Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России

Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.


Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки | Предмет и методы Российского конституционного права | Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты | Источники конституционного права РФ | Конституция: сущность, содержание, свойства и виды | Развитие конституции в России | Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия | Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ | Правовая охрана конституции РФ | Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ | Российское государство и его конституционные характеристики | Государственный суверенитет РФ | Экономические и политические основы конституционного строя России | Принципы социального и правового государства в конституции РФ | Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия | Понятие и виды референдумов в РФ | Всероссийский референдум: порядок организации и проведения | Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы | Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ | Гражданство РФ: понятие и общие принципы | Основания и порядок приобретения гражданства РФ | Основания и порядок прекращения гражданства РФ | Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища | Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России | Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ | Личные права и свободы граждан РФ | Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений | Политические права граждан РФ | Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений | Политические партии в России | Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации | Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ | Конституционные обязанности личности в РФ | Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ | Институт уполномоченного по правам человека в РФ | Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ | Принципы федеративного устройства РФ | Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ | Конституционно-правовой статус субъектов РФ | Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус | Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов | Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ | Соотношение законодательства РФ и ее субъектов | Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России | Государственные символы и правовой статус столицы России | Правовой статус языков в РФ | Избирательное право: понятие, структура, нормативная база | Принципы Российского избирательного права | Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации | Избирательный процесс в РФ: общая характеристика | Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса | Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция | Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса | Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов | Информирование избирателей и предвыборная агитация | финансирование выборов в России | Голосование и определение результатов выборов | Признание выборов недействительными и несостоявшимися | Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу | Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ | Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности | Выборы президента РФ | Полномочия президента РФ | Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий | Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ | Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ | Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу | Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ | Структура и компетенция государственной думы РФ | Порядок работы государственной думы РФ | Порядок формирования совета федерации РФ | Структура и компетенция совета федерации РФ | Порядок работы совета федерации РФ | Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ | Законодательный процесс в РФ: общая характеристика | Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ | Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов | Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания | Контрольные полномочия федерального собрания РФ | Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ | Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты | Конституционные основы судебной власти в России | Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности | Конституционное судопроизводство в РФ | Решения конституционного суда РФ | Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ | Органы законодательной власти субъектов РФ | Органы исполнительной власти субъектов РФ | Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ | Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации