъекта, приемлемы только в отношении подчиненных, неравноправных субъектов правоотношения, требующих подробной регламентации своих действий.

Изучение действующего финансового законодательства позволяет утверждать, что рекомендательный способ регулирования финансовых отношений имеет особое значение, так как позволяет учитывать не только правовые, но и политические аспекты финансовой деятельности участников. В ряде случаев, когда невозможно установить прямого законодательного предписания в отношении варианта желаемого поведения участника финансовых отношений, заинтересованные субъекты используют рекомендации. Чаще всего такая необходимость возникает, когда федеральным органам государственной власти необходимо осуществить воздействие на те финансовые отношения, которые относятся к предмету регулирования нижестоящих государственных органов или органов местного самоуправления.

В работе находит отражение общетеоретическое исследование способа правовых поощрений, используемого для регулирования финансовых отношений. В отличие от рекомендательного, поощрительный способ предполагает наступление реальных материальных или иного рода выгод для субъекта, выполнившего определенные предписания.

Анализ действующего финансового законодательства РФ показывает, что прямые поощрительные нормы, содержащие слово «поощрить» или аналогичное, практически не встречаются. В то же время поощрительный способ регулирования финансовых отношений используется достаточно активно.

В работе исследуются особенности поощрительного способа регулирования налоговых и бюджетных отношений в рамках действующего федерального и регионального законодательства.

По мнению автора, широкое распространение поощрительных норм в финансовых правоотношениях не может иметь места. Учитывая то, что залогом нормальной финансовой деятельности государства является эффективная реализация рассматриваемых отношений, важнейшим правовым рычагом выступают все-таки императивные предписания. Но в то же время использование правовых поощрений при регулировании финансовых отношений может осуществляться с большим правовым и экономическим эффектом.