Душенькина Е. Экономика предприятия

Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия

Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.

К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рек-ламы и средств стимулирования сбыта; платежеспособность основных покупателей.

Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:

  1. ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции;
  2. ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;
  3. «фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.

Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.

Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.)

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами следует понимать:

  1. меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера (совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации);
  2. основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);
  3. деятельность общественных и негосударственных институтов;
  4. деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Структура национальной экономики | Понятие и черты предпринимательской деятельности | Этапы развития предпринимательства | Цели предприятия. Функции предпринимателя | Сфера предпринимательства | Инфраструктура рынка | Классификация предприятий | Структура и инфраструктура предприятий | Внутренняя и внешняя среда предприятия | Предпринимательские права | Хозяйственные товарищества | Хозяйственные общества | Коммерческие и некоммерческие организации | Предпринимательские ассоциации | Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия | Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования | Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация | Эффективность использования основного капитала | Оборотный капитал. Источники его формирования. Кругооборот | Показатели оборачиваемости оборотных средств. Расчет нормативов | Трудовые ресурсы. Рабочая сила | Рынок труда и его регулирование | Производительность труда | Организация, нормирование и оплата труда | Мотивация труда | Классификация затрат, образующих себестоимость продукции | Издержки производства | Товар. Товарная политика | Деньги и их функции | Методы ценообразования | Виды цен | Уставный капитал и имущество предприятий. Финансовые ресурсы | Доходы и расходы предприятия. Выручка от продажи продукции (работ, услуг) | Сущность прибыли, ее структура | Понятие инвестиций | Источники инвестиций и их кредитное обеспечение | Расчет эффективности инвестиций | Понятие и классификация инноваций. Субъекты инвестиционной деятельности | Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия | Риск в деятельности предприятия | Сущность планирования | Виды планов | Методика и порядок планирования | Основные показатели плана производства | Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы | Планирование производственной мощности предприятия | Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия | Понятие конкуренции | Методы оценки конкурентоспособности | Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия | Определение, понятие, задачи и функции логистики | Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки | Важнейшие факторы экономического роста предприятия | Качество, стандарты качества | Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета | Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
Васильева Н.А. Экономика предприятия | Душенькина Е. Экономика предприятия | Кушнир И.В. Экономика предприятия | Петрова Ю.А. Экономика предприятия