Душенькина Е. Экономика предприятия

Внутренняя и внешняя среда предприятия

Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность.

Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды. Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее. Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы, культура и имидж

Макросреда (внешняя среда) представлена силами которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера). Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудита-риями.

Экономическое состояние в обществе оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на цены на сырье и материалы и многое др.

Политические факторы , зависят от правящей партии в стране, от политики президента, от наличия или отсутствия военных действий и т. д.

Культурная среда – главными ее элементами которой является образование, культура, нравственные нормы, религиозные традиции.

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) – оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

Факторы косвенного воздействия (макроокружение) – не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. Политические (методы реализации государственной политики), экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.), социальные (население, менталитет), технологические (развитие науки и техники).


Структура национальной экономики | Понятие и черты предпринимательской деятельности | Этапы развития предпринимательства | Цели предприятия. Функции предпринимателя | Сфера предпринимательства | Инфраструктура рынка | Классификация предприятий | Структура и инфраструктура предприятий | Внутренняя и внешняя среда предприятия | Предпринимательские права | Хозяйственные товарищества | Хозяйственные общества | Коммерческие и некоммерческие организации | Предпринимательские ассоциации | Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия | Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования | Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация | Эффективность использования основного капитала | Оборотный капитал. Источники его формирования. Кругооборот | Показатели оборачиваемости оборотных средств. Расчет нормативов | Трудовые ресурсы. Рабочая сила | Рынок труда и его регулирование | Производительность труда | Организация, нормирование и оплата труда | Мотивация труда | Классификация затрат, образующих себестоимость продукции | Издержки производства | Товар. Товарная политика | Деньги и их функции | Методы ценообразования | Виды цен | Уставный капитал и имущество предприятий. Финансовые ресурсы | Доходы и расходы предприятия. Выручка от продажи продукции (работ, услуг) | Сущность прибыли, ее структура | Понятие инвестиций | Источники инвестиций и их кредитное обеспечение | Расчет эффективности инвестиций | Понятие и классификация инноваций. Субъекты инвестиционной деятельности | Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия | Риск в деятельности предприятия | Сущность планирования | Виды планов | Методика и порядок планирования | Основные показатели плана производства | Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы | Планирование производственной мощности предприятия | Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия | Понятие конкуренции | Методы оценки конкурентоспособности | Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия | Определение, понятие, задачи и функции логистики | Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки | Важнейшие факторы экономического роста предприятия | Качество, стандарты качества | Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета | Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
Васильева Н.А. Экономика предприятия | Душенькина Е. Экономика предприятия | Кушнир И.В. Экономика предприятия | Петрова Ю.А. Экономика предприятия