Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России

Законодательный процесс в РФ: общая характеристика

Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.

После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).


Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки | Предмет и методы Российского конституционного права | Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты | Источники конституционного права РФ | Конституция: сущность, содержание, свойства и виды | Развитие конституции в России | Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия | Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ | Правовая охрана конституции РФ | Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ | Российское государство и его конституционные характеристики | Государственный суверенитет РФ | Экономические и политические основы конституционного строя России | Принципы социального и правового государства в конституции РФ | Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия | Понятие и виды референдумов в РФ | Всероссийский референдум: порядок организации и проведения | Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы | Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ | Гражданство РФ: понятие и общие принципы | Основания и порядок приобретения гражданства РФ | Основания и порядок прекращения гражданства РФ | Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища | Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России | Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ | Личные права и свободы граждан РФ | Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений | Политические права граждан РФ | Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений | Политические партии в России | Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации | Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ | Конституционные обязанности личности в РФ | Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ | Институт уполномоченного по правам человека в РФ | Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ | Принципы федеративного устройства РФ | Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ | Конституционно-правовой статус субъектов РФ | Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус | Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов | Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ | Соотношение законодательства РФ и ее субъектов | Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России | Государственные символы и правовой статус столицы России | Правовой статус языков в РФ | Избирательное право: понятие, структура, нормативная база | Принципы Российского избирательного права | Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации | Избирательный процесс в РФ: общая характеристика | Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса | Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция | Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса | Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов | Информирование избирателей и предвыборная агитация | Финансирование выборов в России | Голосование и определение результатов выборов | Признание выборов недействительными и несостоявшимися | Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу | Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ | Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности | Выборы президента РФ | Полномочия президента РФ | Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий | Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ | Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ | Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу | Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ | Структура и компетенция государственной думы РФ | Порядок работы государственной думы РФ | Порядок формирования совета федерации РФ | Структура и компетенция совета федерации РФ | Порядок работы совета федерации РФ | Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ | Законодательный процесс в РФ: общая характеристика | Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ | Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов | Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания | Контрольные полномочия федерального собрания РФ | Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ | Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты | Конституционные основы судебной власти в России | Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности | Конституционное судопроизводство в РФ | Решения конституционного суда РФ | Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ | Органы законодательной власти субъектов РФ | Органы исполнительной власти субъектов РФ | Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ | Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации